Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
03.04.2006. БелГазета
Ярослав Романчук
В Беларуси ждут перемен. Вопреки официальным результатам выборов и фетишу стабильности, доминирующему в социальном и экономическом поведении населения. Ждут реформ, но без безработицы и изменения структуры производства. Ждут роста зарплат, но боятся пускать в страну иностранный капитал. Ждут ответственного бизнеса, но чтобы не требовал снижения налогов. Состояние делового цикла, в котором оказалась Беларусь в 2006г., настойчивые декларации России о переходе на европейские цены на газ и мировые цены на нефть позволяют предположить, что в стране вполне возможны не только смены вывесок с фамилиями людей, отвечающих за экономическую политику, но и предприняты попытки отойти от жесткой парадигмы национального социализма.
ИНЕРЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ: ВСЕ ОСТАНЕТСЯ, КАК ЕСТЬ
Соблазн ничего не менять в социально-экономической политике по-прежнему велик. Власть пребывает в плену искаженных данных и методологически некорректных показателей. Выбранные критерии оценки качества развития (16 показателей) дают далеко не полную картину. Тем не менее привлекательные цифры внушают доверие у людей, не видящих за ними проблем реальной жизни.
Убаюкивают цены на нефть и газ. Расхолаживает отсутствие российского торгового протекционизма в ответ на белорусский. Власти уверовали в неотвратимость устойчивого роста экспорта удобрений и металлов. Заклинания о высокотехнологичности белорусского машиностроения, перспективности «БелАЗов», «МАЗов» и тракторов «Беларус» многими принимаются за чистую монету. Потоки валютной нефтевыручки, переполненный бюджет (когда за рамки его финансирования выведены расходы около 5-7% ВВП) создают иллюзию бесконечного благополучия.
«Зачем что-то менять?» - этот вопрос наверняка задает себе глава государства. «Незачем», - вторит ему ближайшее окружение. «Не стоит», - уверяет разросшаяся бюрократия. Она реально управляет экономикой, жестко регулируя уровень конкуренции и назначение потоков прибыли. «Никак нельзя менять», - предупреждают силовики. Страшилки про Запад, демократов и российских олигархов, созданные официальными СМИ, начали жить своей жизнью.
Призывы к переменам тонут в почти военизированном хоре одобрямса. Чтобы на таком фоне принять решения о реформах, нужно быть очень сильным политиком с хорошей интуицией. Ведь проблемы очевидны даже при анализе официальных статистических индикаторов.
Четкой ясности в том, за какую ниточку дергать, чтобы решить одну проблему и не порушить всю систему, нет. Как и нет доверия к тем, кто мог бы реально подсказать, как разрулить противоречия при пока еще благоприятной внешнеэкономической ситуации.
Вероятность реализации инерционного сценария достаточно высока. Александр Лукашенко продолжит в привычном режиме визировать указы и декреты, перемещать кадры в рамках все той же обоймы, давать льготы одним при показательных порках других. Селекторные совещания, сельхозаврал и требования снизить цены на жилье будут перемежаться эмоциональными выпадами против Запада, а также против «антибелорусских» сил в России, настаивающих на пересмотре условий продажи РБ энергоресурсов. Главные условия выбора этого сценария - отсутствие резких колебаний цен на энергоресурсы, стабильная динамика спроса на нефтепродукты, удобрения, металлы и товары нефтехимии, а также сохранение доверия вкладчиков к банковским депозитам.
АДАПТАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ
России может надоесть риторика о союзном государстве и интеграции явно набила оскомину. «Белтрансгаз» не готов к приватизации. Нацбанк укрепляет рубль, периодически вспоминая о плане введения российского. «Нафтан» и Мозырский НПЗ рука об руку с российскими олигархами радуются ценовым схемам поставок сырой нефти и экспорта нефтепродуктов. Кремль старается позиционировать Россию как новую энергетическую державу. Под давлением США, Германии, ЕС, а также в свете выполнения требований ВТО и провала проекта «Союзное государство» Владимир Путин может начать наконец реализацию своего плана отделения мух от котлет.
Цена 1 тыс. куб. м газа в $235, ликвидация ценовой ренты при поставках сырой нефти (может быть принято решение централизации поставок через «Газпромнефть») - это шок для Беларуси ценой в 10-13% ВВП. Ожидать такой синхронизации действий со стороны России не приходится, но больно, безусловно, будет.
Вероятность того, что Лукашенко согласится на условия России по продаже «Белтрансгаза», мала. В крайнем случае Минск может согласиться на продажу 49% акций. Однако «золотая акция» и приложенный список инвестиционных требований не гарантируют «Газпрому» права собственности на собственные активы в Беларуси. По нефти ситуация еще сложнее - ревизия схем поставок задевает интересы не только олигархов, но и влиятельной номенклатуры.
В рамках адаптационного сценария резко усилится спрос на проекты по энергобезопасности. Правительство вынуждено будет повысить цены на газ, электроэнергию и топливо. Сократится список предприятий, получающих энергоресурсы по льготным ценам. Будет введен режим жесткой экономии электроэнергии и газа, когда за потребление сверх квоты надо будет платить намного больше.
Энергетический удар приведет к опасному каскадному эффекту. Промпредприятия потеряют оборотку, повысят цены, увеличат долги перед поставщиками и банками. Инвестиционные ресурсы будут переключены на текущее потребление. Ресурсов на повышение зарплаты и на налоги не хватит. Обострятся проблемы со сбытом продукции, увеличатся складские запасы, будут заморожены проекты по модернизации.
Удар по реальному сектору незамедлительно почувствуют на себе банки. Ухудшится качество кредитных портфелей, увеличится объем требований предприятий к банкам. Дефицит ликвидности будет компенсироваться централизованными ресурсами Нацбанка. Не исключен возврат к порочной практике прямого финансирования Нацбанком дефицита бюджета.
И промпредприятия, и банки обратят свои взоры к правительству. Одни будут требовать фикскации цен на энергоресурсы, другие - дотаций, третьи - еще более жесткой защиты от иностранных конкурентов и ограничения импорта. Минфин столкнется с резким ростом долгов перед бюджетом. Нацбанк будет решать острую дилемму: увеличивать скорость оборотов денежного печатного станка или настаивать на санации реального сектора. Скорее всего, победят инфляционщики. Денежный поток выплеснется на рынок. Рублевые депозиты потеряют привлекательность. Ослабление белорусского рубля будет предрешено.
Власти могут пойти на запрет роста цен на «социально значимые» товары, на фиксацию курса и даже на ревизию условий размещения депозитов населения и предприятий. Ручное управление экономикой в условиях энергетической атаки неизменно приведет к росту безработицы. Увеличится напряжение в отношениях «центр - регионы». Резко увеличится склонность чиновников к поиску альтернативной занятости. Домашние хозяйства, столкнувшись с ростом цен на ЖКУ, уже не будут так рьяно поднимать тосты за стабильность. Желание перемен может выйти за рамки проходных заводов.
ПРЕВЕНТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ: ПОИСК НОВЫХ ПАРТНЕРОВ
Президент уже выдал ряд необычных деклараций: партнерство бизнеса и власти, стимулирование развития частной собственности, уведомительный принцип регистрации, налоговая реформа. Реализация хотя бы одного из этих положений - это отказ от целостности неоплановой экономики. Давление России не проходит бесследно. База для налогообложения сужается. Требования к бюджету растут. Кто в такой ситуации может стать опорой режима?
Не БРСМ, профсоюзы или местные советы. Нужна поддержка национального бизнеса. Необходимы упреждающие меры, дабы не допустить его переход в оппозицию, тем более - создания лобби Кремля внутри страны.
Заигрывание с бизнес-сообществом уже началось. Власти неожиданно позитивно оценили предложенную рядом бизнес-ассоциаций Платформу национального бизнеса Беларуси. Однако четкой программы действий у правительства нет. Неизвестно, какова «допустимая доза» политической воли, отпущенная на создание благоприятного делового климата. Поскольку заказ не сформирован, чиновники на всякий случай придерживают свое мнение при себе.
Едва ли можно ожидать последовательной либерализации, системной дебюрократизации и недискриминационных отношений с властью. Власти постараются скроить национальный бизнес по лекалам номенклатуры и директората. Заждавшаяся бюрократия жадно приступит к дележу национального «пирога». Сначала в ход пойдут малые и средние предприятия. За номинальную цену могут быть проданы банкроты. Развернется борьба за контроль над земельными участками, особенно в Минске и областных городах.
Поскольку заказчик ставит противоречивые задачи, правительство будет всячески тянуть с налоговой реформой и либерализацией делового климата. Воплощение на практике уведомительного принципа регистрации в одном окне будет сопровождаться рядом условностей и противоречий. За таможенное и торговое законодательство возьмутся только в том случае, если вдруг в порыве эмоций Лукашенко вновь захочется вступить в ВТО.
Свободы будет больше, но не всем и не во всех сферах. Доминация государства над банками и страховым бизнесом останется. Вхождение частного капитала в ТЭК, нефтехимию или крупное машиностроение едва ли станет в повестку дня. С молотка могут уйти предприятия легпрома, деревообработки, стройматериалов, пищепрома, бытовых услуг, торговли и общепита. Новые владельцы некоторое время еще будут благодарны власти за право являться законными собственниками - подпорками национального бизнеса. Однако легитимность такого способа приватизации едва ли вызовет доверие населения. За бортом превентивных реформ останутся десятки тысяч индивидуальных предпринимателей и еще больше наемных работников, лишившихся рабочего места.
Реализация такого сценария, бесспорно, может выпустить пар из системы, сбить давление среди ропщущих менеджеров предприятий и госструктур. Однако избежать социальных и финансовых проблем в процессе нейтрализации структурных искажений не удастся.
P.S. Реализация активного сценария - системные рыночные реформы в парадигме «либерализация-приватизация-построение новых институтов» - в текущей ситуации маловероятна.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |