Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
24.04.2006. Кремль орг.
Беседовала Лидия Витюхова
Политическую ситуацию в Киргизии комментирует Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ).
- Как вы можете охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в Киргизии? Какие существуют проблемы в регионе и как они решаются?
- К сожалению, уже более года, как свершившаяся революция в Киргизии, не принесла стране каких-то серьезных экономических и политических дивидендов, или хотя бы просто стабилизацию ситуации. Ожидается примерно то же самое, что мы можем увидеть во всех посторанжевых, постреволюционных республиках. Конечно, Украина, Грузия и Киргизия - серьезно отличаются друг от друга, но внутриполитический кризис и проблемы в экономике, которые наблюдаются во всех этих государствах, на мой взгляд, похожи. Хотя киргизская ситуация отличается от украинской или грузинской, в Киргизии удалось в некоторой мере снять проблемы, которые существовали сразу после революции внутри победивших групп: не произошло дробление на кланы, было заключено известное соглашение о сотрудничестве между президентом Курманбеком Бакиевым и премьером Феликсом Куловым, удалось избежать деления на север и юг, о котором многие предупреждали после революции. Но, к сожалению, дело в том, что за бортом победившей группы оказалось очень большое количество политиков, которые считают себя обделенными. На мой взгляд, это сугубо киргизский феномен. В Киргизии более сорока партий, большинство из них оппозиционные. Причем, они как были оппозиционными при Аскаре Акаеве, как и остаются оппозиционными сейчас. В этих партиях часто близкие родственники и друзья сегодняшних ведущих политиков страны. Говоря другими словами, генералов больше, чем пехоты, и все киргизские "генералы" - люди очень амбициозные. Сейчас наблюдается очередное обострение ситуации внутри страны. Многие лидеры, оказавшиеся вне власти, как бывший исполняющий обязанности генерального прокурора Азимбек Бикназаров, исполняющий обязанности министра иностранных дел Роза Отунбаева, бывший спикер парламента Амурбек Кикибаев и ряд других известных в Киргизии фигур, начинают серьезную атаку уже на новую власть, причем, не делая особых различий между Бакиевым и Куловым. Они начинают собственную, довольно рискованную игру, обещают вывести 29 апреля на митинг несколько десятков тысяч человек, как в Бишкеке, так и в других городах, и организовать, как они говорят, киргизский Майдан. То есть, это некоторая попытка второго издания цветной революции. Я думаю, что, несмотря даже на то, что все заявления о новом Майдане делаются, исходя из благих пожеланий, под которыми могут подписаться большинство киргизский граждан: против криминализации, действительно очень серьезной и большой проблемы для Киргизии, за реформирование политической системы, за улучшение экономических показателей страны, но, на мой взгляд, в этой республике сложилась в последнее время такая ситуация, что раскачать страну, во-первых, очень просто, во-вторых, с ресурсной точки зрения, очень дешево. Весь год, прошедший после революции, проходила обкатка этого механизма, мобилизация масс, митинговой активности, давления на органы власти. И сейчас, без того не слишком сильная государственная власть в Киргизии оказалась в значительной мере заложником тех же механизмов, которые ее ранее привели к власти. То есть, внутриполитическая ситуация весьма и весьма неустойчива, и визит господина Бакиева в Россию проходит в значительной мере под знаком возможных форсмажорных и негативных изменений внутри страны в ближайшей перспективе. Поэтому, с точки зрения внутренней политики, ситуация в республике оставляет желать лучшего. Ситуация в стране больше похожа, скорее, на грузинскую, чем, допустим, на украинскую, где положение постепенно нормализуется. На мой взгляд, можно говорить о том, что центральная власть недостаточно серьезно контролирует провинцию, в некоторых случаях проявляется феномен появления уже региональных вождей, которые либо не учитывают желания центральной власти, причем иногда даже демонстративно, либо стараются от центральной власти дистанцироваться. Это другой негативный момент, который тоже следует учитывать, говоря о Киргизии. Кроме этого, перед страной стоит проблема криминализации власти, т.е стремление криминала выйти на политическую арену и превратиться в самостоятельную серьезную политическую силу. Вряд ли какой-то непредвзятый наблюдатель будет отрицать тот факт, что часть организованной преступности в Киргизии сыграла определенную роль в прошлогодних мартовских событиях, во всяком случае, на юге Киргизии, откуда начиналась общая тюльпановая революция. Я думаю, что как раз слабость центральной власти привела ряд неформальных лидеров, в том числе имеющих и криминальное прошлое, к мысли о том, что они могут вполне заявить права на часть властного пирога. И эти заявления уже подкреплены действиями: все в Киргизии знают о том, что за депутатский мандат борется известный криминальный авторитет Киргизии, руководитель так называемой иссык-кульской организованной преступной группы, самой сильной и самой мощной. При этом власть демонстрирует к нему мягкое и снисходительное отношение. Рыспек Акматбаев может публично угрожать физической расправой даже премьер-министру, а президент, повторюсь, не реагирует на эти высказывания. Да, внутри тандема премьер-президент существует определенные трения. Оба политика являются амбициозными фигурами, которые, очевидно, ведут борьбу за свое влияние. Хотя правильнее было бы говорить не о их фигурах, как таковых, а об окружении Кулова и Бакиева, которое в большей мере как раз подрывает единство тандема. Ну, и очевидно, что в этой борьбе используются самые разные методы. Для подавляющего большинства граждан Киргизии все это выглядит, как сращивание власти с криминалом, использование криминальных сил и методов для осуществления политического давления. Кроме того, в республике за время, прошедшее после революции, произошел ряд громких заказных убийств, погибло три депутата, погибло несколько весьма знаковых фигур, в том числе и в криминальном мире, гибли чиновники менее высокого ранга. То есть, даже внешний фон в стране далек от того, чтобы его можно было бы назвать стабильным. Все это, естественно, порождает обстановку, когда взрыв может произойти в любое время и поводом может послужить любая мелочь, которую, условно говоря, власть просто не успеет вовремя предотвратить.
- И в связи с этим, какова цель визита Бакиева в Россию? Какова роль России в решении внутренних и внешних проблем Киргизии?
- На мой взгляд, Россия сейчас, действительно, остается единственным серьезным внешнеполитическим партнером, который может повлиять на изменение социальной и экономической ситуации в Киргизии к лучшему. Если будут запущены проекты РАО ЕЭС, Газпрома и других менее влиятельных российских бизнес-структур, появятся новые рабочие места, смягчится тяжелая социальная обстановка, которая играет очень серьезную роль в развертывании перманентного внутриполитического кризиса. Кроме того, именно в России находится подавляющее большинство киргизских гастарбайтеров. Некоторая часть работает в Казахстане, но подавляющее большинство в России. По официальным данным, их около четырехсот тысяч человек, по данными независимых киргизских наблюдателей, как минимум, шестьсот тысяч. Это наиболее трудоспособная часть населения, которая переводит в Киргизию, по разным оценкам, примерно половину доходной части бюджета страны. То есть, речь идет, как минимум, о 200 - 250 миллионах долларов. Киргизия - довольно бедная страна, обделенная сырьевыми ресурсами, и для нее эти финансы являются серьезным подспорьем. Если российская сторона пойдет по пути смягчения проблем, которые существуют у киргизских гастарбайтеров, тогда, безусловно, данный шаг очень многие в Киргизии, воспримут весьма позитивно, свяжут его с ныне действующей киргизской властью, что, естественно, повысит ее авторитет в глазах общества. Кроме того, существуют вопросы, касающиеся национальной безопасности Киргизии, это, прежде всего, российские военные объекты на территории страны, расположенные в Канте. Номинально эта база не считается российской, это структурная часть Договора о коллективной безопасности, но все прекрасно понимают, что это военная база Российской Федерации. Главком ВВС господин Михайлов недавно заявил, что у российской стороны имеются серьезные планы по увеличению личного состава этой военной базы, а также увеличения количества боевых единиц, расположенных на этом объекте. То есть, намечается серьезная реорганизация объекта, превращение его в полноценный военный объект России, который будет способен, в силу своих характеристик, парировать очень серьезные вызовы, в том числе на дальних подступах к стране. Не стоит забывать и о том, что на территории Киргизии находится военных объект Соединенных Штатов, расположенная всего в сорока километрах от российской авиабазы. Здесь уместно напомнить ситуацию осени 1999 и 2000 годов, когда на территорию Республики вторгались банды террористов, и у нас была возможность уравновешивать геополитическое влияние Соединенных Штатов в этой республике или, по крайней мере, удерживать его в определенных рамках. Поэтому я не думаю, что Россия всерьез заинтересована в том, чтобы выкинуть американцев из Киргизии, так, как это произошло в прошлом году в Узбекистане. В конце концов, этот объект является очень важным, с точки зрения логистики, для поддержания контингентов не только американских, но и натовских подразделений на территории Афганистана. И учитывая то, что у России сохраняются союзнические отношения и с Соединенными Штатами, и с НАТО, мы также не заинтересованы в том, чтобы в Афганистане ситуация выходила из-под контроля, даже из-под того минимального, который имеется сейчас. Я не думаю, что Россия всерьез заинтересована в том, чтобы выбить американцев из Манаса. Другой вопрос, что американцы должны платить не два миллиона долларов в год, как это происходит в настоящее время, а двести семь, как об этом заявляют новые киргизские власти.
- Какие решения могут быть приняты в ходе переговоров между Россией и Киргизией?
- Я думаю, что будет подписано отдельное соглашение о государственной защите российских инвестиций. Я не исключаю того, что будет подписано соглашение, в котором будут оговорены моменты регулирования нахождения временных киргизских рабочих на территории Российской Федерации, предоставление льготного режима Киргизии в качестве одного из приоритетных поставщиков трудовых ресурсов в Российскую Федерацию. Существует вероятность того, что будут подписаны некие документы, касающиеся непосредственных инвестиционных проектов РАО ЕЭС России и Газпрома на киргизской территории. Вполне возможно, что, наконец, решится вопрос о сдаче киргизских электросетей в концессию РАО ЕЭС России. Очевидно, будут подписаны договоренности не только на уровне российского центрального правительства с Киргизией, но и Московского областного, поскольку Курманбек Бакиев изначально планировал встретиться с губернатором Громовым. Скорее всего, будут обсуждаться проблемы с трудовыми мигрантами. Кроме того, я думаю, что Киргизия, как весьма перспективный поставщик сельскохозяйственной продукции, может заключить конкретные соглашения о поставках сельскохозяйственной продукции в столицу РФ и в Московскую область.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |