Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Русские в Швейцарии хотят оставаться русскими
Ольга Сарманова, президент Ассоциации российских соотечественников в Швейцарии, член Координационного совета Международного педагогического общества в поддержку русского языка за рубежом
Русская диаспора в Швейцарии становится многочисленней, больше смешанных семей, подрастают ребятишки, и потребность в сохранении русского языка и культуры, национальной идентичности растет с каждым годом. Неизвестно, когда правительство Швейцарии обратит внимание на русские школы и окажет им поддержку. Можно, конечно, подождать, но лучше начинать делать, не ожидая.
Интерес к русскому языку за рубежом всегда был связан с политическими процессами, происходящими в России и в мире. С распадом Советского Союза интерес к русскому языку в Швейцарии резко упал, сократилось общее количество гимназических классов и групп, где русский был предусмотрен программой по выбору, а также частных языковых групп. Исключение всегда составляла небольшая группа интеллектуалов, знающая и любящая русскую литературу, и бизнесменов, для которых русский язык представлял профессиональный интерес. Однако, в последние годы наблюдается обратная тенденция. "Проникновенье наше по планете..." или, проще говоря, миграционные процессы, увеличение русской диаспоры за рубежом вызвали необходимость сохранения своей национальной идентичности, в первую очередь языка, а значит и развития сети русских школ, групп, курсов. Официальные школы, занимающиеся по российским программам, в основном для детей, временно проживающих в Швейцарии, реально действуют только при Посольстве РФ в Берне и Консульстве РФ в Женеве и, естественно, имеют свои трудности.
Подрастающее поколение детей от смешанных браков поставило проблему открытия ряда дошкольных учреждений и школ на русском языке. Государство практически не оказывает помощи таким учреждениям, не предоставляет помещений, и они носят частный характер, где финансирование осуществляется за счет родителей, иногда спонсоров. Отрадно, что большинство прибывших в Швейцарию па ПМЖ или на долгосрочную работу (в основном женщины) так или иначе пытаются преподавать русский язык детям и взрослым, приходя работать в школы, детские сады или создавая образовательные центры сами. Поэтому школ, "школок", групп очень много, официально зарегистрированных и неофициальных, долгосрочных и временных. Каждый учитель составляет свою программу, иногда просто под учебники, которые у него в данный момент есть, или адаптируя программу для российских школ под местные условия. У каждого образовательного учреждения свои проблемы, но можно выделить общие для всех трудности: отсутствие базовой типовой программы, системы обучения, хороших учебников, учитывающих специфику изучения русского как иностранного, низкий методический уровень преподавания и невозможность повысить свое профессиональное мастерство и как следствие -отсутствие преемственности в образовании. В такой ситуации сложно говорить о реальной аттестации по русскому языку и признании ее государственными органами образования Швейцарии.
Как может помочь Россия своим соотечественникам? Ведь похожая ситуация складывается не только в Швейцарии, но в таких странах дальнего зарубежья как Италия, Голландия, Бельгия, Франция и некоторых других, где русских не так много, чтобы открывать государственные школы, как в Германии, но и не так мало, чтобы игнорировать эту проблему.
Этот вопрос был поднят на заседании Координационного совета Международного педагогического общества в поддержку русского языка за рубежом в апреле 2005 года и уже можно говорить о первых результатах.
Правительство Москвы в течение многих лет планомерно и эффективно оказывает помощь соотечественникам не только ближнего, но и дальнего зарубежья, и многие организации, б частности русские школы, уже ощутили эту поддержку. Так как русские школы в странах дальнего зарубежья в основном малокомплектные, целесообразно их объединять в ассоциации, которые будут своеобразными координационными центрами и существенно облегчат задачу оказания им помощи.
Ассоциация российских соотечественников Швейцарии была создана по инициативе учителей русских школ при поддержке посольства РФ в Швейцарии чуть больше года назад и в настоящее время объединяет одиннадцать дошкольных и школьных образовательных учреждений.. Целью ее является оказание информационной, методической и психологической помощи соотечественникам, создание сети русских базовых школ, помощь учебно-методической литературой и т.д. Уже в этом учебном году русские школы Швейцарии получили существенную помощь от Департамента образования г. Москвы: красочные буквари и прописи, книжки для чтения порадовали малышей, а наши учителя приняли участие в Международном форуме в Берлине (июнь 2005г.), стали участниками семинара-стажировки в Москве (сентябрь 2005г,). Второй раз Швейцарская Конфедерация становится участником Международного совещания директоров русских школ в Москве. На помощь и заботу отвечают наши дети и учителя старанием и интересными мероприятиями: ярким новогодним праздником и обучающими семинарами в Русском детском центре «Матрешка» Ольги Александре в Цюрихе, озорной Масленицей в школе Златы Смирновой в Монтрё, открытыми методическими мероприятиями и развивающими экскурсиями в Русской школе Люцерна Ирины Штайгер, интересной экспериментальной работой по формированию многоязычия у малышей в школе Надежды Гуридовой в Базеле, творческими поисками в «Сказке» Елены Кохоновой в Цюрихе, творческими концертами детей и взрослых в Ассоциации русских Фрибурга Елены Бабалян. Много повседневных и праздничных событий .в жизни нашей Ассоциации: открываются новые группы и классы, присоединяются новые школы, кто-то справляет месяц со дня открытия, кто-то год, а некоторые перешагнули пятилетний рубеж. Вместе намного легче, а если объединить практический опыт педагогов русских школ разных стран, обобщить интереснейший многолетний опыт Департамента образования г. Москвы, Центра межнационального образования "Этносфера", МИОО и других образовательных учреждений по обучению русскому языку в условиях дальнего зарубежья, то и получится реальная поддержка русского языка, а значит и всех нас. Целесообразно создать экспериментальные площадки для отработки программ, использования адаптированных учебников; учитывая ограниченное время на изучение русского языка (от 1-2 до 3-4 часов в неделю), разработать критерии и проводить аттестацию. Если программы хотя бы относительно будут стандартизированы, с методическим обеспечением, с разработанными критериями знаний официальной московской образовательной структурой, тогда можно говорить об оценках по русскому языку в зарубежных аттестатах. Министерство образования Швейцарии выразило готовность рассмотреть подобные предложения российских или московских органов образования.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |