Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
25.05.06, ИА REGNUM
Состоявшийся 21 мая 2006 года референдум о независимости Черногории, а также его возможные последствия для непризнанных государств постсоветского пространства прокомментировал 24 мая 2006 года корреспонденту ИА REGNUM директор Института стран СНГ, член комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин:
"Референдум о независимости Черногории создает повод для проведения подобных референдумов в непризнанных на сегодняшний день миром государствах. И это не только Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия и Карабах, но и целый ряд других территорий, которые явно тяготятся своим нынешним положением. Например, Республика Сербская в Боснии и Герцеговине.
Что касается поводов для проведения таких референдумов, то у Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха их не меньше, чем у Черногории. Ведь эти территории были автономными республиками и областями, имели свои суверенные права по законодательству СССР, которые были нарушены при распаде Союза. Соответственно, сегодня повторение в этих республиках черногорского сценария не исключается, что, кстати, явствует и из заявления президента Абхазии Сергея Багапш. Я убежден, что мировому сообществу очень сложно было бы сегодня объяснить: почему Черногория имеет право на независимость и даже на аплодисменты Госдепа США, а, вот, скажем, Абхазия не имеет такого права? И что, кроме геополитического контекста и предвзятости позволяет в одном случае признавать, а в другом не признавать такого рода эксперименты?
Я думаю, что для полноты картины в Южной Осетии должны были бы учесть голоса грузинского населения, живущего в селах вокруг Цхинвала и других городах. А в Абхазии сделать попытку предложить участие в референдуме беженцам, не всем, но, по крайней мере тем, которые смогут доказать факт своего довоенного пребывания в Абхазии. Уверен, что Грузия, безусловно, будет противиться этому референдуму и даже беженцам не даст такой возможности. Это лишний раз подчеркнет предвзятость Грузии и, в данном случае, будет лить воду на мельницу абхазского референдума.
Что касается поведения России в этой ситуации, то нам сейчас необходимо понимание того, что право народов на самоопределение не должно носить инструментальный характер, как это происходит и у нас, и во всем мире. Мы все любим откладывать, на завтра, на потом. А между тем, повод Черногории может быть использован в течение какого-то не очень длительного времени. После чего все это будет подернуто тиной забвения, и сам повод, и актуальность такого референдума будут сведены на нет. Такая опасность существует, поэтому надо поторопиться. Некоторые наши структуры в Совете безопасности и некоторых отделах МИД населены такими "медлителями", которые никогда ни к чему не готовы, и всегда говорят: "Лучше завтра и не при нас".
Между тем успех референдумов в непризнанных государствах будет зависеть не только от того, как они пройдут, но и от того, будут ли они признаны. И уж некоторые из государств СНГ, на мой взгляд, способны повлиять на ситуацию и добиться признания этих референдумов. При наличии целенаправленной работы нашей дипломатии это возможно, потому что ни абхазская, ни осетинская дипломатия не способны добиваться этого без нашей поддержки на серьезном международном уровне".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |