Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
14.04.2006., Ташкент, Вести.uz.
Алина Еланская
Жизнь постоянно доказывает нам, что в искусстве мало что-то переживать, понимать - надо еще уметь делать, уметь воплотить, материализовать пережитое и познанное. С этим согласится каждый, а тем более - служащий искусству человек, считающий его священным ремеслом.
О таком человеке - мастере своего дела - талантливом, одержимом, влюбленном в жизнь и хочется рассказать. Это - Михаил Михелев, личность, заявившая о себе в эстрадно-цирковом искусстве Узбекистана довольно давно. Артист, обладающий богатым духовным миром, достигший глубокого взаимопонимания со зрителем и слушателем любого возраста.
Путь в искусство уроженца города Чирчика Ташкентской области не был тернистым. Он выбрал его сам: «Еще со школьных лет я мечтал о цирке, а участь в Чирчикском индустриальном техникуме регулярно посещал народно-цирковую студию «Рассвет» при Дворце культуры химиков города Чирчика. И весьма благодарен педагогам этой студии, оценившим и точно предсказавшим мою дальнейшую судьбу».
Армейская служба в инженерно-строительных войсках Приморского края закалила дух и тело молодого парня и научила многому - не пасовать перед трудностями, достигать поставленной цели во что бы то ни стало.
Техникум и армия позади, а впереди учеба в Республиканской студии эстрадно-циркового искусства в городе Ташкенте, где педагог по народному танцу Юрий Леонидович Волков увлек Михаила степом. После студии Михаила с номером «Иллюзия» приняли в Дирекцию ташкентских коллективов «Цирк на сцене», возглавляемую в те годы знаменитым Иркином Шакиржановичем Ташкенбаевым.
После четырехмесячных гастролей по Дальнему Востоку - это был 1988 год - Михаил не замыкаясь в кругу узких интересов, с согласия директора цирка едет по направлению на подготовку нового концертного номера во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) в Москву (ВДНХ, «Зеленый театр»). Учеба длилась более года и дала хороший результат.
Еще до отъезда в Москву у Миши возникла идея совместить фокусы с чечеткой, нравившейся ему, но этим мастерством еще надо было овладеть. В ВТМЭИ режиссером у Михаила был один из знаменитейших в прошлом танцоров-чечеточников братьев Гусаковых - Юрий Александрович Гусаков, который поставил Михаилу оригинальный номер, где и удалось это осуществить.
Художественным руководителем ВТЭМИ в эти годы был замечательный человек Леонид Семенович Маслюков (сейчас студия носит его имя), точные советы которого очень продвигали работу над номером. Режиссером второго номера «Тени», была Ирина Павловна Осинцова, которая раньше других, наверное, оценила достоинства Михаила и помогла своим богатым опытом и терпением, чтобы в будущем он сумел сотворить свой театр теней.
1990 год стал для Михаила Михелева знаковым. Вернувшись в Ташкент он познакомился с заслуженным артистом Узбекистана Андреем Петровцом, открывшим свою театральную студию в Доме Актера при Союзе театральных деятелей Узбекистана. Михаил представил ему новые номера и сразу же был принят в труппу.
В течение пяти лет артисты студии успешно выступали не только в республике, но и выезжали на гастроли в страны СНГ и дальнего зарубежья: в Туркмению, на Украину, в Китай, в Республику Южная Корея и т. д.
От Андрея Александровича Петровца я услышала о Мише самые лестные отзывы: «Работать с Михаилом легко и приятно - его восприятие мира, жизнелюбие и оптимизм, одаренность и богатство фантазии способствовали тому, что работа его ума, сердца и рук каждые раз рождали новые замечательные номера, глубоко эмоциональные, волнующие зрителей. Нас знали, любили и ждали всегда».
Сказано искренне и справедливо, а подтверждение тому - неоднократные победы Михаила Михелева во Всесоюзных конкурсах эстрадно-циркового искусства «Волшебный парад» в Москве и Московской области (1988 и 1990 гг.), а международных конкурсах «Степ-парад» в городах Москва и Иваново (1993 и 1999 гг.).
На эстраде Михаил Михелев уже более двадцати лет и в данное время числится в штате Дирекции академических народных и художественных коллективов им. Кари Якубова при эстрадно-симфоническом оркестре Узбекистана, носящем имя Батыра Закирова.
Коронный номер Михаила Михелева «Театр теней» пользуется большой популярностью не только среди жителей столицы - об этом говорят многочисленные теплые отзывы и слова благодарности в адрес артиста.
Благодаря искусной манипуляции пальцев рук, удачно подобранным световым и звуковым эффектам на экране оживают герои сказок и мультфильмов: знакомые и любимые животные, мудрый старик Хоттабыч, и многие другие образы, приводящие в восторг зрителей и особенно малышей.
Нельзя умолчать еще об одном увлечении Михаила. С двенадцатилетнего возраста он самостоятельно овладел игрой на гитаре-шестиструнке, а в 1994 году увлекся композицией - сочинением музыки на стихи популярных ташкентских поэтов: Тамары Сологуб (ныне живущей в Израиле), Степана Балакина, Александра Махнева, Натальи Бунич, Софии Демидовой, Андрея Ролича и Владимира Уфлянда из Санкт-Петербурга.
Рождаются лирические песни, мелодии которых, приятные на слух, надолго остаются в памяти. На стихи Т. Сологуб написано семнадцать песен. Записан на диск цикл песен М. Михелева «Гитару к сердцу прислонив» на стихи А. Махнева и В. Уфлянда.
Когда-то в юности Миша посещал чирчикский клуб авторской песни «Пилигрим» и тогда в нем, наверное, пробудился композиторский талант. А интерес к музыке привили, разумеется, родители: отец владеет игрой на баяне, балалайке, гитаре, а мама любит музыку с детства (она пела в школьном хоре).
Песни в исполнении Михаила на творческих вечерах поэтов-бардов, в клубах авторской песни и в литературно-творческих объединениях города Ташкента. Недаром говорят, что если человек одарен, то его талант многогранен. Живет такой человек в нашем городе - Михаил Михелев - скромный, но знающий себе цену, творящий добро и чудеса. Впереди у него целая жизнь, и пусть она будет счастливой.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |