Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
07.04.2006. РИА Новости
Алексей Макаркин
Украинские выборы и последовавший за ними торг по поводу состава новой правительственной коалиции отодвинули на второй план молдавский вектор внешней политики страны. Однако никто не отменял нового таможенного режима, который был введен до выборов на границе с Приднестровьем – напомним, что теперь Украина не пропускает товары, на сопровождающих документах которых не стоит молдавская печать. И есть основания полагать, что и не отменит. Тем более, что в будущем правительстве пост министра иностранных дел имеет хорошие шансы сохранить Борис Тарасюк – убежденный и последовательный атлантист.
Дело в том, что в последнее время становится все очевиднее, что позиция Украины в молдавском вопросе стала практически идентичной с точкой зрения Запада и Молдавии. Так, 6 апреля в Вене состоялось заседание Постоянного совета ОБСЕ. В его ходе делегации США, Европейского союза, Грузии, Азербайджана и Украины выразили «твердую и однозначную поддержку» реализации упомянутого выше и ущемляющего интересы Тирасполя молдавско-украинского соглашения о новом режиме транзита приднестровских грузов через молдавско-украинскую границу, а также деятельности, осуществляемой там миссией ЕС по оказанию пограничной помощи Молдавии и Украине.
В свою очередь руководитель этой миссии Ференц Банфи позитивно оценил действия Киева, отметив, что Украина выполняет взятые на себя обязательства по обеспечению пересечения украинско-молдавской границы, а выполнение новых таможенных правил происходит в соответствии с международными нормами. Действия же приднестровских властей Банфи называет «самоблокадой». Кстати, этот же термин употребляют и высокопоставленные представители украинской стороны – например, заместитель председателя Государственной пограничной службы Павел Шишолин.
Кроме того, в Страсбурге на заседании делегаций Комитета министров Совета Европы Молдавия выступила с предложением осудить запрет на финансирование общественных организаций из-за рубежа, введенный Приднестровьем. Ряд делегаций высказался за принятие такого заявления – и вместе с Польшей и Латвией, Люксембургом и Ирландией за осуждение действий Тирасполя выступила и Украина. Правда, заявление по этому вопросу принять не удалось, так как все решения в Комитете министров принимаются консенсусом, а Россия выступила против, сохраняя свою роль фактического «протектора» непризнанной республики.
Таким образом, Украина предпочитает европейскую идентичность и укрепление связей с Молдавией – своим партнером по ГУАМ и Сообществу демократического выбора – поддержке соотечественников, живущих в Приднестровье. Отметим, что в Приднестровье не были открыты избирательные участки на украинских парламентских выборах, и многие граждане Украины не смогли принять в них участие.
Теперь будет полезно понаблюдать, кто из всех упомянутых игроков займет ту или иную позицию в вопросе об отношении к идее Тирасполя провести референдум о независимости Приднестровской Молдавской республики (она была высказана 31 марта на VI съезде депутатов всех уровней Приднестровья).
Правящие элиты Украины и Молдавии (равно как и Грузии) уже давно сделали идеологический выбор в пользу интеграции в Европейский Союз – хотя бы и в отдаленной перспективе. Здесь нет большой разницы между кишиневскими неокоммунистами и представителями украинской антикоммунистической «руховской» традиции, к которой относится министр Тарасюк. Отсюда и синхронизация действий между ними и Западом по принципиальным вопросам, к которым относится и приднестровский. В то же время и европейцы делают определенные жесты в сторону своих «младших партнеров» - так, Европарламент только что высказался за предоставление Украине ассоциированного членства в ЕС. Такой неполноправный статус, разумеется, не является идеалом для Киева. Однако ассоциированное членство дает украинской элите надежду на то, что когда-нибудь оно сменится на полное и, кроме того, окончательно «привязывает» Украину к Европе – повернуть назад к России будет уже практически невозможно.
В данной ситуации перед Россией встает непростая проблема. Ей становится все труднее вести эффективный диалог с Европой и вообще Западом – «точками напряженности» уже давно, наряду с Приднестровьем, являются проблемы вокруг Белоруссии, тех же Украины и Грузии. В этой ситуации Москва не намерена ни отказываться от отстаивания своих национальных интересов, ни "уходить из Европы" и строить новый железный занавес.
Это непростая позиция. Возьмем проблему смертной казни. Российская публика настроена на сохранение этой меры наказания. Европа – против. И показательно, что, оказавшись между двух огней – то есть осложнением отношений с Западом и собственными общественными настроениями, Москва не собирается отменять мораторий на смертную казнь. Таким образом, для российской власти сейчас представляется важным выстраивание нового баланса между «национальным эгоизмом» и следованием европейскому вектору внешней политики.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |