Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
4-6 апреля 2006 года в Москве прошел X Всемирный русский народный собор (ВРНС), посвященный теме «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». Первый день пленарных заседаний состоялся в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. Вел Собор его Глава - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Собор приветствовали Президент России В.В.Путин, руководители палат Федерального Собрания РФ, Мэр Москвы Ю.М.Лужков. Среди выступавших были министры иностранных дел – С.В.Лавров, культуры – А.С.Соколов, президент РАО «Российские железные дороги» В.И.Якунин. На следующий день соборяне работали на пяти секциях: «Место духовно-нравственной мотивации в жизни современного человека», «Молодежь и будущее России», «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд», «Добрые люди на доброй земле», «Село и крестьянин: проблемы и решения». На заключительном пленарном заседании, прошедшем в конференц-зале гостиницы "Даниловская", заслушаны доклады руководителей секций, приняты итоговые документы Собора: Соборного слова Х ВРНС, Декларации о правах и достоинстве человека, резолюции «О земле, крестьянстве и продовольственной безопасности России» и резолюции в поддержку передачи Церкви зданий в Рязанском Кремле. Завершился Собор вручением высших Патриарших наград выдающимся соборянам.
На Соборе не было второстепенных вопросов. Но все-таки первым среди важных был вопрос о соотношении европейской концепции прав человека и религиозно осмысленным понятием достоинства человека. Этому был посвящен центральный доклад первого дня Собора, который сделал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, и работа секции «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд», вокруг этого вопроса велась основная дискуссия на пленарных заседаниях и в СМИ, по итогам работы Собора.
Митрополит Кирилл так прокомментировал актуальность темы Собора:
«В современном мире одной из главных проблем является сохранение культурной и религиозной идентичности как отдельной личности, так и целых народов. Процессы глобализации способствуют очень интенсивным контактам между различными культурами. Происходит встреча идей и разных укладов жизни. Мы наблюдаем, как в этой среде одни культуры стремятся навязать свой образ жизни, другие признают право каждой цивилизации жить согласно своей традиции.
Русский народ не ставит никаких экспансионистских целей и не желает навязывать свое видение мира другим народам. Однако он стремится сохранить свою самобытность в вере, культуре, общественной жизни. На это он имеет полное право. Это не должно вести к замкнутости и отгораживанию России от других народов. Наоборот, осознание и сохранение своей самобытности открывает для русской культуры путь творческого созидания жизни мирового сообщества на равных с представителями других цивилизаций.
В современном мире нормы поведения должны вырабатываться в реальном диалоге. Ни одна из цивилизаций не может утверждать, что ее стандарты жизни являются универсальными, хотя сегодня подобные претензии исходят от сторонников определенной трактовки концепции прав человека. Бесспорно, права человека занимают центральное место в системе международного права и оказывают влияние на жизнь каждого человека. Однако проблему в функционировании этой концепции создает довольно распространенная позиция, утверждающая, что только ультралиберальное понимание прав человека является единственно верным. Безусловно, в этой трактовке есть много положительного, но есть много такого, что противоречит представлению различных традиционных религий о человеке.
В центре концепции прав человека лежит представление об одинаковом достоинстве каждого человека. Христианство не возражает против этой идеи, но задается вопросом, что подразумевается под достоинством человека. К сожалению, сегодня наблюдаются тенденции включить в это понятие такие вещи, которые противоречат религиозному пониманию природы человека. До сих пор содержание достоинства человека раскрывалось постепенно в истории. Этому соответствовало расширение количества прав и свобод в различных общественных сферах. Первыми появились политические, затем экономические и социальные, наконец, культурные права. Современное же развитие прав человека затрагивает уже природные характеристики личности. В права вносятся проблемы пола, генетических особенностей, понятие смерти. Другими словами мы вплотную подходим к попытке юридического определения того, что такое человек. Как Вы понимаете, этот вопрос не может быть безразличен для религии.»
Сознавая, что мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение, Всемирный Русский Народный Собор от имени самобытной русской цивилизации принял Декларацию о правах и достоинстве человека. В Декларации свобода как ценность связывается с различением добра и зла, нравственным выбором, традиционной моралью, в частности, заявлено:
«Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро,личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается.
Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести. Однако голос совести может быть заглушен грехом. Именно поэтому различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога.
Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает.
Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества.»
С возвышением роли индивида в общественных процессах в постиндустриальную эпоху Совесть становиться не только нравственной категорий, но, являясь остовом личности, влияет на ее общественное поведение, становится фактором, определяющим эффективность политических и экономических реформаций. Это имеет особенную актуальность для современной России: невозможно справиться с безответственностью, коррупцией, воровством, если общество забудет про совесть.
X Всемирный русский народный собор предложил Миру подходы к ведению диалога людей разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. «Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее».
Собор встал на защиту прав наших соотечественников за рубежом, тех, чьи религиозные и национальные чувства подвергаются оскорблению. Выразил тревогу межконфессиональным противостоянием на Украине. Выразил надежду, что власти Украины всех уровней «будут, действуя во благо народа Украины, заботиться о сохранении в ней единой канонической Церкви и о развитии отношений с другими братскими славянскими народами, скрепленными Киевской купелью и общей многовековой историей». Осудил политиков, по вине которых братья и сестры в Приднестровье живут в условиях экономической блокады.
Подробную информацию о заседаниях Собора и его документы можно найти на официальном сайте Московского Патриархата - http://www.mospat.ru/, материалы которого использованы в настоящей публикации
СправкаВсемирный Русский Народный Собор - это международная общественная организация, которая возникла в 1993 году. Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В русской традиции, помимо церковных, наименование соборов имели также государственно-общественные собрания, созывавшиеся для решения важнейших вопросов народной жизни. Поэтому на форум ВРНС собираются люди, придерживающиеся различных политических убеждений и представляющие различные слои общества как в России, так и в зарубежных странах. На Соборы также приглашаются представители разных национально-культурных традиций, имеющих тесные связи с русским миром.
Цель организации состоит в том, чтобы объединить духовные и интеллектуальные силы людей русской культуры, которые проживают в различных странах мира. Это делается для того, чтобы они могли совместными усилиями внести свой вклад в развитие человеческой цивилизации, созидая мир и сотрудничество между различными народами и культурами. По названиям тем, которые рассматривались на Соборах за прошедшее время, можно судить, что русских людей волнуют проблемы, актуальные для многих народов мира. На предыдущих Соборах рассматривались такие темы, как «Вера и труд», «Диалог цивилизаций», «Вера и власть», «Угрозы терроризма и фашизма». Участниками Соборов были Президент России В.В.Путин, Премьер-министры России, лидеры крупнейших политических партий, известные деятели науки и культуры, лидеры традиционных религий России.
В июле 2005 года ВРНС получил консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН. Это позволяет организации вступать в диалог с представителями других цивилизаций и свидетельствовать о русской традиции на самом высоком международном уровне.
В работе Всемирного Русского Народного Собора традиционно принимают участие представители высшего политического руководства страны, государственные деятели, представляющие все ветви власти, лидеры партий, общественных объединений и движений, Священноначалие Русской Православной Церкви и православное духовенство, главы других традиционных религиозных общин России, а также видные представители мира науки, культуры, народного образования и здравоохранения, военачальники, предприниматели, профессура и студенчество, посланцы русских общин ближнего и дальнего зарубежья.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |