Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.03.2006. Ольвия-пресс
С.Зайченко
На торжественной встрече с активом ПКРМ, которая состоялась в субботу 18 марта 2006 года по случаю «Первой пятилетки» коммунистического правления, президент Воронин, он же председатель ПКРМ, торжественно провозгласил, что «никогда прежде Молдова не находила такого числа искренних союзников в вопросе объединения нашей Родины». В числе «союзников», которые «искренне» помогают Молдове удавить Приднестровье, Воронин назвал Украину, Европейский союз, США и ОБСЕ. И еще. Воронин высказал глубокую убежденность в том, что ПКРМ, наконец-то, нашла взаимопонимание на Западе, и что ее «друзья по евроинтеграции» (Украина и Грузия), а также ее западные коллеги (Европейский союз, США, ОБСЕ и НАТО) помогут Молдове «убедить» официальную Москву в бесперспективности поддержки «сепаратистского режима в Приднестровье». «Я убежден, - постукивая указательным пальцем по трибуне, заверял он партийную элиту и одновременно общественность Молдовы, - что в самое ближайшее время, мы сумеем добиться взаимопонимания по приднестровской проблеме и в Российской Федерации».
Посмотрим, насколько реальны очередные обещания лидера ПКРМ.
Внимательно отслеживая реакцию Запада и Российской Федерации на события вокруг Приднестровья, можно сделать вывод: Запад стремится нейтрализовать Россию при решении приднестровской проблемы по своему сценарию. Сценарий этот прост и заключается в следующем: Молдова в границах Молдавской ССР должна быть единая и полностью подконтрольная Вашингтону. Об этом было сказано еще в 1998 году в постановлении американского департамента, объявившего Молдову «зоной особых интересов» США. По замыслам заокеанских стратегов, пророссийский народ Приднестровья должен быть лишен самостоятельности, собственной государственности и права проводить внешнеполитическую деятельность по своему усмотрению, в частности - пророссийскую. Выражаясь другими словами, США заинтересованы в том, чтобы Приднестровье в качестве политически бесправной автономии вошло в состав Молдовы, лишив тем самым Россию последней точки опоры на Балканском направлении. Если брать по большому счету, в интересах США, чтобы Приднестровская Молдавская Республики никогда не появилась на политической карте мира. В противостоянии с РФ Вашингтон мало беспокоит, каким способом это будет сделано, для него важен конечный результат. Вот почему США приветствует договоренность Киева и Кишинева об организации полной экономической блокады ПМР.
Позиция РФ в отношении Приднестровья иная. Правда, Москва до настоящего времени не отказалась от принципа территориальной целостности РМ, что создает ей определенные трудности при осуществлении миссии гаранта безопасности на Днестре. Но Россия не намерена отказываться от защиты прав и свобод российских граждан и своих соотечественников, проживающих в Приднестровье, и выступает за разрешение проблемы противостояния на Днестре на основе равноправных двухсторонних переговоров между ПМР и РМ. По мнению политических наблюдателей, именно поэтому Россия сегодня подвержена, мягко выражаясь, «всесторонней критике и давлению со стороны Запада» – госдепартамента США, Европарламента, руководства ЕС и ОБСЕ. И весь арсенал дипломатической войны этих евроатлантических структур направлен на поддержку Кишинева и Киева в противостоянии с Москвой. Вот почему среди этой дипломатической перестрелки вновь прорезается голос президента РМ господина Воронина.
По мнению политических наблюдателей ближнего и дальнего зарубежья, на данном этапе развития взаимоотношений США и Российской Федерации и преддверии саммита Большой восьмерки, председательствует в которой Россия, Вашингтону выгодно временно нормализовать отношения Кишинева и Москвы, чтобы эта тема не поднималась на встрече лидеров ведущих мировых держав. Есть и другие предположения, связанные с необходимостью снятия острой напряженности на Днестре в преддверии определения статуса Косово и Черногории. А, в общем-то, оба эти фактора могут считаться равнозначными.
Почему именно сейчас спровоцирован кризис вокруг Приднестровья? Ответ очевиден. Не надо быть большим политиком, чтобы в этом разобраться. По мнению американских стратегов, выбранная ими методика урегулирования конфликта в Косово не должна иметь прецедента. Вот почему до признания суверенитета Косово государственность ПМР должна быть ликвидирована, чтобы ни у кого не возникало иллюзий относительно возможности признания Приднестровья новым государственным образованием на постсоветском пространстве.
И чтобы ускорить этот процесс, Воронину рекомендовано войти в контакт с президентом России В.Путиным, обговорить ситуацию по Приднестровью и даже пойти на некоторые уступки в решении приднестровской проблемы. Но, повторяю, это только предположения политических наблюдателей.
Вероятнее всего, убеждены зарубежные политологи, и в Приднестровье в том числе, Воронину контакт с российским президентом накануне надвигающегося на Молдову крупномасштабного экономического кризиса необходим лично. Жесткая позиция, занятая Москвой летом 2005 года в отношении бывших советских республик, развернувших свой внешнеполитический курс в сторону Запада, вплотную коснулась и Молдовы.
Напоминаю особо забывчивым в Кишиневе, что на саммите министров иностранных дел стран СНГ, который прошел 23 августа 2005 года в российской столице, Москва предупредила бывшие советские республики о том, что те, кто хочет остаться на орбите российского влияния, сохранят все привилегии, в том числе и возможность покупать энергоресурсы по низким ценам. Остальные будут работать с Россией по рыночным европейским нормам. И эти принципы уже ощутили в Грузии, Украине и Молдове.
Во-первых, - это цены на российский газ. Если Кишинев не уступит Российскому «Газпрому» 75 % акций совместного с Россией предприятия «Молдова-газ», с 1 апреля стоимость газа, поставляемого в Молдову, будет составлять как минимум $160 за 1 000 кубометров. К тому же, ранее поставляемый газ (с 1 января по 1 апреля 2006 года) по 110 долларов будет также пересчитан по цене в $160. Не исключено, что при определенных обстоятельствах Молдове будет предложено приобретать российский газ по европейским ценам. И никакие обещания Воронина о том, что Молдова – стратегический партнер РФ, уже не способны переубедить Москву и изменить ситуацию. Москва с некоторых пор признает только деловой прагматизм. А надежды на поставки в Молдову туркменского и иранского газа, о чем два месяца назад с апломбом твердил официальный Кишинев, лопнули как мыльный пузырь.
Во-вторых, очень вероятно, что без нормализации отношений с Москвой поставки на российский рынок вино-коньячной, мясомолочной и сельскохозяйственной продукции из Молдовы после первого апреля возобновлены не будут. Этот факт с большим сожалением уже прокомментировали чиновники министерства экономики РМ. А это, ни много, ни мало, чревато экономическим крахом сельского хозяйства. И никакая программа госдепартамента США, в том числе и «Пэмынт», не поможет, потому что Молдова испокон веков – аграрная страна.
Не исключен факт перерегистрации в Москве и Московской области всех иностранных гастарбайтеров. Для граждан Молдовы исключений не будет. И тогда в Молдову возвратится не один десяток тысяч трудоспособного населения, что чревато самыми непредсказуемыми последствиями для воронинского режима. Прекратится приток валюты от российских гастарбайтеров и пополнение бюджета из этого источника. Кроме этого, возвращение армии трудоспособного населения и отсутствие для них свободных рабочих мест, взорвет ситуацию внутри страны.
Только одних этих моментов, достаточно для того, чтобы Молдова сама оказалась на грани гуманитарной катастрофы, подобной той, которую пытается спровоцировать официальный Кишинев в Приднестровье. Вот почему, осознавая серьезность положения, Воронин пытается попасть на прием к российскому президенту. Но чтобы скрыть истинную причину планируемой встречи, президент Молдовы, как всегда, пытается состроить «хорошую мину при плохой игре».
Кремль уже далеко не тот, что был пять лет назад, когда Воронину верили на слово. И про вступление в Российско-Белорусский Союз, и про статус русского языка, и про другие красивые мифы. Сегодня «рассудок на Руси воскрес!». В Кремле верят конкретным делам, поступкам и политической, при чем долгосрочной, стратегии стран Содружества независимых государств.
У Воронина политическая стратегия определена четко – евроинтеграция и ликвидация российского военного и экономического присутствия в Приднестровье.
Поэтому реакция российского посла РФ в Молдове Николая Рябова была адекватной. По его словам, «на молдо-российском совместном столе лежит целый ряд нерешенных вопросов, в числе которых вопрос и о ситуации вокруг Приднестровья». И только после успешного завершения переговоров по всем нерешенным вопросам, поставил «точку» в дебатах по этому вопросу российский посол, «могут создаться условия для того, чтобы говорить о визите первого лица Молдовы в Россию». Кроме этого, Н.Рябов довольно жестко пресек попытку президента Молдовы, очернить «окружение» В.Путина, якобы «дезинформирующее» российского президента. Тоном, не позволяющим возражений, он заявил: «Информацию президент получает из многих источников. Значит, все эти источники целенаправленно дезинформируют президента? Такого не может быть!».
Что можно добавить по этому поводу? Разве только, что Воронин с большим запозданием вспомнил о Москве. Об этом надо было думать в ноябре 2003 года, когда он демонстративно проигнорировал интересы России. Это в 2001 году он мог, когда ему вздумается, летать в «белокаменную» и встречаться с Российским президентом. В настоящее время ситуация в мире изменилась. К тому же сам Воронин в сравнении с 2001 годом настолько контрастно изменил свой политический «окрас», что даже хамелеон ему в подметки не годится. Например, если раньше Воронин обещал «не допустить НАТОвские танки к Брянску», то сегодня он фактически «расчищает дорогу на Брянск НАТОвским танкам». И, пожалуй, правильно делают «оранжевые» друзья и союзники ПКРМ из враждебно настроенной против России ХДНП, когда советуют Воронину не ездить в Москву, где он может «испытать лишь очередное унижение».
Так что обещания Воронина, в очередной раз прозвучавшие на партийном активе ПКРМ в честь «Первой пятилетки» воронинского режима, останутся невыполненными, как и те, которые он давал в 2001 году перед досрочными выборами в парламент.
Сегодня, несмотря на то, что Совет Евросоюза, Европарламент, ОБСЕ, Украина, США, страны НАТО и всевозможные антироссийской направленности международные и региональные, типа ГУАМ, организации выступают за разрешение приднестровской проблемы с позиций Вашингтона, Российская Федерация – единственная страна, которая открыто выступила в защиту Приднестровской Молдавской Республики и встала на защиту ее прав и свобод. По мнению официального представителя РФ, посла России в Молдове, новый режим прохождения товаров, который привел к экономической блокаде Приднестровья, является чисто «политической акцией», направленной на удушение республики. «Речь идет о продуманной политической акции, направленной на подрыв основ формирования бюджета Приднестровья, чтобы довести ситуацию в регионе до социального взрыва», заявил Рябов на пресс-конференции 20 марта. По его мнению, и это соответствует действительности, в акции по введению нового режима на границе «просматривается задача замены нынешней администрации Приднестровья на более сговорчивую». «Те, кто готовил эту акцию, в том числе и в штабах европейской бюрократии, не могли не понять последствия для стабильности в регионе». Такая позиция официальной Москвы заслуживает уважения.
Отрадно отметить, что Кремль, несмотря на массированное давление с Запада, предпринимает ряд действенных мер по снятию экономической блокады.
Занятая Россией жесткая позиции, уже приносит свои плоды. Если 16 марта Европарламент в жесткой форме потребовал от Тирасполя послушания официальному Кишиневу, а его депутаты призвали Россию прекратить поддержку Приднестровья, вывести из региона "без всяких на то условий" свои войска и военную технику, и постановили, что данный вопрос должен быть включен в повестку дня предстоящего саммита ЕС-Россия, то уже после 20 марта ультимативность в голосах из Европарламента пропала. Посол Италии в России Джанфранко Бонетти, выступая 20 марта в рамках "круглого стола" на тему "Что хочет Европейский союз в СНГ", уже попытался «сгладить» острые углы в заявлении Европарламента. "Объединив усилия, Россия и ЕС в состоянии эффективно воздействовать на политические, экономические и социальные процессы в СНГ и конструктивно сотрудничать в решении замороженных конфликтов в Молдове и Грузии", - сказал итальянский дипломат.
В заключение следует отметить, что Россия намерена и впредь последовательно и жестко проводить линию на урегулирование приднестровской проблемы исключительно мирными, политическими средствами, исходя из универсальных международных норм и принципов ОБСЕ. Россия считает, что основой двухсторонних переговоров должно быть равенство сторон. Только в этом случае, стоит на своих позициях Москва, может быть достигнут компромисс и нормализация отношений между ПМР и РМ действительно мирными политическими средствами.
Так считает Россия – основной и, возможно, единственный гарант безопасности Приднестровской Молдавской Республики.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |