Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
11.05.2006. Московский комсомолец
Марина Перевозкина, Елена Гамаюн
Грузия и Украина заявили о своем возможном выходе из СНГ. Легко встать и выйти, когда речь идет о надоевшей компании. И скучную работу нетрудно поменять, всего лишь написав заявление об уходе. А как покидают международную структуру? Прецедента выхода из СНГ до сей поры не было, хотя грозили многие… Так как же это должно происходить? “МК” попробовал разобраться в этом вопросе.
Прежде чем порвать существующие договоренности и заключать пакты с новыми союзниками, Украине и Грузии предстоит пройти определенную процедуру. Для начала — определиться с выходом из СНГ внутри страны. Все ветви власти должны сойтись во мнении. Если в Грузии парламент проголосует за выход из Содружества руками и ногами, то на Украине — не все так просто… Учитывая, что самая крупная фракция в Раде — Партия регионов — вряд ли согласится переориентировать страну, вопрос может забуксовать уже на этой стадии. Но даже если внутренний консенсус найдут, Украина не отправится в свободный полет со следующего дня.
Как пояснили “МК” в Исполкоме СНГ, процедура выхода предусмотрена в Уставе Содружества. Сначала нужно написать заявление. Оно подается в Исполком за год до момента фактического разрыва отношений. При этом обязательства, возникшие в период участия в СНГ, связывают соответствующие государства до их полного выполнения. Скажем, в рамках Содружества подписано несколько десятков всяких соглашений: по налогам, таможенным пошлинам, военному сотрудничеству… Украине и Грузии либо надо будет исполнять их до окончания оговоренных сроков, либо совершать процедуру выхода из каждого соглашения… Нюансы выхода из СНГ раскрыл “МК” Михаил АЛЕКСАНДРОВ, зав. отделом Кавказа Института стран СНГ:
— Ситуация с Грузией и Украиной в вопросе о выходе из СНГ принципиально разная. На Украине эти заявления делает уже уходящее правительство. Я думаю, что там выход из Содружества не соответствует настроениям общества, восток это не поддержит, что может усугубить раскол страны. Что же касается Грузии, то она уже давно поставила себя вне рамок СНГ. Ее поведение противоречит нормам и принципам Содружества, зафиксированным в Уставе этой организации. Если Грузия формально выйдет из СНГ, ничего не изменится. Я считаю, что на следующем саммите Содружества надо поставить вопрос о поведении Грузии. Во-первых, в документах СНГ зафиксирован принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Грузия же поддерживает “цветные революции” в других странах СНГ, поддержала революцию в Киргизии, на Украине, особенно же безобразным было ее вмешательство на выборах в Белоруссии. Там делались не только политические заявления в поддержку оппозиции, но чуть ли не оказывалась ей вооруженная поддержка со стороны официальных лиц Грузии.
Второе. Грузия и Украина (хотя Украина ведет себя осторожнее) создают на пространстве СНГ альтернативные, конкурирующие с СНГ структуры — ГУАМ, Содружество демократического выбора. То есть, по сути, разрушают СНГ изнутри.
Третье. Со стороны Грузии идет постоянное запугивание соседей, угрозы применения к ним силы — в отношении Абхазии и Южной Осетии. Грузия препятствует проведению там миротворческих операций, требует вывода миротворцев. Это тоже нарушает принципы СНГ.
И последний аспект. Грузия заявила об однозначной ориентации на евроатлантические структуры, о вступлении в НАТО. В отличие от Украины, это встречает поддержку грузинского общества, можно не сомневаться, что референдум это подтвердит. Нельзя одновременно быть в НАТО и СНГ. Так что выходить из СНГ Грузии рано или поздно придется.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |