Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.03.2006, Вести сегодня
В этом году государство выделило 774 тысячи латов в поддержку отечественных фильмов (игровых, документальных и мультипликационных). Интересно, что в списке из 73 режиссеров–соискателей значится всего 6 (!) русских фамилий. Почему?
Стучитесь, и вам откроют
Самую большую сумму в номинации "игровое кино" получили фильмы "Мона" (режиссер Инара Колмане — 100 тысяч) и "Маленькие грабители" (Иво Калпениекс — 70 тысяч). Первый — это драма о жизни современной молодежи, второй фильм детский.
В документальном кино больше всего (20 650) выделено фильму "Неправильный латыш" (Петерис Крылов, посвящается латышскому художнику Густаву Клуцису) и "Мой муж Андрей Сахаров" (Инара Колмане — 15 тысяч). Среди получивших меньшие суммы, например, "Курши" (Инара Колмане), "Нацисты и блондинки" (Арбо Таммикаар, о прибалтийских актерах и актрисах, игравших в советском кино упомянутые образы), "Противоречия истории" (Инара Колмане). Среди анимационных фильмов 45 809 латов получил "Лоте из поселка Изобретателей" (Хейки Эрнитс и Янно Полдма), "Сказки дерева Аустры" (Нилс Скапанс — 24 580) и "Мормышка" (Владимир Лещев — 19 800).
Отметим сразу, что нет оснований подозревать в дискриминации русских режиссеров Национальный киноцентр, распределявший средства. Поскольку в списке указаны все, кто подавал заявки на финансирование — и те, кто его получил, и отказники. Из русских (судя по фамилиям) просили всего шестеро и двое получили. То есть либо русские режиссеры не решаются просить помощи государства, либо… русских режиссеров в Латвии просто нет?
Мастер — товар штучный
Директор киноцентра Илзе Гайлите–Холмберга склоняется ко второму варианту: "Мы и сами удивлены отсутствием русских специалистов, думали даже распространять информацию по школам. Скорее всего проблема в том, что в Латвии вообще нет кинематографической школы, — режиссеров, операторов и сценаристов готовят только в Академии культуры и то не каждый год. Самые активные не ждут — уезжают. Может, еще и потому, что в Академии культуры больше латышская среда?
Надеюсь, ситуация изменится с открытием в Таллине Балтийской школы фильмов. Ведь работает же в Латвии авторитетный и известный даже за рубежом русский аниматор Владимир Лещев!" Сам Владимир в разговоре с корр. "Вести Сегодня" рассказал, что "Мормышка" (фильм–настроение, попытка понять философию рыбаков) — его третий фильм.
Раньше денег не просил, поскольку сначала, так водится, режиссер должен себя зарекомендовать. Но вряд ли молодые русские режиссеры в Латвии трудятся "подпольно". По мнению Владимира, скорее всего их здесь просто нет. Реклама, клипмейкерство есть, а делать кино те, кого он знает, уезжают либо на Запад, либо на Восток — просто потому, что там больше возможностей.
Латвийский режиссер Евгений Пашкевич в списке значится среди отказников, хотя 5 лет назад ему деньги давали. В данный момент он снимает все тот же свой фильм на деньги латвийских меценатов в Петербурге, где его разыскала "Вести Сегодня". Русских режиссеров в Латвии нет потому, считает Евгений, что "их нет физиологически. Режиссер должен родиться, выучиться в школе, во ВГИКЕ… Непросто это".
Цвет нации становится экзотикой
Известный сценарист, патриарх латвийской публицистики Абрам Клецкин вспоминает, что русских режиссеров в Латвии всегда было мало. В советское время сюда приезжали на разовые проекты, а местные кадры стремились перебраться на "Ленфильм" и "Мосфильм", поскольку там было больше возможностей — и творческих, и материальных. Поэтому традиции не получилось даже в документалистике, где с основания Рижской киностудии сложилась сильная компания вгиковцев, но старики ушли, а молодежь уехала. Теперь, когда русская культурная среда заметно сузилась ввиду определенной национальной политики, для полноценной самореализации русского человека просто нет рынка. Клипы, рекламу снимать можно, но кино — это иной масштаб. То же, кстати, с русскими литераторами — как "самостоятельный класс" они в Латвии отсутствуют, поскольку все должны зарабатывать на жизнь другими занятиями. Да и потребителей здесь ничтожно мало — уезжают как таланты, так и потенциальные поклонники. Уезжают–то в первую очередь люди активные, способные, любознательные.
Так что ощущение провинциальности Латвии, которое терзает многих, вполне обоснованно. И это связано с мельчанием не только русского культурного размаха — а вселатвийского. Отчего же Латвия, которая в 20–е годы прошлого столетия была одним из культурных центров Восточной Европы, не смогла вернуться к прежним традициям? Одна из причин видится в том, что в результате исторических потрясений она потеряла не только две трети латышской интеллигенции, но не оцененное до сих пор богатство — своих евреев, своих немцев, своих русских.
Цвет нации (латвийской!) кристаллизуется поколениями, это процесс сложный и долгий. А нынешние условия, нацеленные на запрет свободомыслия и равноправия, откровенно его тормозят. Уже не только русское кино и литература исчезают в Латвии — журналистика начинает чувствовать нехватку молодых квалифицированных кадров. Хотя уродство русского образования еще только начинает проявляться, к отъезду молодежь готовится уже сразу после девятилетки. "Больше латышская среда" действительно отталкивает многих русских. И дело тут не в межэтнических противоречиях, просто каждый менталитет исторически формирует наиболее удобные и успешные для себя традиции образовательных подходов. А если они неудобны? Кем, интересно, будет разбавлена десятилетия спустя оставшаяся пока еще культурной латвийская среда?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |