Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"Идеальные союзники"

05.05.2006. АПН - Казахстан

Александр Храмчихин

Россия-Индия: против кого дружим центразийскими базами?

Создание Индией военно-воздушной базы в Таджикистане, если оно действительно осуществится, будет означать, что Дели очень тонко чувствует процессы, происходящие в Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. До сих пор Индия не отличалась военной активностью за пределами своей территории. Она в 1971 г. фактически создала Бангладеш, но сейчас нельзя сказать, что Дакка находится под контролем Дели. Чрезвычайно сильно влияние Индии в Непале и Бутане, в 80-90-е годы она пыталась "наводить порядок" на Шри-Ланке и Мальдивах, но ни одну из этих стран марионетками Индии не назовешь.

Между тем, Индия сегодня обладает сильной экономикой, огромной военной мощью (включая ядерное оружие и средства его доставки), хорошим научно-техническим потенциалом, а также населением, которое имеет шанс в обозримом будущем обогнать по численности китайское. Таким образом, ее политический вес мог бы быть гораздо больше, чем сейчас, причем не только в регионе Индийского океана, но и в мире в целом.

Традиционным противником Индии является Пакистан, с которым она уже трижды воевала. Главный источник конфликта - Кашмир. Второй главный противник - Китай, давний стратегический партнер Пакистана. С Китаем Индия неудачно воевала в 1962 г. за территорию в Гималаях. Достаточно серьезной проблемой для Индии является исламский экстремизм, проявляющийся, в первую очередь, в индийской части Кашмира, а также воздействующий на мусульманское население собственно Индии (по абсолютному числу мусульман Индия занимает второе место в мире после Индонезии).

В последнее время отношения Дели с Пекином и Исламабадом заметно смягчились. Отчасти, видимо, это объясняется тем, что теперь все три страны обладают ядерным оружием, что снижает вероятность войны между ними. Тем не менее, условия, породившие конфронтацию, никуда не делись, поэтому превращение врагов в союзников представляется вещью в высшей степени маловероятной. Соответственно, треугольник Москва - Дели - Пекин существует лишь в воображении некоторых прокремлевских "стратегов".

Поскольку Индия с момента обретения независимости является демократической страной, ее отношения с Западом традиционно были хорошими. Даже в годы "холодной войны" Индия приобретала современное оружие не только в СССР, но почти во всех крупных европейских странах (Великобритании, Франции, ФРГ, Италии). Лишь в отношениях с США имела место определенная напряженность. Однако в последние годы началось очень быстрое сближение Вашингтона и Дели. Оно объясняется соображениями чисто прагматического характера - общностью противников. Для обеих стран это исламский экстремизм и Китай. В итоге Америка "простила" Индии обретение ядерного оружия и предложила купить у нее самые современные образцы вооружения и боевой техники.

Разумеется, Индия предпочла бы развивать тесные отношение с Россией, поскольку они имеют давние традиции, а противники у Москвы и Дели тоже общие (те же самые). Беда в том, что Дели это понимает, а Москва - нет. Она носится с геополитическими химерами типа вышеупомянутого треугольника, все больше попадая в зависимость от Пекина. В итоге у Дели просто не остается выхода, кроме как дружить с Вашингтоном. При этом, разумеется, "на Штаты надейся, но сам не плошай". Отсюда, видимо, начинающееся военное проникновение Индии в Центральную Азию.

Важность этого региона для Индии очевидна, ведь от Дели до Душанбе почти вдвое ближе, чем до южной оконечности Индостана. Трудно предположить, что Индия имеет какие-то серьезные виды на местные энергоносители. Хотя зависимость этой страны от импорта нефти и газа очень высока, но их поставки в Индию из Центральной Азии чрезвычайно затруднены. Во-первых, по чисто географическим условиям (сложнейший рельеф), во-вторых, любой трубопровод из Центральной Азии в Индию должен пройти через Пакистан. Даже в условиях смягчения отношений с Исламабадом, Дели никогда не будет ставить себя в зависимость от него по столь важном вопросу, чтобы не говорилось сейчас по этому поводу.

Таким образом, база ВВС Индии под Душанбе будет иметь значение, в первую очередь, военно-политическое. Как минимум, Индия обозначает факт своего присутствия в данном регионе и наличия в нем серьезных интересов. Индийская база добавляется к российской и натовской базам в Киргизии и натовской (фактически - немецкой) базе в Узбекистане. Причем размер авиационной группировки (12 истребителей) будет примерно таким же, как у России в Канте и натовцев в Манасе.

При этом совершенно очевидно, что ни с российскими, ни с натовскими самолетами индусы биться в небе не собираются. Их проникновение в Центральную Азию можно рассматривать как превентивную меру перед аналогичными шагами Китая. Потому что единственные потенциальные цели, которые недоступны для индийских ВВС с территории собственной страны, но до которых можно достать из Таджикистана - это будущие китайские военные объекты в Туркмении и коммуникации между ними и Китаем.

Разумеется, 12 МиГ-29 - это не очень много (хотя под Душанбе сразу размещаются не какие-нибудь старые МиГ-21/23/27 или "Ягуары", а очень мощные и современные боевые машины, что весьма симптоматично), но это, безусловно, лишь первый шаг. Если база уже есть, на нее можно много чего перебросить. Например, Су-30, которые оттуда достанут до любой точки Туркмении и до большей части Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

Впрочем, ценность военно-воздушной базы не очень велика, если она не имеет наземного прикрытия. Как минимум - от действия диверсионно-террористических групп, коих в этом неспокойном регионе предостаточно. Если же базу в перспективе предполагается использовать для "настоящей" войны, то и прикрывать ее надо "по-настоящему". Необходимы наземные средства ПВО и контингент сухопутных войск размером не менее полка. А развертывание такой группировки уже требует серьезной политической воли как от Дели, так и от Душанбе. С другой стороны, если договоренность о возможности размещения такой группировки не достигнута, то незачем и "огород городить".

Для России Индия представляется идеальным союзником (противники общие, связи давние, противоречий никаких), но надо четко понимать, "против кого дружим". Появление индийских войск в Таджикистане лишь укрепило бы российские позиции здесь. В перспективе необходимо заключение между Москвой и Дели соглашения о максимально тесном военно-политическом союзе с обязательствами оказывать друг другу взаимную военную помощь, предоставлять друг другу территорию для размещения и транзита войск. Вполне возможна совместная разработка любых образцов вооружения и техники. Судя по всему, сегодня только Индия может заставить Россию создать истребитель пятого поколения: для своих ВВС нынешний кремлевский режим не сделает его никогда (слишком много денег требует этот проект, лучше ведь их в стабфонд сложить или просто украсть). К союзу Москвы и Дели могли бы присоединиться, например, Астана и Ханой. Такой союз стал бы по-настоящему мощной влиятельной силой, независимой и от Пекина, и от Вашингтона. Главное - осознать необходимость и реальные цели такого союза. А если продолжать строить химерический антиамериканский треугольник, это может лишь оттолкнуть Индию от России, еще крепче привязывая ее к США.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ