Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.04.2006. Сегодня
Он предлагает Ющенко в порядке компромисса референдум по русскому языку и НАТО
Когда у меня спрашивают о том, какой будет конфигурация будущей парламентской коалиции, я, прежде чем отвечать на этот вопрос, говорю: сейчас намного важнее осознать, что все мы — и партии, и общество в целом — вошли в принципиально новый период развития отечественной истории.
Его качественное отличие от предыдущих состоит в том, что, во-первых, с переходом к парламентско-президентской форме правления страна действительно будет знать «своих героев». Тем, кто формирует коалицию, уже не удастся, как в прежние времена, переложить вину за собственную несостоятельность на кого-то другого. Поэтому, прежде чем заявлять о готовности формировать правительство, нужно, чтобы президент Ющенко, прежде всего, поставил вопрос: кто конкретно будет нести ответственность за будущее страны?
Во-вторых, результаты выборов вновь отчетливо показали, что существенные различия между регионами Украины являются реальностью, и что не считаться с этим уже не получится. Если еще вчера многие из политиков могли позволить себе заявлять о том, что раскол общества, произошедший после известных событий конца 2004 года — это не более чем миф, поддерживаемый Партией регионов, то сегодня их голосов как-то не слышно. Иными словами, продвигаться вперед, игнорируя данную объективную реальность, будет невозможно, и это — серьезный вызов провластной партии, убеждавшей общество в существовании некой единой «нашей» Украины.
В-третьих, на новом этапе развития отечественной истории нужно согласиться с тем, что раскрашивание политических картинок в любимые цвета — занятие интересное, но для общества абсолютно бесплодное. Поэтому в новом парламенте нужно забыть о цветах партийных флагов, помня, в первую очередь, о цветах национального стяга.
Поскольку это последнее обстоятельство крайне важно, позволю себе высказать мысли о позиции некоторых наших политических оппонентов. К сожалению, они продолжают мыслить категориями Майдана, а не страны в целом. Пытаясь создать коалицию, они призывают к единению демократических сил, что в их политической лексике распространяется исключительно на партии оранжевой окраски. Таким образом, Партия регионов, фактически победившая на выборах и поддерживаемая миллионами избирателей, объявляется априори «недемократической» силой.
К сожалению, такие же призывы звучат и со стороны президента, хотя именно он в создавшейся ситуации должен был бы стать «над схваткой». В своем последнем радиообращении глава государства утверждает, что, дабы ни один избиратель не чувствовал себя обиженным, будущим членам коалиции хватит мудрости отказаться от ассоциации с определенным цветом. Но тут же подчеркивает, что в этой коалиции он видит те силы, которые «вместе на Майдане боролись за демократию». Я хотел бы от имени миллионов людей, поддержавших на выборах Партию регионов, еще раз предостеречь власть: возрождение «майданной команды» — это повторение ошибки 2005 года в самом худшем ее варианте. Неужели горький опыт правления этой команды, который лег тяжелым бременем на всю страну, так ничему и не научил властную верхушку?
Мы сегодня должны продвигаться в сторону создания дееспособного парламентского большинства. А от всех майданных анахронизмов нужно избавляться. Не очень хорошо представляю себе, как это удастся сделать некоторым политикам, тем не менее, другого пути нет. Мы никогда не сможем приступить к конструктивной работе на благо страны, если на депутатов от Партии регионов, а в их лице — на миллионы граждан Украины, будут продолжать навешивать ярлыки. Более того, Украину ждет катастрофа, если ее политические элиты не поставят интересы страны выше карьерных амбиций и узких предубеждений.
К сожалению, в данном случае речь идет не только о неприемлемости разного рода выпадов вербального характера против Партии регионов. Совершенно очевидно, что, отказавшись от них, нашим политическим оппонентам следует отказаться и от категоричности в отстаивании некоторых идеологических постулатов, с которыми они шли на выборы. Но события последних дней свидетельствует, что провластная партия так ничему и не научилась за прошлый год.
Безусловно, заботясь о консенсусе в стенах Верховной Рады, они вправе потребовать определенных компромиссов и от нас. Мы к этому готовы, если требуемые уступки пойдут на пользу национальным интересам Украины. Вопрос лишь в том, что считать благом для Украины.
В нашем понимании — это реализация плана, который лег в основу нашей «Стратегии социально-экономического развития Украины». В ходе предвыборной кампании мы детально разъясняли его суть нашим потенциальным избирателям. И то, что наша партия получила такую массовую поддержку граждан страны, явственно свидетельствует об их апробации данного плана. Этот документ был использован нами при подготовке проекта договора о создании коалиции фракций, которые будут формировать в парламенте конституционное большинство. Его убедительность в том, что он прост и реалистичен. Чтобы было более понятно, о чем идет речь, позволю себе напомнить его основные положения.
Партия регионов считает возможным преодолеть существующий экономический кризис уже в 2006 году. Мы подтверждаем свою готовность еще до конца года остановить падение экономики и после этого вернуть страну на путь экономического роста, обеспечить повышение заработной платы, пенсий и стипендий, опережающих инфляцию. В случае, если наша Стратегия ляжет в основу деятельности нового правительства, каждый гражданин Украины получал бы доход не ниже прожиточного минимума.
В сфере внешней политики мы будем неизменно придерживаться международных обязательств Украины, продолжать курс на евроинтеграцию, а также на участие нашей страны в создании Единого Экономического Пространства.
Теперь о принципах, на которых должна бы создаваться коалиция. Они существуют во всех европейских странах. Политическая партия, за которую проголосовало наибольшее количество граждан на выборах 26 марта, получает право формировать парламентское большинство и правительство.
Парламентское большинство, которое берет на себя ответственность за реализацию успешной социально-экономической политики, получает право на должность Председателя Верховной Рады и первого вице-спикера, а также на руководство парламентских комитетов, деятельность которых направлена на законодательное обеспечение национальной безопасности и обороны, внешней политики и социально-экономического развития государства.
Что касается оппозиции, она получает гарантии парламентской деятельности, участия в формировании общегосударственной социально-экономической политики, бюджетной политики и контроля за решениями и действиями власти.
Мы предлагаем, чтобы все решения, касающиеся внешней политики государства, вопросов национальной безопасности и обороны, принципиальных вопросов деятельности правоохранительных органов должны приниматься исключительно на заседаниях Кабмина и быть обнародованными как государственные акты, в соответствии с определенной Конституцией компетенцией, президентом или Кабинетом Министров.
Если кто-то посчитает предлагаемые нами шаги дележом портфелей, он будет неправ. Руководящие посты в правительстве и в парламенте интересуют Партию регионов лишь настолько, насколько правильная расстановка кадров будет способствовать быстрой реализации Стратегии экономического развития Украины. В противном случае, мы просто не будем принимать участие в создании коалиции, поскольку присутствие в ней без гарантий выполнения предвыборных обещаний является для нас условием неприемлемым.
Приступить к созданию коалиции необходимо сразу же после объявления официальных результатов выборов. Сделать это можно будет путем проведения интенсивных двусторонних консультаций, с тем, чтобы в кратчайшие сроки выйти на положительный результат.
Естественно, мы готовы работать и в оппозиции — благо необходимый опыт был накоплен. Однако объяснить это обществу будет непросто потому, что избиратели привели в парламент самую многочисленную фракцию в надежде на реальные изменения во внешней и внутренней политике Украины. Вряд ли их удовлетворят объяснения по поводу того, что это удастся сделать исключительно силами бывшей оранжевой команды. Для миллионов граждан, отдавших за нас голоса, это будет неубедительным аргументом. И хорошо, что об этом вспомнил президент Ющенко, констатируя, что необходимо принимать во внимание тот факт, что «треть граждан Украины проголосовала за Партию регионов... И что оранжевая коалиция уже существовала. Она распалась и из этого вынесены уроки».
Таким образом, даже после заявлений НСНУ о том, что она готова к созданию оранжевой коалиции, мы остаемся с убеждением, что нужно двигаться в сторону создания такой коалиции, которая максимально учтет преобладающие в обществе настроения и сумеет, условно говоря, повторить всю его конфигурацию.
При создании «универсальной» коалиции могут, естественно, возникать вопросы, требующие компромисса. Мы за то, чтобы спорные вопросы, как, например, вопрос русского языка как второго государственного, или проблема вступления Украины в НАТО, решал сам народ на общенародном референдуме. А Партия регионов всегда будет выполнять народную волю.
Истории еще с античных времен да и из примеров новейшей современной практики известны случаи, когда вчерашние непримиримые политические соперники объединялись перед лицом угрозы утраты независимости. Сегодня Украина находится именно в таком состоянии. Оказавшись на перекрестке борьбы главных политических центров планеты за влияние в регионе Восточной Европы и всего евразийского пространства, она оказалась вовлеченной в большую геополитическую игру. Это обернулось для нее большими потерями в экономической сфере и расколом общества.
Сегодня задача состоит в том, чтобы вернуть утраченное. Именно в этом следует видеть основную цель, стоящую перед будущей коалицией. Тот, кто этого еще не понял, не понял главного — его политическое будущее слишком коротко. И следующий «майданный» эксперимент над украинским народом может оказаться последним.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |