Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21.04.2006. Евразийский Дом
Андрей Грозин
Я бы не стал говорить, что в связи с требованием, предъявленным к США, повысить плату за право пользоваться военными базами политика нынешних властей Киргизии стала менее прозападной, чем при экс-президенте Аскаре Акаеве.
Наличие американской базы – это ценное экономическое приобретение для Киргизии. Понятно поэтому, что требование к США является элементом не политического, а экономического торга с Пентагоном, цель которого – выбить как можно больше финансовых преференций.
Отсюда не стоит утверждать, что, будь то президент Курманбек Бакиев или премьер-министр Феликс Кулов, киргизская сторона настроена антиамерикански.
И это вполне объяснимо. Киргизия, как и другие страны Центральной Азии, вынуждены проводить политику многовекторности. Замыкая политические и экономические отношения только на Россию, любая из стран Центральной Азии лишает себя значительных финансово-экономических выгод.
Так что, я думаю, в ходе предстоящих в России переговоров будет обсуждаться не столько вопрос американской военной базы, сколько двусторонние политические и экономические проблемы.
Главное, что сейчас беспокоит Россию, это вопрос устойчивости действующей власти и стабильности в республике. То, что представители российского МИД говорят о приходе во власть представителей криминалитета, показатель серьезной обеспокоенности Москвы положением дел в Киргизии.
Например, в Киргизии все знают, что Рыспек Акматбаев, добившийся права баллотироваться в парламент, имеет массу связей в криминальном мире.
С другой стороны, то, что Верховный суд снял с него все имевшиеся обвинения, говорит о снижении напряженности, имевшей место еще две недели назад.
Россия заинтересована в сохранении стабильности в Киргизии, даже в существующем виде, чему способствует и российская военная база в Канте. Этот фактор Россия может использовать как рычаг для давления на Бакиева.
Не менее важный для России вопрос – это сохранение договоренностей, заключенных ранее, в том числе под давлением российской стороны. В частности речь идет о тандеме Бакиев-Кулов, который стабилизирует ситуацию в стране. Фактически, если Киргизия будет придерживаться этих вещей, руководству республики будет проще доводить свою позицию до России.
Что касается более конкретной повестки переговоров, то, конечно, руководство Киргизии поднимет вопрос о мигрантах. Киргизии выгодна нормальная легализация ее граждан на территории России, поскольку, по киргизским оценкам, денежные переводы из России сопоставимы с половиной всей доходной части государственного бюджета. Причем эта сумма значительно превышает плату США за пользование базой.
Кроме того, не стоит забывать о ранее достигнутых договоренностях с крупнейшими российскими корпорациями. В первую очередь, это РАО «ЕЭС России», а также ОАО «Газпром». Вопросы этих компаний займут одно из ведущих мест в переговорах.
Тем более, что у российских компаний есть основания для беспокойства. Из-за сложной политической ситуации в Киргизии центральная власть до сих пор не в полной мере контролируют регионы. Это создает риски для инвесторов, для бизнеса. И об этом надо говорить.
Поэтому, я полагаю, от Бакиева, как минимум, потребуют донесения четкого видения места российского бизнеса в киргизской экономике.
Я не исключаю при этом и обсуждения вопросов, связанных с региональным развитием. Неспособность центральной власти удержать ситуацию в регионах вызывает у соседей, прежде всего, в Казахстане и Узбекистане, много вопросов.
Выступить арбитром для снижения взаимного непонимания между этими странами может только Россия. Россия, находясь с Узбекистаном и Казахстаном в отношениях стратегического партнерства, могла бы сгладить существующие трения.
Также на переговорах, кроме экономических вопросов и проблем регионального развития, будет рассматриваться тема национальной безопасности, актуальная и для России, и для Киргизии.
Речь идет о возможном расширении российского военного присутствия на базе в Канте, о котором ранее говорил главком ВВС России Владимир Михайлов. Причем, возможно увеличение и личного состава, и количества боевых единиц.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |