Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
29.03.2006. Eurasianet
Событие, которое может еще больше подорвать геополитические позиции Соединенных Штатов в этом регионе
Казахстан и Узбекистан объявили о совместных мерах по стабилизации положения в Средней Азии – событие, которое может еще больше подорвать геополитические позиции Соединенных Штатов в этом регионе.
19-21 марта узбекский руководитель Ислам Каримов принимал в Ташкенте казахстанского президента Нурсултана Назарбаева. Важнейшим событием государственного визита – первой поездки, совершенной Назарбаевым в соседний Узбекистан, – стало создание межгосударственного совета с целью развития экономических, политических связей и отношений в области безопасности. «[Комиссия] должна стать регулярно действующим органом, быстро решающим все важнейшие вопросы», сказал Назарбаев на пресс-конференции 20 марта.
Казахстан является экономическим локомотивом Средней Азии и добивается стабилизации региона для обеспечения надежного энергоэкспорта. Между тем Узбекистан, с точки зрения многих западных экспертов, – «больное» государство, страдающее от негибкого политического руководства и слабой экономики. Многие региональные аналитики озабочены тем, что подавление администрацией Каримова всех форм инакомыслия в конце концов закончится социальным взрывом и вероятной дестабилизацией Средней Азии.
Двусторонняя комиссия дает казахстанскому руководству инструмент, который оно может использовать для большего контроля над Ташкентом и возможного влияния на политические решения администрации Каримова. «Мы искренне заинтересованы в дружественных и предсказуемых отношениях с Узбекистаном», – сказал в интервью EurasiaNet министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев. «Это существенно важный фактор стабильности в регионе».
Юрий Федоров, российский ученый, в настоящий момент работающий в лондонском Королевском институте международных отношений, заявил, что Назарбаеву необходимо укрепить южный фланг для реализации плана экономического развития Казахстана. Назарбаева особенно обеспокоен проникновением исламского радикализма из Узбекистана и Казахстан.
«Южные районы Казахстана тесно связаны с соседними странами [особенно с Узбекистаном]», пояснил Федоров.
Во время саммита Назарбаев призвал к расширению контактов в «военных и технических сферах». «Наши спецслужбы и специальные ведомства должны работать в атмосфере полного доверия, чтобы бороться с терроризмом и наркоторговлей и другими экстремистскими проявлениями в нашем регионе», добавил Назарбаев.
После распада Советского Союза многие эксперты считали Каримова и Назарбаева соперниками за региональное лидерство. На саммите как Каримов, так и Назарбаев постарались развеять это впечатление. «Не существует никакой конкуренции или борьбы за лидерство», – сказал Каримов. «Иногда, конечно, интересы наших государств не совпадают, но это совершенно нормально».
По словам Каримова, он «глубоко удовлетворен» саммитом. С точки зрения Ташкента, наиболее важным событием в ходе визита Назарбаева стала публичная поддержка казахстанским лидером действий узбекского президента во время андижанских событий в мае 2005 г. В речи на приеме в Ташкенте, переданной 22 марта по узбекскому телевидению, Назарбаев сказал, что Каримов «сохранил мир... не только ради узбеков, но и казахов, кыргызов и таджиков», дав отпор «обученным экстремистским группировкам» в Андижане.
По данным правозащитных организаций, узбекские силы безопасности открыли огонь без предупреждения по практически безоружным гражданским демонстрантам в Андижане, убив сотни человек. Узбекские власти настаивают на том, что ответственность за беспорядки в Андижане несут исламские боевики.
Не называя прямо Соединенных Штатов, Каримов подверг эту страну самой недвусмысленной критике. Хотя исламский радикализм и является главной угрозой стабильности в регионе, агрессивное продвижение Вашингтоном демократических ценностей также представляет опасность, отметил Каримов. «Попытки некоторых внешних сил, действующих под прикрытием лозунгов демократии и свободы, достичь своих далеко идущих геополитических целей без учета наших национальных интересов не способствует укреплению безопасности и стабильности».
Назарбаев выразил надежду, что более тесные казахско-узбекские отношения станут основой для развития регионального политического и экономического сотрудничества. «Геополитическая ситуация в нашем регионе и будущее интеграционных процессов, идущих в отношениях между нашими соседями, зависит от казахско-узбекских отношений», сказал Назарбаев. Учитывая враждебность Узбекистана к американским интересам, региональная интеграции скорее всего приведет к ослаблению экономического и политического влияния США в Средней Азии.
Геополитические соперники Вашингтона в Средней Азии – Россия и Китай – склонны позитивно оценивать результаты казахско-узбекского саммита, сказал Федоров. «Если два среднеазиатских государства [Казахстан и Узбекистан] попытаются общими усилиями стабилизировать Среднюю Азию без участия Запада, это не вызовет беспокойства у Москвы и Пекина», сказал Федоров.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |