Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Россия прописала Саакашвили винно-яблочную диету

18.04.2006. KMNews.ru

Василий Ваньков

Российские власти продолжают закрывать отечественный рынок для грузинской продукции. Как заявил в интервью РИА «Новости» сотрудник пресс-службы Департамента охраны госграницы МВД Грузии, в течение уже нескольких дней российские пограничники не пропускают грузовики с яблоками и зеленью из Грузии. «У российского контрольно-пропускного пункта «Верхний Ларс» на нейтральной территории находится колонна грузовиков из 70 машин с сельхозпродукцией, в основном яблоками и зеленью», - сказал он. По сведениям пограничного ведомства Грузии, пограничники грузинского КПП «Казбеги» два дня назад получили официальное уведомление о запрете на ввоз в Россию грузинской сельскохозяйственной продукции. К этому времени колонна грузовиков уже находилась у российского КПП «Верхний Ларс». В то же время чиновники Департамента охраны госграницы Грузии признают, что сопровождающие продукцию лица не могут предоставить требуемые российской стороной сертификаты.

Ситуацию вокруг поставок в Россию грузинской сельхозпродукции в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров.

- Является ли задержание грузовиков с сельхозпродукцией из Грузии чисто технической процедурой, вызванной отсутствием необходимой сертификации, или все же речь может идти о целенаправленных экономических санкциях против режима Саакашвили?

- На мой взгляд, речь идет именно об экономических мерах, причем в правильном направлении. Я всегда выступал за введение подобного рода санкций против Грузии. Вводя их, Россия, к сожалению, все время как бы оправдывается и указывает на чисто формальные моменты в обоснование этих особых мер. А надо было бы открыто заявить о том, что мы применяем экономические санкции в ответ на недружественное поведение режима Саакашвили. Тогда мы могли бы ввести ограничения на весь ассортимент грузинской продукции. Надо поступать как американцы. Конгресс принял поправку Джексона-Веника, не указывая, что российская сталь плохая и не соответствует каким-то стандартам. Политики Соединенных Штатов так открыто и заявили: мы боремся с коммунизмом и СССР. Холодная война формально закончилась, а поправку отменять все равно не спешат. А тут Грузия совершенно безобразно себя ведет в отношении России, а мы стесняемся открыто объявить ей экономическую войну. Применяем какие-то частичные меры на отдельные виды продукции. А оправдываться должен главный санитарный врач Онищенко, доказывать, что в вине пестициды, а «Боржоми» не соответствует заявленной химической формуле. То есть Саакашвили получает дополнительные аргументы, что дело не в его политике, а в низком качестве грузинской продукции. Вроде того: исправим технологию, и все будет нормально. Мы большая, великая страна, чего нам ерничать по этим вопросам? Ввели санкции и пусть они вопят, все равно ничего сделать не смогут. Надо поставить Саакашвили в угол, и пусть подумает о своем поведении. Эти санкции нанесут удар по его режиму и станут самым веским аргументом для того, чтобы грузинское общество озаботилось сменой правящего режима. Причем в числе недовольных будут не самые последние люди в обществе. Это бизнесмены и предприниматели, которые активно вовлечены в торговые отношения с Россией. Из чисто экономических интересов в Грузии возникнет мощная оппозиция. И это даст возможность России влиять на ситуацию в этой стране, подталкивая ее в нужном нам направлении.

- На какие силы внутри Грузии могла бы опереться сейчас Россия?

- Пока мы сделали ставку на Георгадзе, которого в Грузии поносят как предателя национальных интересов. А вот введем санкции - и грузины поймут, кто действительно продал национальные интересы. Вообще, на данный момент среди оппозиционной политической элиты Грузии сейчас нет таких людей, на кого Россия могла бы сделать ставку. Конечно, есть еще Абашидзе. Но он, во-первых, сейчас находится в изгнании, а во-вторых, аджарцы рассматриваются в Тбилиси как провинциалы. Нельзя сказать, что они пользуются большим авторитетом. Абашидзе в большей степени является лидером национальной аджарской элиты. Хотя, конечно, и с Георгадзе тоже можно работать. Если он будет выступать как лидер и в Грузии возникнет недовольство среди бизнесменов и крестьян, то всем им так или иначе придется сотрудничать с Георгадзе. Или же выдвигать своего собственного лидера взамен Саакашвили. Хотя, на мой взгляд, и Георгадзе их вполне бы устроил, поскольку он пользуется поддержкой Москвы. И ему было бы легче потом договариваться об отмене всех наложенных санкций.

- Стало известно, что Казахстан также намерен провести исследование образцов грузинских вин из оптово-розничных складов. Может ли он и другие союзники России по СНГ принять консолидированное решение об экономической блокаде Тбилиси?

- Вообще, у Назарбаева в этом вопросе есть конкретный интерес. Ему, мягко говоря, не нравится режим Саакашвили. Последний выступает в качестве основного экспортера «оранжевых революций» в СНГ, требует замены существующих законных лидеров (как в случае с Белоруссией), поддерживает прозападную оппозицию в этих странах и т.д. Кому это понравится? Таким образом, это в интересах Назарбаева, чтобы режим Саакашвили был свергнут или как минимум постоянно находился в режиме обороняющегося. Если у него самого будут большие проблемы, Саакашвили не сможет вмешиваться во внутренние дела других государств, и в частности Казахстана. Что касается консолидированного решения по Грузии, то я уже давно предлагал, чтобы на Совете глав государств СНГ перед Грузией поставили вопрос о прекращении подрывной деятельности на пространстве СНГ. Хотя не думаю, что в ближайшее время конкретные санкции будут приняты. Да это и не нужно, потому что 90% экспорта Грузии в страны СНГ все равно приходится на Россию. То есть для осуществления полноценной экономической блокады достаточно и российских санкций.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ