Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев
Прошло 10 лет с того дня когда, спустя пятилетие после развала Советского Союза, Республика Беларусь и Российская Федерация заключили Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России и тем самым, казалось, сделали шаг способный повернуть вспять запущенный на рубеже 80-х – 90-х годов двадцатого столетия механизм разрушения геополитического пространства исторической России.
Уже через год был подписан Договор о Союзе Белоруссии и России, а 23 мая 1997 года – утвержден Устав Союза. 25 декабря 1998 года была принята Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России и, наконец, 8 декабря 1999 года состоялось подписание ныне действующего Договора о создании Союзного государства.
Если судить с формальной точки зрения, т.е. по динамике подписания документов, то можно подумать, что процесс восстановления белорусско-российского единства осуществлялся высокими темпами. Собственно говоря, белорусская и российская общественности тогда так и полагали. С приходом же в Кремль, после Бориса Ельцина, нового вменяемого руководителя казалось, что восстановление общей белорусско-российской государственности пойдет вообще «семимильными шагами», так как необходимость последней была очевидна и в России, и в Белоруссии.
Однако вопреки ожиданиям, последующие годы фактически оказались временем «топтания на месте» и бессмысленных (это в лучшем случае) «пивных», «газовых» и прочих скандалов. Более того, последние пять лет отличались в Белоруссии назойливой пропагандой со стороны властей «суверенитета и независимости», которым придавался некий священный характер.
Все это не могло не вступать в противоречия с целями провозглашенными в Договоре о создании Союзного государства и не вызвать настоящего раздвоения общественного сознания. Когда с одной стороны, Республика Беларусь «всеми силами отстаивает свой веками выстраданный суверенитет», а с другой, в это же самое время, строит с Российской Федерацией общее государство. А ведь в последнем случае, Белоруссия должна -таки будет отказаться от части этого самого суверенитета.
Подобное двойственное положение вполне устраивало белорусские власти, так как позволяло пользоваться многочисленными экономическими льготами со стороны Российской Федерации и одновременно практически не брать на себя каких-либо серьезных обязательств перед российским государством. Точнее обязательства-то брались, например в виде Договора о создании Союзного государства, но не выполнялись. Ведь до сих пор нет ни союзного парламента, ни единой денежной единицы, ни общих вооруженных сил, ни единого экономического пространства. И немалая вина этого лежит на белорусской стороне.
«Прохладное» отношение власть имущих к союзному строительству неизбежно отражалось и на настроениях белорусского общества, в котором нарастал скепсис в отношении перспектив Союзного государства. Он особенно стал заметен на фоне бурного политического развития Европейского союза, который белорусской оппозицией и некоторыми государственными СМИ представлялся в качестве «самого успешного интеграционного проекта современности».
Складывалось впечатление, что подобные проевропейские настроения сознательно культивируются белорусской правящей элитой. Причины этого могут быть самыми различными, в том числе, и как намерение побуждать таким образом российскую сторону идти на различные уступки официальному Минску « ведущему бескомпромиссную борьбу с западной экспансией».
«Прохладным» в последние годы было отношение к Союзу и со стороны Российской Федерации. По крайней мере, такой вывод следует из анализа средств массовой информации Российской Федерации, для которых тема белорусско-российской интеграции является одной из самых малозначительных.
Тема Белоруссии попадала в центр внимания российских изданий и телеканалов только в случае каких-либо скандалов или таких политических событий, которые просто не возможно обойти молчанием. При этом удивляет тональность российских журналистов, которые рассматривают Белоруссию не как ближайшего союзника и субъект общего с Россией Союза, а как неприятного и назойливого «бедного родственника».
К сожалению, десятилетняя практика белорусско-российской интеграции свидетельствует о том, что Договор о создании Союзного государства и для белорусской, и для российской элит оказался не руководством к действию, а всего лишь декларацией о намерениях, которые когда-нибудь возможно и воплотятся в жизнь.
Однако недавняя череда успешных «цветных» переворотов в ряде государств СНГ (попытка «джинсовой революции» в РБ – это всего лишь разведка боем) убедительно свидетельствует о том, что дальнейшие безрезультативные интеграционные игры могут закончится и для Белоруссии, и для России крупными геополитическими поражениями.
Возможно, что понимание всей серьезности реально существующих угроз подвигнет, наконец, белорусские и российские власти на реальные шаги в области союзного строительства. В любом случае, определенные надежды вселяют принятые в последнее время решения в рамках Договора о создании Союзного государства. Это подписанные на последнем заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства (январь 2006 г.) договор «О равных правах граждан Белоруссии и России в области социального обеспечения» и Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи белорусским и российским гражданам на территории России и Белоруссии соответственно.
Оба документа должны вступить в силу к концу текущего года и позволят белорусам и россиянам почувствовать себя, по крайней мере, в вопросах социального обеспечения и медицинского обслуживания гражданами Союзного государства с равными правами на всей его территории.
В этом же ряду лежит и недавнее заявление оборонных ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации о своей полной готовности к созданию единой системы ПВО Союзного государства.
Но все это полумеры, которые не решают главной задачи: не делают белорусско-российское воссоединение необратимым. Важнейшим шагом в этом направлении могло бы стать принятие Конституционного Акта. Но вот этот главный, по сути, вопрос как раз-то бесконечно стопорится. И причина здесь не только в отсутствии пресловутой «политической воли лидеров», но и в эгоизме элит не способных подчинить свои групповые интересы стратегическим потребностям белорусского и российского народов. В этом-то и есть корень проблемы и общество должно найти в себе силы, чтобы разрешить ее.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |