Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Какие рычаги влияния на Грузию есть у России? Online-конференция Михаила Александрова

03.04.2006. KM.ru

Кавказ занимает выгодное геополитическое положение. Этот регион представляет собой естественный географический транзитный узел, территорию, по которой на протяжении столетий происходила миграция народов и целых цивилизаций с юга на север, с запада на восток и в обратном направлении. С другой стороны, собственно геостратегическое положение Кавказа позволяло доминирующим в нем государствам контролировать прилегающие к Кавказу территории. Именно поэтому в течение нескольких веков Кавказ в силу своего уникального географического положения является ареной столкновения российских и западноевропейских интересов. Западные державы всячески противостояли попыткам выхода России к теплому морю. Кавказская и Крымская войны, все русско-турецкие и русско-иранские вооруженные конфликты XVIII-XIX вв. во многом имели именно этот геополитический смысл. Возникшие в этом регионе после распада СССР многочисленные этнополитические конфликты во многом являются отражением более широкого противостояния России и Запада в этом регионе.

По мнению Михаила Александрова, одного из известных российских экспертов по Закавказью, «Россия исторически является главным гарантом мира, безопасности и стабильности на Кавказе». Кроме того, на данный момент «Грузия остается основным дестабилизирующим элементом в Закавказье, создающим угрозу безопасности тем народам, которые проживают на ее территории. Вмешательство Запада в дела стран Закавказья и его поддержка режима Саакашвили в Грузии ведет к обострению обстановки в этом регионе». Здесь Россия сталкивается с интересами объединенного Запада в лице США и Евросоюза. Что касается возможных моделей разрешения имеющихся конфликтов, то Михаил Александров полагает, что решить проблемы «принципиально невозможно при нынешнем грузинском руководстве - для их решения потребуется политическая трансформация внутри самой Грузии». Для влияния на ситуацию в регионе Россия должна использовать все возможные рычаги – от сугубо дипломатических до экономических и даже силовых. «Россия должна защищать непризнанные республики от попыток одностороннего силового разрешения конфликта», полагает Михаил Александров.

Какие рычаги влияния на коррекцию агрессивного внешнеполитического курса грузинских властей есть у России? Применим ли к разрешению вопроса о непризнанных республиках в Закавказье т.н. «косовский сценарий»? Следует ли России идти на уступки Грузии в вопросе вывода военных баз из этой страны? На эти и другие вопросы ответил руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров в ходе онлайн-конференции, которая прошла в KM.RU 3 апреля в 13.00.

Евгения03.04 13:25.

Вопрос: Никаких действенных рычагов нет, кроме вечного снабжения вечных иждивенцев в ущерб России. Так и будет. А как думаете вы?

Я не совсем понял, кого Евгения имеет в виду: Грузию или два непризнанных государства - Южную Осетию и Абхазию. Но я думаю, что, скорее всего, она имеет в виду Грузию, потому что действительно за все время независимости этой республики она фактически находилась на иностранном содержании. Запад выделял крупные кредиты. В общем, объем западной экономической помощи составил примерно миллиард долларов за период независимости, а сейчас еще больше. Россия, казалось бы, не оказывала такой прямой финансовой помощи, как Запад, но если подсчитать, сколько Грузия получила в виде субсидированных энергоносителей и торговых преференций и нашего благожелательного отношения к грузинской трудовой миграции, то это, конечно, намного превышает ту помощь, которую оказал Запад. И с этой точки зрения Грузию можно считать иждивенцем. Тут надо исходить из того, какую политику проводит конкретное государство в отношении России. Если государство проводит дружественную политику, готово с нами сотрудничать в важных для нас областях, например в военно-политической области, позволять нам иметь, скажем, военные базы на своей территории, то мы можем пойти на уступки, предоставить какие-то экономические преференции, финансовую помощь. Это нормально в международной политике. Цена отсутствия военной безопасности в этом регионе, которую России придется заплатить, будет намного больше, чем та экономическая помощь, которую мы оказываем сопредельным государствам. Посмотрите, сколько денег ушло на войну в Чечне. А если бы изначально имели твердое военное присутствие в Закавказье, если бы этот регион оставался четко под нашим контролем, то и не было бы никакой чеченской войны. Естественно, мы бы не истратили гигантские суммы денег на эту войну. Поэтому надо дифференцировать: если дружественное государство, то мы должны оказывать помощь, это в наших интересах, а если государство враждебное, как Грузия, например, то тут ни о какой помощи не должно идти речи, надо было эту помощь давно прекратить.

Наталия 03.04 13:36

Грузия в СССР жила, да и вообще республики жили лучше, чем русские. Отправить всех грузин, проживающих в России и занимающих высокие посты в российской экономике и правительстве, на историческую родину, особенно Сванидзе, который, живя и работая в России и нехило зарабатывая, поносит русских как может, тогда вспомнят, что Россия только помогала Грузии, быстро наведут порядок, т.к. в России им лучше, чем в Грузии. И сразу появится президент с мозгами, а не марионетка, получающая з/плату у Америки и плюющая на Россию и уничтожающая свой народ. Жаль мне всех: и грузин, и мегрелов, и всех, кто живет в Грузии. Саакашвили - это диагноз ...

Да, я частично могу согласиться с такой оценкой, что мы действительно предоставили такой либеральный режим для грузинских трудовых мигрантов. И они этим пользуются, и грузинский бизнес в России себя чувствует как дома. Они, кстати, поносят российскую политику в отношении Южной Осетии и Абхазии. Вредят, по сути, нашей внешней политике. И, к сожалению, на это наши власти закрывают глаза. А если бы мы давно уже приняли жесткие меры в отношении грузинского бизнеса в России и грузинских трудовых мигрантов, я думаю, это возымело бы определенный эффект на поведение грузинской диаспоры в России и на внешнюю политику самой Грузии. Но надо дифференцировать, является ли данный грузин российским гражданином или нет. Потому что в России проживает много лиц другой национальности, многие из них являются гражданами России в нескольких поколениях. И поэтому применять к ним санкции считаю неправомерным.

Елена 03.04 13:40

Как вы охарактеризуете современную политику Грузии и каковы перспективы такой агрессивно внешней политики?

Внешняя политика современной Грузии является традиционной для Грузии. Для понимания этого надо сделать небольшой исторический экскурс и посмотреть, как Грузия, грузинская дипломатия себя вела в 18 веке. Тогда Грузия находилась под фактическим вассалитетом Ирана, а другая часть страны, в частности западная Грузия, которая сейчас является Мегрелией, Абхазией, находилась под вассалитетом Османской империи. Грузинский царь Ираклий имел глобальные внешнеполитические амбиции и хотел объединить Грузию, как в свое время Давид Строитель - это было в 13 веке, Грузия тогда действительно была в границах современной Грузии, то есть Грузинской ССР, но это был очень кратковременный период. И вот Ираклий использовал противоречия между крупными державами - Ираном, Россией, Турцией, для того чтобы усилить Грузию и расширить ее границы. Поскольку у самой Грузии таких возможностей не было, он заключил Георгиевский пакт с Россией, использовал российские войска для того, чтобы выбить Иран из Закавказья. Потом он лоббировал постоянно при российском дворе свои интересы. К Грузии присоединялись все новые и новые территории. А потом, когда Россия ослабла в 17 году и развалилась, они воспользовались возможностью и сразу же с Россией порвали и переориентировались на других спонсоров - вначале на Германию, потом на Англию. Мы знаем, что советская Россия в конце концов помогла вооруженному восстанию в Грузии, она была присоединена к СССР, но и внутри Грузии шло лоббирование и стремление сохранить Грузию в тех границах, которые были. После распада СССР Абхазия и Южная Осетия, которые никогда не являлись частью Грузии, за исключением этого короткого исторического промежутка времени - во времена Давида Строителя и во времена Российской империи, - отделились, но присоединиться к России сами не могут, Россия их в этом не поддерживает. И было бы странно, если бы после такого предательства с грузинской стороны Россия стала поддерживать территориальные амбиции Грузии. Поэтому они стали искать других внешних спонсоров. Их задача состоит в том, чтобы столкнуть интересы великих держав, в частности России и США, в Закавказье и, опираясь на помощь США, добиться восстановления территориальной целостности, так же как раньше, опираясь на помощь России, они вышли из-под протектората Ирана и тоже добились восстановления территориальной целостности Грузии, как они ее понимают. Таким образом, мы видим довольно тонкую игру грузинской дипломатии, которая использует противоречия великих держав для достижения своих целей. И это очень опасная политика, которая может действительно привести к серьезному конфликту в Закавказье, и в результате этого конфликта Грузия может пострадать гораздо больше, чем она получит, и вообще она может развалиться. Потому что 94-м году была опасность, что Грузия развалится. Только вмешательство морской пехоты Черноморского флота спасло Грузию от полного коллапса. И вот если Грузия сейчас будет излишне блефовать, то может так случиться, что она не сможет восстановить территориальную целостность и лишится поддержки России. В результате раскручивание этнических конфликтов как между Южной Осетией, Абхазией и Грузией, так и внутри самой Грузии - со стороны Джавахетии, где преобладает армянское население, со стороны Квемо Картли, где преобладает азербайджанское население, а также в Аджарии, где тоже недовольны политикой Саакашвили, в Сванетии, Мегрелии, - может привести к очень опасным последствиям для Грузии. То есть подобная очень хитрая политика может ударить по самой Грузии. Они как азартные игроки ведут игру. Мы знаем, что Ираклий тоже очень здорово погорел на этом. Потому что когда он заключил Георгиевский пакт с Россией, иранский шах собрался в поход на Грузию, а Россия была отвлечена другими войнами, не смогла помочь Ираклию, и была такая резня в Грузии, что иранцы убили 80 тысяч человек - а в те времена 80 тысяч человек очень много было, потому что население было маленькое. Так что Грузия тогда была очень здорово потрепана. Но мы видим, что это такая игра Грузии - все время предавать Россию. Так было в 17-м году, как было в 1991 году, и эта игра тоже для Грузии окончилась довольно плачевными результатами. Так что этот блеф, азартная игра, недостаточность грамотного внешнеполитического расчета может привести действительно к очень серьезным и неблагоприятным последствиям для Грузии.

Антон 03.04 13:45

Какие рычаги влияния на коррекцию агрессивного внешнеполитического курса грузинских властей есть у России?

Главный рычаг влияния, как я уже говорил, - это вопросы территориальной целостности Грузии. К сожалению, наша внешняя политика проводит достаточно прямолинейный курс, заявляя о поддержке территориальной целостности Грузии. Хотя анализ советско-грузинских и российско-грузинских документов не дает однозначного ответа на вопрос о том, признает ли Россия территориальную целостность Грузии. Если посмотреть единственный документ, в котором Россия признала территориальную целостность Грузии, это был договор 1920 года - между Советской Россией и меньшевистской Грузией. Но потом, когда Грузия со своей стороны нарушала этот договор, в частности запретом деятельность коммунистической партии на своей территории, а легализация компартии и ее участие в политическом процессе было одним из условий договора. Они этого не делали, поэтому в Грузии произошло коммунистическое восстание, и советская Россия поддержала это восстание при помощи Красной Армии. Договор 20-го года перестал существовать. Потом Россия могла признать территориальную целостность Грузии по союзному договору. Но этот союзный договор был подписан Грузией и Абхазией раздельно. То есть, Абхазия точно не входила в состав Грузии по союзному договору, и Россия этих границ не признавала. А если посмотреть период распада Советского Союза в 91-ом году, то Южная Осетия и Абхазия участвовали в референдуме о сохранении СССР и из состава Советского Союза не вышли по итогам референдума, в то время как Грузия провела референдум о независимости и вышла из состава СССР. Но по закону того времени автономные республики могли сами определять вопрос о своей принадлежности к Союзу, и абхазы определили его так, что они остаются в составе Союза. То есть Грузия вышла, а они остались в составе Союза. И поэтому получилось, что они находились уже не в составе Грузии к моменту распада Советского Союза. Более того, выйдя из состава Союза неправовым методом, Грузия фактически разорвала Союзный договор. Значит, признание границ Грузии по всем документам советского периода перестает существовать. Наконец, Грузия не подписала ни Алма-атинскую декларацию 91-го года, в которой государства СНГ гарантировали друг другу территориальную целостность в границах СССР. Потом Грузия, правда, в 1993 году присоединилась к СНГ, но тогда, когда Южная Осетия, Абхазия не находились в составе Грузии. И опять нет однозначного документа, подтверждающего территориальную целостность Грузии. Потом у нас было соглашение о дружбе с Грузией 94-го года, но оно не было ратифицировано ни парламентом Грузии, ни Госдумой России. Таким образом, нет опять достаточных юридических оснований для признания территориальной целостности Грузии. Тем не менее, наше Министерство иностранных дел достаточно последовательно и прямолинейно все время заявляет о поддержке территориальной целостности Грузии. Я бы вот так делать не стал. Надо создать такую атмосферу вокруг этого вопроса, что признание территориальной целостности Грузии будет зависеть от самого поведения Грузии. А каково должно быть это поведение? Я выдвинул в отношении Грузии три принципа. Первое - демократия, второе – федерализм, и третье - нейтралитет. Грузия на практике должна доказать, что она демократическое государство, что там в политическом процессе участвуют различные силы, в том числе и силы пророссийской ориентации, например Игорь Георгадзе, Аслан Абашидзе. Почему они вынуждены скрываться в России, почему им не дано право участвовать в политическом процессе на равных основаниях? Когда они будут участвовать, получат возможность свободной политической деятельности, тогда мы можем сказать, что да, Грузия улучшила свои демократические стандарты. Значит, в отношении федерализма в Грузии даже в конституции зафиксирован принцип федерализма, но он не расписан, какие полномочия у различных регионов Грузии имеются. Между прочим, Джавахетия требует автономии. Аджария является автономией, причем даже по международному праву, не только по грузинской конституции. Но после того как Аслан Абашидзе был изгнан из Грузии, фактически установилось унитарное правление Тбилиси в Аджарии, то есть Аджария потеряла всяческую автономию. И Грузии надо своим хорошим поведением продемонстрировать, что она является действительно федеративным государством, что эти регионы, где преобладают национальные меньшинства, имеют реальную автономию. Мегрельская республика могла бы существовать - все-таки мегрелы не являются грузинами в полном смысле этого слова, это несколько отличная этническая группа, как и сваны, у них свой, отличный от грузинского язык. Значит, они могли тоже получить степень автономии. И Грузия должна продемонстрировать, что она действительно соблюдает права национальных меньшинств и проводит политику реального федерализма. И третий момент - это нейтралитет. Грузия должна продемонстрировать, что она является дружественным России государством, она не превращает свою территорию в плацдарм для возможной агрессии против России. Российская дипломатия требует от Грузии зафиксировать в большом договоре о дружбе принцип о неразмещении иностранных военных баз на территории Грузии, но Грузия отказывает это сделать. Более того, Грузия заявила об однозначной ориентации на вступление в НАТО. Значит, они хотят сказать, что присоединяются к военному блоку, отношения которого с Россией двусмысленны, мягко говоря. В таком случае поддерживать территориальную целостность Грузии, я считаю, непродуктивным. Наша дипломатия должна использовать этот рычаг.

Анатолий 03.04 13:52

Применим ли к разрешению вопроса о непризнанных республиках в Закавказье т.н. «косовский сценарий»?

Да, безусловно, применим. Тем более, эти республики Закавказья, в том числе и Нагорный Карабах, не только Южная Осетия и Абхазия, имеют больше, чем Косово, прав юридических и исторических на то, чтобы быть независимыми государствами. Это объясняется рядом причин. Во-первых, жители Южной Осетии, Абхазии и армяне Нагорного Карабаха жили в этих местах всю известную историю, в течение тысячелетий. В то время как албанцы поселились в Косово относительно недавно, это было во времена правления Тито. Это один момент. Второй момент - юридический. И Абхазия, и Южная Осетия, и Нагорный Карабах сами провозгласили независимость, сами эту независимость завоевали военным путем. И даже, с юридической точки зрения, их образование в ходе распада СССР было вполне легитимным. Что мы знаем в отношении Косово? Что Косово никакую независимость само не завоевало, туда были введены войска НАТО, которые провели там этническую чистку - фактически изгнали всех сербов. После этого Косово заявляет о независимости. С юридической и исторической точки зрения, у наших непризнанных государств гораздо больше прав на независимость, чем у Косово.

Марат 03.04 13:55

Будет ли наша страна идти на уступки в отношениях с Грузией?

Я тут однозначного ответа не могу дать. Это вопрос должен быть адресован российскому политическому руководству. По моей оценке, в последнее время наша позиция в отношении Грузии ужесточилась. Но с учетом того, что наше высшее руководство очень сильно прислушивается к мнению Запада, то давление Запада может оказать негативное воздействие на нашу политику. Поэтому надо, чтобы наше правительство проявляло твердость, жестко отстаивала национальные интересы и не шло на поводу у Запада. Тогда все будет нормально.

Емма 03.04 13:57

Как вы считаете, когда и по какому пути разрешится ситуация вокруг присоединения Южной Осетии?

Тут возможно несколько вариантов. Например, если бы был осуществлен косовский прецедент, то есть если бы Совет Безопасности ООН признал независимость Косово, то открылась бы возможность для присоединения Южной Осетии. Причем на месте российского МИД я бы настаивал, чтобы решение Совета Безопасности по признанию независимости Косово включало положение, по которому данный прецедент может быть распространен на другие непризнанные государства, в том числе и на четыре непризнанных государства постсоветского пространства. А без включения такой формулировки просто надо не принимать эту резолюцию, наложить на нее вето. И Запад будет поставлен перед конкретным выбором - либо они решают проблему Косово и снимают ее со своих плеч, - а мы знаем, что это достаточно серьезный для них вопрос, - но за это они расплачиваются с нами признанием независимости Южной Осетии и Абхазии. Либо у них эта проблема остается, и они будут барахтаться в этой ситуации. Но это один вопрос. По второму сценарию решения вопроса Россия может взять и просто признать тот факт, что Южная Осетия всегда находилась в составе России и никогда из нее не выходила. О чем недавно заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и направил соответствующее обращение в Конституционный Суд России. По существу, осетины присоединялись к России как единый народ в 1774 году. Тогда вообще существовал принцип подданства. А что такое подданство? Подданным царя является каждый человек. А к территории это не имело никакого отношения. То есть все осетины становились поданными русского царя. И никогда они от этого подданства не отказывались, то есть они продолжают оставаться фактически в российском подданстве, и, естественно, с теми территориями, на которых проживают. Поэтому надо просто этот факт признать и заявить, что Южная Осетия никогда не выходила из состава России. Можно так сделать. Но для этого нужна политическая воля российского руководства, которой, к сожалению, пока не хватает.

Маша 03.04 14:03

Какова сейчас экономическая и социально-политическая ситуация в Грузии?

Ситуация там очень плачевная, надо сказать. Широковещательные заявления Саакашвили о модернизации страны не реализованы, и вся его политика провалилась. Это касается и обещаний по демократизации, и обещаний по обеспечению социально-экономического положения Грузии. Мы видим, что никакой демократии в Грузии нет. Наоборот, был установлен такой авторитарный, полудиктаторский режим. Если при Шеварднадзе были еще какие-то элементы демократии, то сейчас уже никаких элементов нет. Потому что, допустим, только начали какие-то телекомпании критиковать Саакашвили, сразу же там против них возбуждаются уголовные дела, идет запугивание журналистов. Можно сравнить с тем, как в первые годы нацизма было в Германии. Примерно такая же ситуация. Поэтому происходит профанация оппозиции в парламенте. В действительности, в парламенте однопартийная система, а эти мелкие оппозиционные партии чисто формально имеют такой аспект для внешнего потребления и занимают позиции более радикальные, чем само правительство Саакашвили, то есть, собственно, его позицию нельзя записать. Реальные оппозиции в парламенте не представлены. Была, например, партия «Возрождение», которую возглавлял Аслан Абашидзе, ее вообще запретили, она была ликвидирована. То есть никакие реальные оппозиционные партии не имеют возможности действовать. Это то, что касается демократии. Мы знаем, как выборы проходили в Грузии, что Саакашвили получил 97% голосов, а когда там еще раз подсчитали, оказалось, что было 106% голосов. Так что довольно забавно, как наши западные партнеры пытаются представить Саакашвили как великого демократа, который еще имеет право распространять демократию по всему постсоветскому пространству. Упаси бог жить в такой демократии.

С точки зрения экономического роста существенных изменений нет. Мы знаем, что там пенсии возросли, а инфляция, особенно инфляция на предметы первой необходимости, съела уже все эти увеличения пенсий. Возросла безработица, потому что Саакашвили избавился от людей в госсекторе. Под видом экономических реформ просто они сократили значительное количество людей в госаппарате, они оказались безработными, без средств к существованию. Везде сейчас вводится платное обучение. Про медицинское обслуживание я уже не говорю. А теперь цены на газ растут, Россия их повышает. Одним словом, беспроглядная тьма в Грузии впереди с точки зрения социально-экономического развития. Совершенно непонятно, как они будут выходить из этой ситуации. Пока они существуют на западные гранты. Эти гранты до людей доходят лишь частично, потому что они в основном экспроприируются этой правящей верхушкой, которая к тому же использует такой метод, как вымогательство денег у бизнесменов. То есть подходят к бизнесмену и говорят, что он должен внести в такой-то внебюджетный фонд определенную сумму, иначе у него будут проблемы с законом. И все вынуждены это делать. В итоге в Министерстве внутренних дел, Министерстве безопасности Грузии существуют такие внебюджетные фонды, откуда подкармливаются сотрудники для обеспечения их лояльности Саакашвили. Не говоря уже о том, что зарплата высшего руководства в Грузии платится вообще из-за границы, из фонда Сороса. То есть довольно уникальная система государственного устройства, и при этом правительство Саакашвили заявляет о борьбе за суверенитет, независимость. О каком суверенитете может идти речь, если правительство получает зарплату из-за рубежа? Так что очень плохая ситуация в Грузии. Сейчас Россия ввела запрет на импорт вина из Грузии, это была достаточно приличная статья дохода, и сейчас они лишаться этой статьи дохода. Значит, это еще больнее ударит по экономике Грузии. Но если Россия начнет разбираться подробно с грузинскими трудовыми мигрантами и бизнесменами, которые действуют на нашей территории, то, я думаю, там совсем будет плохо.

Данил 03.04 14:10

А как же единство братских народов? Как по-вашему, мы сможем опять подружиться?

Понимаете, это единство братских народов, - миф, который был создан в советский период и не отвечал истине. Вообще, в политике нет такого братства, дружбы. Существуют интересы. Они либо совпадают, либо не совпадают. В принципе, в интересах большинства народов Советского Союза было держаться вместе, противостоять вместе совместным угрозам, от этого все более-менее процветают. Но потом политические элиты посчитали, что лучше будет разделиться, интересы, таким образом, разошлись. Все разделились. Я не думаю, что сейчас, в ближайшей обозримой перспективе, существует возможность воссоздания так называемых братских отношений с Грузией.

Леонид 03.04 14:12

Если Южная Осетия все же войдет в состав России, много ли сил и средств потребуется от нашей страны, дабы это воссоединение прошло безболезненно? С какими проблемами мы можем столкнуться?

Действительно, определенные проблемы будут. С точки зрения обеспечения безопасности границ Южной Осетии, я думаю, что тут особых проблем не будет. По крайней мере, хуже, чем теперь, не будет. Поскольку мы знаем, что наши миротворцы в зоне конфликта подвергаются постоянным нападкам и провокациям со стороны грузинских спецслужб. Если мы туда введем крупный контингент войск и разместим их по периметру границ, то, я думаю, у Грузии будет меньше возможностей для реального влияния на ситуацию, поскольку, сталкиваясь с жестким отпором российских войск, она не рискнет идти на провокации. Но с экономической точки зрения население Южной Осетии составляет сейчас от 80 до 100 тысяч человек. В принципе, это достаточно малое население, чтобы серьезно затронуть российский бюджет. Тем более мы видим, что огромный Стабилизационный фонд не расходуется и фактически пропадает в закромах Кудрина, и лучше мы за какие-то свои геополитические, гуманитарные задачи заплатим, чем эти деньги просто сгорят. Конечно, могут быть санкции со стороны Запада. Но Запад сейчас в не такой ситуации, чтобы с нами ссориться, потому что у них серьезные проблемы и в бывшей Югославии, и у США в Ираке, и с Ираном серьезное положение, им нужна наша добрая воля. По крайней мере, чтобы мы не мешали им решать эти проблемы. А если они с нами пойдут на конфронтацию, то мы, например, даже Ирану можем поставить самое современное вооружение и вообще войска разместить на берегах Персидского залива, тогда никакие американские планы в отношении Ирана, конечно, реализованы не будут, и только для самих США хуже будет. Поэтому у нас сейчас очень серьезные возможности для торга с Западом. Я думаю, что безболезненно можем присоединить Южную Осетию.

Владимир 03.04 14:15

Кого Грузия рассматривает сейчас как партнера и с кем дружит против нас?

В Грузии основные два партнера - США и Европейский Союз, которых она рассматривает как противовес России, у которых она берет постоянно деньги для поддержания на плаву своей несостоявшейся государственности и разваливающейся экономики. Грузия пытается всячески использовать воздействие Евросоюза на нас по вопросам прав человека, Чечни, для того чтобы повлиять на нашу позицию в отношении Южной Осетии и Абхазии. С Америкой у них активное военное сотрудничество, расширяется число американских военных советников в Грузии. Грузия - единственная страна в Закавказье, которая получает серьезную военную помощь. Это притом, что США постоянно требуют от нас, чтобы мы не поставляли вооружения в различные кризисные зоны, а сами они фактически снабжают оружием Грузию, готовят военных специалистов. И вполне понятно, что это готовится для конфликта с Южной Осетией и Абхазией. Их не смущает, что это кризисная зона.

Галина 03.04 14:18

Когда Саакашвили, на ваш взгляд, станет политическим банкротом и возможна ли реставрация пророссийских сил в Грузии?

Но он уже фактически политический банкрот. Режим Саакашвили сейчас держится не на поддержке народа, а на запугивании, на подкупе и манипуляции общественным мнением. Поэтому достаточно одного небольшого толчка, и он рухнет. В принципе, приход в Грузии пророссийских сил возможен. Такая возможность существует только в результате силового сценария, потому что просто так Саакашвили власть не отдаст. И если его Запад попросит уйти, то, естественно, выдвинет на его место нового своего преемника. У них такая система, что они выстраивают несколько человек в очередь. То есть один себя компрометирует, они его убирают, назначают нового. Этот себя компрометирует, они его опять убирают, назначают другого. Сейчас у них на очереди в качестве преемника нынешнего президента готовится Зурабашвили - бывший министр иностранных дел. Это женщина, французская гражданка грузинского происхождения. Такой вариант Саакашвили бы устроил, потому что тогда он бы не подвергся политическим преследования, его окружение тоже, их экономические интересы более-менее были бы соблюдены. А если придут пророссийские силы, то там начнутся судебные процессы, начнут разбираться, что было сделано против национальных интересов Грузии. Такой вариант совершенно их не устраивает, и они будут бороться, в том числе и с помощью вооруженных сил. И рассчитывать на то, что демократическим путем можно привести к власти пророссийские силы, наивно. Возможен вариант, который был в 92 году, когда был свергнут Гамсахурдиа. Надо задать себе вопрос, а надо ли нам это? Пусть они сами барахтаются в своих проблемах. Главное, нам надо поддерживать наших друзей в Южной Осетии и Абхазии.

Иван 03.04 14:24

Каково сейчас положение русского населения в Грузии?

Русского населения там осталось достаточно мало - порядка 100 тысяч. Положение такое, как и во всех бывших национальных так называемых республиках СССР, где проводилась политика приоритета титульной нации. Русские там как люди второго сорта, но, может быть, к некоторому облегчению, таковыми являются и армяне, и азербайджанцы, проживающие в Грузии. Титульная нация - это грузины, а все остальные - люди второго сорта. Они не имеют возможности заниматься серьезным бизнесом, не могут занимать должности в руководящих органах грузинского государства, фактически исключены из участия в политических властных партиях, поэтому влачат жалкое существование. Это те, кто не смогли уехать. Те, кто могли, уже уехали.

Виталий 03.04 14:27

Насколько реальна внутригрузинская оппозиция существующему режиму президента Саакашвили и его окружению? Существуют ли перспективы смены власти в Грузии и какими методами?

Я уже частично ответил на этот вопрос. Я могу только добавить, что оппозиция действительно существует в лице Зурабишвили, которая пользуется сейчас поддержкой Запада. И она может прийти к власти, если Запад окажет давление на Саакашвили, окончательно увидев, что он не туда ведет страну. А пророссийская оппозиция может прийти к власти в Грузию только вооруженным путем. Относительно того, какова поддержка оппозиции, я просто не знаю этого. Режим, созданный Саакашвили, не позволяет выявлять нормально общественное мнение, как это делается в других странах. Тем более там с утра до вечера идет мощная антироссийская пропаганда. У большинства населения промыты мозги. Поэтому в нынешней обстановке даже и бессмысленно замерять это общественное мнение. Если бы пророссийские силы имели возможность равного доступа к средствам массовой информации, равные условия агитации на местах и в центре Грузии, я думаю, общественное мнение было бы совершенно по-другому настроено. Политический класс, который сейчас в Грузии у власти, ориентирован резко националистически.

Виталий 03.04 14:35

Отношения Россия - Грузия прошли «точку невозврата» или есть варианты конструктивного диалога? Перспективы абхазской государственности, есть ли они?

Нет, я не вижу вариантов конструктивного диалога. Я думаю, прошли точку невозврата. Поэтому нам надо сделать ставку на наших союзников в Южной Осетии, Абхазии. В Джавахетии и Аджарии тоже нас поддерживают. К сожалению, пока Абашидзе отстранен от участия в политической жизни Аджарии, это незаметно. В Абхазии сложилось уже нормальное, дееспособное государство, в котором проходили демократические выборы, кстати, конкурентные. В отличие от Грузии, где мы знаем, что к власти приходят только путем государственных переворотов. За последние 15 лет три переворота произошло. В Абхазии не было ни одного переворота и были выборы, причем последние достаточно конкурентные. Причем Москва поддерживала изначально поддерживала противника Багапша. Но благодаря демократическому волеизъявлению абхазского народа победил Багапш. Поэтому можно говорить, что в Абхазии создана устойчивая государственность, которая имеет все атрибуты государственности. Это и политическая власть, наличие органов государственного управления, контроль над территорией, вооруженные силы и полиция. Просто необходимо признание независимости Абхазии, они будут функционировать как нормальное государство.

Юлия Вячеславовна 03.04 14:40

Если говорить о воссоединении СССР, сможет ли Грузия войти в состав такой страны?

Я уже частично отвечал на этот вопрос, силовых методов особых и не потребуется. Просто нам будет ввести войска в Южную Осетию и взять под контроль её границы, одновременно заявив, что Южная Осетия является неотъемлемой частью России и как таковая частью Северной Осетии. Что Запад может сделать? Запад может ввести против нас экономические санкции. Если посмотреть, сейчас Запад гораздо больше зависит от нас, чем мы от Запада. По крайней мере, весь ширпотреб, даже автомобили, электронику, мы можем покупать сейчас на Востоке, в Китае, Юго-Восточной Азии. А Запад получает от нас нефть, газ, и если они введут санкции, то введут их против себя. Военная авантюра со стороны Запада совершенно отпадает, потому что у них нет никаких возможностей одержать военную победу. Поэтому я не вижу тут никаких проблем, за исключением того, что у нас прозападная элита, которая настроена почему-то очень подобострастно по отношению Запада и боится любого окрика со стороны Запада.

Ваши пожелания пользователям KM.RU:

У меня такое пожелание, чтобы люди более активно пользовались Интернетом, в частности, читали информацию интернет-агентств, и главное - несли эту идею в массы. Потому что Интернет - это самое демократическая форма общения, где существуют совершенно разные точки зрения и всегда можно найти, что тебе близко по душе и, кстати, совершенно спокойно выразить свою точку зрения, при этом не надо быть каким-то богатеем, иметь связи в верхах, иметь доступ к власти. Любой человек может выразить свою точку зрения на Интернет. Поэтому мое пожелание - Интернет в массы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ