Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
07.04.2006. Gazeta.kz
Дмитрий Перцев
Новые параметры КТК
Вопрос расширения Каспийской трубопроводной системы, который пытались урегулировать участники КТК последние два года, решен.
Президенты Казахстана и России дали политическое "добро" на расширение мощности системы до 67 миллионов тонн.
Договоренность по одному из важнейших российско-казахстанских проектов - КТК была достигнута 4 апреля в ходе визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Россию.
В частности, Н. Назарбаев в ходе пресс-конференции в Москве напомнил, что "проектная мощность КТК составляет 67 млн. тонн, сейчас он используется на 28 млн. тонн".
"В ходе визита мы договорились увеличить его мощность до 67 млн. тонн, что означает, что в ближайшие семь - восемь лет увеличение добычи нефти в Казахстане обеспечено транспортными возможностями", - подчеркнул президент РК.
По словам Н. Назарбаева, главы минэнерго двух стран выработали единую правительственную позицию по этому вопросу. "Я думаю, что все частные инвесторы КТК согласятся, и мы фактически решили вопрос расширения мощности КТК", - подчеркнул глава РК.
В свою очередь президент России Владимир Путин назвал создание совместной транспортной инфраструктуры и использование транспортной инфраструктуры друг друга для расширения возможности по доставке нефти на мировые рынки важным направлением сотрудничества Казахстана и России.
Документы
Однако точку на политическом одобрении и выработке позиции правительств двух стран в вопросе расширения системы КТК ставить не приходится.
Решение политическое требует одобрения акционеров консорциума и соответствующих инвестиций, объем которых пока не называется.
В октябре 2005 года шесть членов Каспийского трубопроводного консорциума подписали Меморандум о взаимопонимании в рамках реализации Проекта расширения КТК. Подписи под документом поставили представители Chevron, ExxonMobil, BP Shell, ENI и BG.
Работа над согласованием Меморандума о взаимопонимании, который бы удовлетворил 7 условий поставленных правительством РФ перед 11 акционерами и который бы отвечал чаяниям каждого, отдельно взятого акционера началась в 2004 году.
В Меморандуме о взаимопонимании, акционеры, для решения вопросов текущей финансовой деятельности КТК, взяли на себя обязательства по снижению процентной ставки на займы, предоставленные добывающими компаниями для проекта первоначального строительства, при сохранении процентной ставки на задолженность КТК перед правительственными акционерами.
Также акционеры согласовали повышение тарифа на прокачку на $2,5 до $30,83 за тонну для ускорения погашения существующей задолженности. Кроме того, они согласились отменить претензии по задолженности к российскому и казахстанскому правительствам в отношении затрат на подготовку активов переданных консорциумом.
А еще, акционеры согласились профинансировать проект за счет внешних источников финансирования и считать существующий долг второстепенным по отношению к этому займу.
Потенциальные требования российского правительства для получения его одобрения Проекта расширения КТК были согласованы, однако одобрение от российского акционера получено так и не было.
По всей видимости, в ближайшее время оставшиеся 4 акционера консорциума присоединятся к документу. И только тогда можно будет с уверенностью сказать, что КТК будет расширен до его проектной мощности.
Экономика
О необходимости расширения КТК сказано много. Однако цифры говорят сами за себя. В настоящее время годовой объем добычи нефти в Казахстане составляет около 60 млн. тонн (чуть менее 1,4 млн. баррелей в сутки).
При этом в течение 10 лет объем добычи удвоится и составит свыше 3 млн. баррелей в сутки, или 150 млн. тонн в год.
В то же время в 2005 году суммарный объем прокачки казахстанской нефти по КТК составил всего 30,502 млн. тонн.
Мощностей трубопроводной системы реально не хватает. Кроме того, акционеры КТК заявляют об убытках, получаемых в результате оттягивания начала работ по расширению системы.
Также задержка в одобрении проекта расширения КТК уже привела к тому, что казахстанские добывающие компании начали искать временные альтернативные транспортные решения, чтобы удовлетворить свои краткосрочные экспортные потребности. Однако, если акционеры КТК не смогут принять решение по расширению трубопровода в ближайшие несколько месяцев эти краткосрочные решения скорее всего станут долгосрочными.
Сроки
Предполагается, что после согласования проекта расширения, в течение следующих пяти лет КТК будет проектировать и строить 10 новых насосно-перекачивающих станций, утраивая существующее на сегодняшней день количество резервуаров для хранения дополнительных 480 тыс. тонн нефти.
В 2005 году, после подписания меморандума, генеральный директор КТК Иен Макдональд заявил, что "при своевременном одобрении Плана мы сможем постепенно расширить мощность системы, что приведет к перекачке дополнительного объема - порядка 10 млн. тонн к середине 2007 года, 10 млн. тонн еще через год и к выходу на окончательную мощность - 67 тыс. тонн в начале 2009 года".
По мнению аналитиков, до одобрения плана расширения еще как минимум пара-тройка месяцев. И, по всей видимости, планы по выходу на окончательную мощность КТК передвинуться на полгода, год.
Пока сложно предполагать, конец 2009 года, или начало 2010 года, но по оценке экспертов этого времени может оказаться вполне достаточным для переориентирования направлений поставок нефти с Европы в Азию.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |