Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Исторический опыт показывает, что процесс создания независимых национальных государств начинается с национальной самоидентификации (осознания народом своей самобытности), а лишь за тем следует фаза национального самоопределения – создание собственного государства. В Украине все произошло с точностью до наоборот.
14.3.2006., Русская цивилизация
Игорь Омельянчук
В 1991 г. Украина получила независимость и фаза самоопределения завершилась, но вот с самоидентификацией оказалось посложнее, за 15 лет независимости украинская нация так и не появилась на свет, несмотря на громогласные заявления о ее создании. Последний раз официально об этом было объявлено в ноябре 2004 г. кандидатом в президенты Украины В.А.Ющенко после отмены результатов второго тура президентских выборов, в которых он проиграл. Таким образом, главным показателем существования украинской нации является победа г-на Ющенко на выборах. Стало быть, поражение г-на Ющенко на выборах означало бы отсутствие украинской нации, из чего логически следует что нация - это президент Ющенко, а президент Ющенко – это нация. Куда до бывшего колхозного счетовода, исполняющего ныне должность главы украинского государства, бедному абсолютному монарху, несчастному «королю-солнцу» Людовику XIV, скромно заявившему три века назад, что государство – это он. Ведь государство это всего лишь преходящая форма существования нации, стало быть, отождествить себя с нацией (пусть и опосредованным путем) значить поставить себя гораздо выше государства, долженствующего служить нации (т.е. Ющенко).
Правда, в Украине не все так просто, как хотелось бы нынешнему президенту и его команде. Даже такое судьбоносное явление как приход к власти политиков оранжевого цвета не привел к возникновению украинской нации. Более того, эта одетая в ядовито-оранжевые цвета президентская команда скорее способствовала расколу украинской нации, нежели ее консолидации
Существует множество признаков существования нации, из которых мы выделим два бесспорных: существование национального самосознания общего для всех социальных групп и всех регионов, а также общность экономической жизни.
Рассматривая эти признаки применительно к украинской действительности, приходится констатировать их полное отсутствие.
Общности экономической жизни Украины пока не наблюдается. Восточный регион, стержнем экономики которого является металлургия, ориентирован на внешний рынок. Именно экспорт металла и дает основную часть бюджета Украины. Поэтому на Востоке периодически возникает мысль, раз регион самодостаточен и больше зависит от внешнего рынка, то не лучше ли стать самостоятельными, чтобы не делиться доходом с Киевом, который ничего не предлагая Донбассу, лишь присваивает часть его доходов.
Запад Украины никогда не отличавшийся особым развитием промышленности, чуть ли не вообще вернулся к натуральном хозяйству, большая часть его жителей подалась на заработки за кордон - в Польшу, Португалию и даже Россию. Десятки тысяч детей на Западной Украине перешли в разряд безнадзорных. Характерно, что уехавшие в Европу «заробитчане», декларируя преданность украинской национальной идее, на самом деле стремятся перевезти туда свою семью и осесть навсегда в более благополучной стране.
Сельское хозяйство Украины ориентированное на местные рынки также не может связать различные регионы страны, а проблемы, возникшие у украинских производителей мясомолочной продукции в связи с временным закрытием российского рынка, наглядно демонстрируют тесную связь украинского сельского хозяйства с Россией.
Общего национального самосознания на Украине также не появилось. Пребывание западных и восточных регионов веками в составе различных государств не могло не наложить отпечатка на менталитет их жителей. В настоящее время по-своему мироощущению житель Восточной или Южной Украины гораздо более отличается от жителя западной Украины, чем от россиянина, проживающего где-нибудь в Белгородской или Воронежской области.
В настоящее время на Украине имеется целых три варианта национальной самоидентификации. Часть жителей, проживающая в основном в западных регионах, ощущает себя украинцами – самостоятельной нацией, не имеющей ничего общего с «москалями» и ориентирующуюся на Европу, которая ждет Украину с распростертыми объятиями. Другая часть, проживающая в основном в Восточной и Южной частях Украины, озлобленная ставшими традиционными для независимой Украины ущемлением языковых прав и постоянными антироссийскими выпадами со стороны средств массовой информации и властей, четко идентифицирует себя с Россией. Например, одна бабушка в Харькове грозилась написать Путину про беспорядки в местном коммунальном хозяйстве. И, наконец, третья категория жителей Украины, не отказываясь от своей украинской идентификации, в то же время полагает, что русские и украинцы это разные ветви одного братского народа. В отношении них можно использовать несколько устаревший термин – «малороссы». Особенно четко это разделение проявилось во время выборов президента Украины в конце 2004 г.
Формирование самосознания народа – прерогатива национальной интеллигенции. Но, увы, на Украине с этой задачей она пока не справляется. Дело в том что ситуация начала 90-х гг. ХХ века, когда Украина неожиданно для себя самой получила статус независимой державы, не оставляла политической элите время на разработку национальной идеи. Поэтому в спешке было провозглашено: «Мы кормим весь Союз, а если все сало будем съедать сами – будем сытыми и довольными». Тогдашний президент Украины Л. М. Кравчук, агитируя за независимость, рассказывал, как РСФСР грабит украинцев, требуя к каждому Новому году в Москву и Ленинград доставлять по 50 тыс. молочных поросят. Вот если бы они остались на Украине! Г-н Кравчук, наверное, запамятовал о 6 млрд. полновесных советских рублей, которыми ежегодно дотировалась Украина из союзного бюджета. Да и этих поросят, наверное, не продотряды доставляли в столицы, а государственные торговые организации, которые к этому времени, надо думать, все же отказались от практики реквизиций. За 15 лет независимости население Украины несколько разочаровалось в подобной национальной идее, так как «кормить» Россию перестали, но богаче от этого не сделались, а скорее наоборот.
Г-н Ющенко и К° предложили другой вариант национальной идеи – «Украина – европейская держава». Но что-то и она не привилась пока, то ли потому что слишком интернациональна, то ли потому что очень уж не соответствует ситуация в современной Украине представлениям ее граждан о сытой и благополучной Европе.
Правда есть и третий вариант – просто заставить всех кто проживает на Украине быть украинцами. Недаром лозунг либерального и свободолюбивого ющенковского блока «Наша Украина!» не оставляет выбора: «Думай по-украински!». Поэтому количество русских школ неуклонно сокращается, а украинские журналисты в разговоре с русскоязычными респондентами принципиально не переходят на русский язык. Но пока этот процесс приводит лишь к обратному результату. Те, кого хотят заставить стать украинцами, еще более упорно сопротивляются этому.
Таким образом, приходится констатировать, что появления украинской национальной идеи, приемлемой для всех, в обозримом будущем не предвидится. А стало быть, и нации пока не будет. То есть те государственные границы, в которых ныне пребывает Украина, могут не соответствовать территории, которую займет украинская нация, если она появится на свет. А это значит, что в будущем не исключено изменение границ Украины в процессе становления украинской нации. Только в какую сторону?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |