Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
24.03.2006. АПН-Казахстан
Павел Святенков
Неожиданно появившаяся в повестке дня тема региональной интеграции в Средней Азии далеко не случайна. Государства региона нуждаются в объединении. Учитывая, что после ослабления позиций России Средняя Азия стала центром борьбы трех держав - Китая, Соединенных Штатов и России, кооперация между государствами региона выглядит необходимой. Следует учитывать, кроме того, что к числу борющихся за регион государств может в обозримой перспективе присоединиться и Индия, представители которой еще несколько лет назад обсуждали вопрос о возможности открытия в Таджикистане индийской военной базы.
Однако вернемся к проблеме интеграции. Государства Средней Азии, даже собравшись вместе, будут недостаточно сильны для того, чтобы проводить самостоятельную политику. Население самой крупной державы региона, Узбекистана, насчитывает всего 26 млн. человек. Население самой экономически развитой державы, Казахстана - 15 млн. Между тем Средняя Азия граничит с Китаем (население - 1,3 млрд. человек), экономика которого стремительно растет. По сути, с точки зрения экономических связей, крен Средней Азии в сторону Китая выглядит почти неизбежным.
Торговля Казахстана с этим экономико-политическим монстром растет на десятки процентов в год. Одновременно Китай проявляет заинтересованность в эксплуатации природных ресурсов Средней Азии. Мы уже писали, что Китай, как мировая фабрика, является конкурентом Запада в борьбе за получение сырьевых ресурсов. Саудовская Аравия уже договорилась о поставках нефти в Китай. По этому же пути пошла и Россия. В ходе визита президента Путина в Поднебесную Россия фактически согласилась стать сырьевым придатком Китая (ранее планировалась односторонняя ориентация страны на поставки в Европу). Аналогичную политику сырьевых поставок вынужден будет проводить и Казахстан, учитывая, что она гораздо выгоднее, чем экспорт сырья только в Европу.
С точки зрения Китая, региональная интеграция в Средней Азии просто необходима. При этом Китай исходит из своих интересов. Они четко артикулированы в необычайно интересном интервью ведущего китайского специалиста по региону профессора Дун Сяояна, представляющего Институт изучения России, Восточной Европы и Центральной Азии. Китайский профессор заявил, что Китай рассматривает Казахстан не только как сырьевое государство, призванное обеспечить ресурсами КНР, но и как транзитную страну.
Действительно, Средняя Азия - богатый природными ресурсами регион. Однако далеко не все его государства имеют счастье граничить с Китаем так, как Казахстан. Поэтому, с китайской точки зрения, логично сделать Казахстан своим доверенным лицом в регионе, поручить ему лидерство в Средней Азии, а взамен получить гарантированные поставки сырья через территорию самой стабильной и демократической державы Средней Азии.
Интеграционный сценарий по-китайски выглядит чрезвычайно соблазнительно. В самом деле, Казахстан "за здорово живешь" получает роль лидера региона. Опираясь на соседний Китай, Казахстан сможет доминировать в Средней Азии. Напомним, что Россия в последнее время больше склонна поддерживать Узбекистан, с которым заключила военный договор. А Соединенные Штаты также претендуют на то, чтобы Казахстан представлял в регионе их интересы. Больше того, Москва, несмотря на дружбу с Узбекистаном, в последнее время подает сигналы о том, что не прочь усилить экономическое взаимодействие с Астаной. Иначе говоря, Казахстану сыплются предложения со всех сторон.
Однако интеграция по-китайски означает вассалитет по отношению к Пекину. В самом деле, если Казахстан и сопредельные государства будут поставлять сырьевые ресурсы в Китай, а взамен получать китайские товары, то экономическая зависимость от Пекина станет тотальной. А где экономическая зависимость, там и политическая, это азы политологии. Китайский интеграционный проект предусматривает фактический переход региона под контроль Пекина. Вопрос, нужно ли это действующим казахским элитам? Ведь это будет фактически означать, что в ближайшем будущем они почувствуют на своей шее китайское ярмо.
Если уж создавать интеграционный проект в Средней Азии, то для того, чтобы превратить регион из поля для игры внешних сил в самостоятельного игрока. Население Средней Азии едва превышает 50 млн. человек. ВВП региона, как совокупный, так и на душу населения, оставляет желать лучшего. С учетом этих обстоятельств, даже объединенная Средняя Азия не может противостоять Китаю. Ибо 50 млн. человек - это население небольшого государства Юго-Восточной Азии. Большинство государств этого региона крупнее: во Вьетнаме живет более 80 млн. человек, в Индонезии - более 200 млн.
Среди других соседей Средней Азии только Россия довольно малонаселенна и экономически слаборазвита для того, чтобы по сравнению с ней Средняя Азия могла казаться младшим партнером, а не вассалом. Действительно, население России - 142 млн. человек, Средней Азии - 50 млн., а, например, Украины - 47 млн. Таким образом, в рамках СНГ интегрированная Средняя Азия - нормальный игрок, столь же влиятельный, как и Украина.
Однако для России интегрированная Средняя Азия в качестве партнера малоприемлема – по выше приведенным причинам. Действительно, Казахстан - авторитетный региональный лидер. Но иметь с ним дело России лучше "в личном качестве". Казахстан как лидер регионального блока России скорее невыгоден.
Получается парадокс. Китай, скорее всего, будет склонен содействовать созданию в Средней Азии регионального блока. Просто потому, что ему удобнее иметь дело с правильно организованным пространством на своих границах и для него нет существенной разницы между отдельными державами региона по отдельности и объединенным регионом. России же должно быть выгодно работать с отдельными государствами Средней Азии, возможно, разделив регион на ряд приоритетных зон. Например, использовать Казахстан как своего рода барьер между нестабильными государствами "дальней" Средней Азии (Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией) и своей территорией.
В этих условиях Казахстан оказывается между различными центрами силы, маневрировать между которыми будет все труднее. Усиление Китая диктует необходимость раз и навсегда сделать выбор за или против нарождающейся сверхдержавы. Если Казахстан (и вместе с ним вся Средняя Азия) делают прокитайский выбор, то они неизбежно должны войти в поле притяжения гигантской сверхдержавы, что грозит потерей суверенитета - сначала экономического, потом политического. Если Казахстан и Средняя Азия делают антикитайский выбор, то им необходимо избрать гаранта сохранения своего суверенитета. Выбор невелик. Это - либо Россия, либо Запад в лице: 1) Соединенных Штатов, 2) Европейского союза, 3) США и ЕС вместе.
Представляется, что гарантией анти-китайского выбора при поддержке Запада может быть разве что размещение на территории региона американских военных баз. Региональная интеграция в этом случае возможна на базе американского сценария "Большой Центральной Азии", основанного на включении в регион Афганистана. Этот сценарий вряд ли выполним, поскольку развитый Казахстан не захочет оказаться в одном регионе с Афганистаном. Кроме того, к проамериканскому варианту негативно отнесется не только Китай, но и Россия, которые неизбежно консолидируются на почве сопротивления подобному решению.
Та или иная степень интеграции с Европой вряд ли сработает в данном случае, учитывая громадную географическую удаленность региона от ЕС.
Другим вариантом может быть интеграция с Россией. Например, озвученный в прошлом году и казавшийся невероятным вариант Союза Казахстана и России. Но нужно четко понимать, что если Казахстан готов к подобному союзу, то остальные государства Средней Азии - нет, учитывая, что Казахстан - единственное государство региона, не рухнувшее в "четвертый мир" после распада Советского Союза. Региональной интеграции не получается и в данном случае.
Выходит, что интеграция Средней Азии на данном этапе не может происходить в интересах государств региона. Она может быть только прокитайской или проамериканской. Но первый вариант не способствует сохранению суверенитета, а второй - сохранению стабильности, ибо противники американского присутствия будут неизбежно "раскачивать лодку". Остаются варианты интеграции с Россией, на что в последнее время делает намеки и российская сторона. Однако реально интегрироваться с Россией может не весь регион, а только Казахстан. Вопрос только в том, сумеет ли российская сторона "сделать предложение" казахстанским элитам и захотят ли последние это предложение принять.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |