Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
28.03.2006. Экономическая газета
Леонид Заико
То, что происходит сейчас в белорусской экономике, - результат не только изменений на мировых рынках. В республике появился собственный специфический стимулятор - рост доходов при низком уровне безработицы. При этом парадоксом стала снижающаяся (до 8,1% к декабрю предыдущего года) инфляция, чего никогда не было при росте внешних цен.
Рынки демонстрируют устойчивость и смещаются к Западу
В истекшем году конечный выпуск товаров и услуг увеличился на 9,2%. Очень неплохо, хотя и несколько ниже показателя 2004 г., когда было 11,4%. Своеобразно отреагировали на него внешний и внутренний рынки: при некотором снижении активности первого возросли продажи на втором.
Но сможет ли эта активность быть достаточно долгой и устойчивой? Наверное да, если продажи на нем будут сопровождаться ростом и усилением конкурентной среды.
Неожиданным для всех, включая правительство, стал перенос большей части белорусского экспорта в страны ЕС. Тенденция роста продаж на западном направлении в первую очередь связана с высокой конъюнктурой рынка нефтепродуктов.
Долгожданный потребительский бум
К сентябрю 2005 г. явно возросла активность правительства по стимулированию домашних хозяйств. Скажем, пару лет назад их доходы в среднем прирастали всего на 3% в год. Нынче заработная плата в реальном исчислении выросла на 21%. Совокупные доходы приросли несколько меньше (+16%), но это позволило увеличиться совокупному спросу населения на 19%.
Все это дает основания сравнить динамику внутреннего спроса с потребительским бумом. И действительно: в 2005 г. домашние хозяйства приобрели на внутреннем потребительском рынке товаров почти на 12млрд. USD. Средняя семья из 4 человек дорастила свою "потребительскую силу" до 520 USD ежемесячно. Продовольствие и одежда, обувь и бытовая техника стали привычными покупками для 30% домашних хозяйств. Это уже серьезно, и наш потребитель заслуживает хороших и качественных товаров. Что далеко не всегда учитывается. Рост покупок товаров стал обгонять соответствующий показатель потребления услуг.
Данная тенденция, безусловно, имеет положительную социальную направленность. Но при этом возникает и ряд негативных явлений. Например, легкая промышленность нарастила запасы до 125% от месячного выпуска при высоком потребительском спросе. А потеря интереса к сбережениям в итоге снижает инвестиционный потенциал, формируемый посредством накоплений домашних хозяйств. И наконец, увеличивается приверженность к иждивенческой психологии и эгоистическому поведению, не соответствующему реальным достижениям национальной экономики. Так, прирост доходов на 1/5 не "совпадает" с приростом ВВП и не соответствует реальному вкладу ведущих отраслей и предприятий. Конечно, рост цен на нефтепродукты дает возможность стране зарабатывать дополнительные доходы, но это своего рода рента на природные ресурсы.
Прирост инвестиций (+23,2%) также превысил рост потребления, тем более что инвестиционные интересы белорусских домашних хозяйств ограничивались преимущественно строительством жилья. Нет рынка ценных бумаг, иных инструментов использования сбережений, разве что депозиты. Да и правительство пока не придумало ничего нового и интересного для использования растущего финансового потенциала домашних хозяйств.
Самыми неэффективными "рыночниками" белорусского потребительского пространства стали все те, кто вбрасывает свои товары на непродовольственный рынок. Иначе как можно интерпретировать ситуацию, когда при росте реальной заработной платы в ряде отраслей до 500-600 USD непродовольственных товаров на внутренний рынок было поставлено всего на 6,9% больше? И это при том, что времени на создание новых товаров, брендов и активную работу с потребителями было достаточно.
Феномен-2005: Евросоюз как главный геоэкономический вектор Беларуси
В 2005 г. Беларусь "потянулась" к ЕС. Такое "движение" осуществляется не в силу собственной научно-технической либо инвестиционной политики, а за счет ресурсов России. Параллельно снижается ее доля в нашем экспорте.
Объективно дело складывается таким образом, что прирост экспорта обеспечен увеличением продаж нефтепродуктов и калийных удобрений. Новизна ситуации пока не стала предметом общественной дискуссии, не претерпела изменений суть самой внешней политики Беларуси. А они нужны, поскольку белорусский экспорт нефтепродуктов осуществляется по схемам ТНК, в первую очередь российским. Мы по существу просто фиксируем то, что делают на базе белорусских предприятий крупные зарубежные собственники. В то же время правительство и политики делают вид, что ничего особенного не происходит.
Перспективы экономической политики в 2006 г.
Что и как делать в 2006 г., сейчас пытаются понять многие как в бизнесе, так и в государственном секторе. На сей счет правительство предложило программу действий до 2010 г. Программа хорошая, но станут ли внимать ей внешние рынки и мировая нефтяная биржа? Такой скромный вопрос, как тарифы на газ, может стоить 4 млрд. USD ежегодно, а на 5 лет - 20 млрд. Невзирая на это правительство составило формулу развития по типу 5 х 10: 5 лет = по 10% ежегодного роста. Нижняя граница обозначена 8,5%. Оптимистический сценарий может развиваться долго, если будем вовремя менять качество развития. Особенно в стратегическом плане, что в последние годы было для республики слабым местом.
Каковы же перспективы стимулирования активности субъектов белорусской экономики в 2006 г.?
Во-первых, мы имеем исключительно хорошие показатели "на входе" (цена на газ) и на выходе (цена на нефтепродукты). Таких условий не было никогда, они уникальны для любой европейской страны. И этот шанс надо использовать для роста накоплений, инвестиционной активности. Следует просто шаг за шагом снимать бюрократические ограничения по формированию новых субъектов национального рынка.
Во-вторых, опыт показывает, что ключевым фактором обеспечения прироста доходов, валюты и продаж может длительное время оставаться внешний рынок.
В-третьих, пришло время для более активной стимуляции внутреннего рынка. Он переходит в центр внимания при принятии оперативных решений. Правительство может вести более активную игру на нем для изменения ситуации в пользу новых рыночных сегментов. При этом лозунгом становится не просто "покупайте белорусское", а новая политика государства, ориентированная на развитие инфраструктуры внутреннего рынка. Это может вызвать к жизни создание нескольких программ - типа "Национальная программа развития сферы услуг, развития инфраструктуры торговли и мелкого бизнеса": Их набор и содержание могут быть разносторонними: создание новых рабочих мест, объектов инфраструктуры... Это необходимо и по той причине, что актуализация парка высоких технологий создает иллюзию быстрого решения ряда кардинальных проблем страны. Следует понять, что "парк" никогда не станет огородом или полем экономики.
В-четвертых, как вытекает из нынешнего состояния экономики домашних хозяйств, эффективным средством формирования новых ниш рынка и расходов (сбережений) представляется формирование финансовых институтов для использования сбережений. То, что домашние хозяйства резко снизили свои склонности к сбережениям, должно насторожить и побудить оценить схемы и варианты инвестирования в перспективе.
В-пятых, более осторожно следует относиться к политике доходов, получаемых вследствие продаж нефтепродуктов. Это неизбежно приведет к психологическим, а впоследствии и социальным притязаниям на высокую заработную плату независимо от итогов работы предприятий и иных хозяйственных субъектов.
И самое главное. Следует признать, что нынешняя экономическая ситуация сложилась и стратегически находится вне нашего влияния. Шанс шансом, но на следующем этапе должен последовать собственный старт на базе имеющихся ресурсов и новых финансовых возможностей. 2005 г. создал условия для активного и энергичного развития национальной экономики, и это должно быть использовано в экономической политике 2006 г.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |