Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Николай Сергеев
Уже в течение ряда лет в Республике Беларусь действует государственная программа поэтапного перехода к информационному обществу «Электронная Беларусь», которая предполагает создание в республике единой информационной инфраструктуры с широким использованием информационных технологий в государственном управлении, народном хозяйстве, образовании, медицине, торговле и других сторонах жизни общества. О том, что такое «информационное общество» и каковы перспективы его становления в Белоруссии наш корреспондент беседует с крупнейшим специалистом в этой области в республике, исполнительным директором Республиканского общественного объединения «Информационное общество», кандидатом технических наук Сергеем Васильевичем Ениным.
- В последние годы очень много говорится о таком понятии как информационное общество. А что это такое, по сути. Это ведь не только развитие средств связи или увеличение вычислительных ресурсов доступных человеку? Или это нечто качественно иное?
- Обычно когда начинают рассуждать об информационном обществе, говорят о так называемой информационной революции. И сравнивают с несколькими ключевыми событиями, которые определили судьбу человечества. Это изобретение печатного станка, паровой машины, электричества, двигателя внутреннего сгорания и вот сейчас этот электронно-вычислительная машина как средство обработки и передачи информации. Сейчас мы уже перешли от локальных, настольных и прочих ЭВМ к вычислительным сетям, которые включают миллионы компьютеров, обменивающихся между собой данными. Таким образом, появились средства и технологии обработки информации, которые во столько же раз увеличили интеллектуальные силы человека как, к примеру, двигатель внутреннего сгорания увеличил его мускульную силу.
- Каковы же последствия этой информационной революции? Что она дала, и почему мы говорим о новом информационном обществе в отличие от прошлого индустриального?
- В этом случае речь идет не столько об информации, сколько о цепочке: информация – знания – новшества (инновации). Вот эта триада и лежит в основе современного информационного общества. То, что вычислительная техника и информационные сети обеспечили возможность быстро и качественно накапливать и обрабатывать данные и обмениваться информацией привело к тому, что изменились основные социально-экономические процессы в обществе.
Это затронуло систему государственного управления, которое стало организовываться на принципах так называемого «электронного правительства». Это привело к изменению способа промышленного и любого другого производства, обусловило появление нового типа экономики – «экономики основанной на знаниях». Отразилось это и на повседневной жизни людей. Информационные технологии дали возможность по-новому учиться, общаться и развлекаться. Жизнь общества претерпела коренные изменения, в основе которых лежит невиданная ранее возможность работать с информацией. Появился даже термин – технологии информационного общества. При этом необходимо провести различие между собственно техникой (информационно-коммуникационными технологиями) и технологиями информационного общества, т.е. способами эффективного применения технических решений в различных сферах жизнедеятельности современного общества И здесь закономерный возникает вопрос, как правильно использовать информационные технологии для поступательного социально-экономического развития общества?
- Нельзя ли подробнее остановиться на этом вопросе?
- В начале остановимся на таком понятии как «электронное правительство». Это комплекс представлений о том, как эффективно использовать информационные технологии в области государственного управления. Это не значит, что в этом случае государством управляет машина. Управляют, конечно же, люди, но управляют по-новому. На самом деле изменился взгляд на правительство, которое рассматривается теперь как некая корпорация госслужащих, оказывающая услуги населению, деловым кругам, субъектам хозяйствования и другим экономическим агентам.
С точки зрения эффективности оказания означенных услуг используется опыт, который был накоплен перед этим в промышленности. И технологии работы с клиентами, и технологии управления ресурсами предприятия, все это стало переноситься в сферу госуправления. Но в отличие от предприятий это государство-корпорация обслуживает всех без исключения граждан, не зависимо от их социального статуса.
- Поясните, пожалуйста, что подразумевается под понятием государство-корпорация. Имеется ли ввиду, что органы государственной власти как бы образуют некое общее предприятие?
- Действительно, в этом случае система государственного управления с точки зрения применения информационных технологий организуется по принципу работы крупной компании,. То есть строится единая корпоративная информационная сеть, которая объединяет отдельные структурные единицы правительства. Создается «хранилище данных», обслуживающее каждое из входящих в сеть подразделений, имеющих самые разнообразные функции. Как и в крупных промышленных корпорациях, в госуправлении используются технологии управления ресурсами. И здесь важна не просто информатизация процессов управления, как таковых, а создание рациональных схем и цепочек управления. Если сами схемы, в соответствии с которым происходит управление, несостоятельны, то закрепление их с помощью вычислительной машины ни к чему хорошему не приведет. Поэтому появилось такое понятие как «ре-инжиниринг», которое предусматривает тщательный анализ процессов управления, выписывание всех цепочек и регламентов управления, начиная от общих целей деятельности корпорации, кончая способами выполнения конкретных управляющих задач.
После того как проанализирован и оптимизирован весь процесс управления, принятия решения и оказания услуг, то под него строится информационная система, которая обеспечивает его выполнение с минимальными затратами. При организации «электронного правительства» анализ идет от конкретных жизненных ситуаций: пенсия, пособия, регистрация транспортного средства и т.д. Производится разрисовывание схем административных регламентов и последовательность их выполнения, с указанием степени участия в этом процессе различных госслужб.
Рассматриваются все варианты взаимодействия человека и государства с точки зрения наименьшего количества шагов для получения требуемой услуги. Более того, выяснилось, что есть услуги, которые в принципе могут инициироваться самим государством. К примеру, выдача денежных пособий малообеспеченным семьям или матерям-одиночкам. При эффективно устроенном госуправлении сведения о доходах, количестве детей, жилищных условиях уже имеются в государственной информационной системе и не надо требовать от человека, чтобы он ходил по инстанциям, писал заявления, собирал справки. Можно активизировать эту услугу автоматически, т.е. сообщить гражданину, что он имеет право на те или иные денежные вспомоществования.
В системе «электронного правительства» все настроено на то, чтобы объединить информационные ресурсы и сделать так, чтобы необходимые сведения автоматически изымались из нужных баз данных, обрабатывались и гражданину не нужно будет посещать многочисленные ведомства для получения различных справок с печатями. Кроме того, внедрение информационных технологий позволит избавить чиновников от большого количества рутинной работы, сделать их деятельность более квалифицированной и высокооплачиваемой, в том числе и за счет сокращения госаппарата.
- А как в случае перехода на технологию «электронного правительства» практически будет происходить взаимодействие гражданина и чиновника, какие средства для этого могут быть использованы?
Когда говорят об «электронном правительстве», то обычно имеют ввиду взаимодействие человека с государством через сеть Интернет, но это только один из каналов подобной связи. На самом деле их достаточно много, начиная от обычного визита к чиновнику. Ни одно нормальное государство не сводит свои отношения с гражданами к электронному взаимодействию.
Существуют такие сложные вопросы, разрешение которых обязательно требует человеческого контакта. Кроме того, имеется много разных устройств доступа к информационной сети «электронного правительства». Это и сотовые телефоны, через которые можно посылать «голос», SMS- и MMS-сообщения. Это и обычные телефонные справочные службы, которые обрабатывают вызовы и соединяют гражданина с нужным ему чиновником. В некоторых странах обычный телефон используется в качестве проводника-навигатора по запутанным государственным сайтам. Человек заходит на этот сайт, а там огромное количество страниц, и он не знает, где ему найти необходимые сведения. И ему по телефону говорят, зайти в раздел такой-то, «щелкни» мышкой туда, «щелкни» сюда и т.д.
Система «электронного правительства» основана на обобщении (интеграции) данных. При этом информация должна храниться там, где она возникает, там ее проще корректировать, вносить изменения, отслеживать правильность. Для того же, чтобы пользователь мог найти интересующую его информацию, создаются специальные универсальные справочники, где указан путь получения нужных сведений. При этом неважно, где территориально располагаются искомые данные. Так информация о человеке может быть разбросана по разным банкам данных, но при необходимости она должна иметь возможность собираться в одно место, главное, чтобы был общий ключ, позволяющий это сделать. А вот эту проблему у нас никак не могут решить, чтобы был достаточно содержательный идентификатор (определитель) личности, который должен присваиваться при рождении. В соответствии с этим кодом вся персональная информация о личности должна быть доступна.
- В связи с этим, возникает вопрос, которым задается сейчас немало людей. Не приведет ли дальнейшее внедрение информационных технологий к возникновению тоталитарно-технологического общества? Не будут ли в этом случае ограничиваться права и свободы граждан? Насколько такие опасения оправданы?
- Существует такая закономерность, когда появляются какие-либо технологические новшества, то часть людей восстает против этого. С моей точки зрения, нет никакого вреда для нормального гражданина от использования технологий информационного общества. Если ему будет присваиваться какой-либо номер, то он в дальнейшем будет использоваться для успешного решения его же личных проблем. При этом будет облегчаться жизнь как каждому человеку в отдельности, так и всему обществу в целом. Происходит гигантская экономия сил и средств и отдельного гражданина, и государства. Отношения же в этом вопросе должны регулироваться специальным законом о персональных данных.
- И все же кому и в каком объеме будут доступны персональные сведения об отдельной личности, не будет ли нарушаться при этом право на тайну частной жизни?
- В настоящее время в разных странах отрабатываются правила работы с персональными данными граждан. Они везде примерно одинаковы, хотя и имеют некоторые национальные особенности. Общепринятое же правило такое: каждый человек имеет право познакомиться с персональными данными, собранными о нем в государственных информационных системах. Это право государство должно гарантировать. Все что государство о человеке накопило, оно должно показать. Но вот, что является действительно серьезной проблемой, так это то, что персональные данные человека могут украсть. И примеров этому, к сожалению, предостаточно. Например, по Минску «гуляют» базы данных не только компания сотовой связи, но даже и некоторых государственных органов. Поэтому важнейшей задачей является обеспечение гарантированной защиты баз персональных данных от несанкционированного доступа.
- Насколько широко в Республике Беларусь идет процесс внедрения технологий информационного общества?
- Что касается массового внедрения ИТ-технологий, то мы уже имеем ряд серьезных достижений. Так, в начале текущего десятилетия в Минске и в Могилеве внедрена и успешно действует автоматизированная система коммунальных платежей, которая значительно упрощает жизнь как системе жилищно-коммунального хозяйства, так и потребителям ее услуг. Кстати, у нас эта система была внедрена раньше, чем в Москве и вызвала в свое время большой интерес со стороны московского правительства. В области медицины активно внедряются автоматизированные информационные системы (внедрено 10 госпитальных систем), призванные освободить врачей от трудоемкой бумаготворческой работы. В сфере образования действует система централизованного тестирования и обработки экзаменационных бланков, что позволило увеличить скорость их обработки в 10 раз и свести вероятность ошибки к минимуму.
Но вот что вызывает смущение. Хорошо, что начался бум вокруг «технологии одного окна». Да надо упрощать взаимоотношения человека и государства. Но при этом у некоторых появилось желание за три месяца получить внедрение технологии. Но это не возможно. Ни одна страна до сих пор не смогла решить этот вопрос в полной мере. Делается это не спеша. Выбираются те услуги, которые наиболее приспособлены для использования информационных технологий. Ведутся достаточно серьезные рекламная, информационная и обучающая кампании. Используются специальные меры стимулирования, когда человек получает некоторые льготы и преимущества, если будет пользоваться новой, а не старой формой взаимодействия с государственными органами. И это дает результат. Так, вопросы, связанные с таможенными декларациями во многих странах до 90 процентов случаев решаются посредством ИТ-технологий. Это же касается и налоговых деклараций.
У нас же иногда все выливается в кампанейщину. В итоге, режим «одного окна» в некоторых ведомствах был внедрен не с помощью технологии «электронного правительства», а путем набора дополнительных штатных сотрудников. И теперь не вы ходите и собираете справки, а специально нанятый для этого чиновник. Вот такое оказалось решение, в корне исказившее суть полезного начинания.
Существует достаточно сложная проблема проектирования электронных услуг. Для их массового внедрения необходима сеть Интернет с неограниченным количеством точек доступа. Любой пользователь Сети, имея доступ к правительственному сайту, получает круглосуточно весь спектр услуг. Но кроме этого необходимо наличие и других доступных точек, где можно получить услуги «электронного правительства». Кажется в Италии, регистрация автомобиля раньше была сложной процедурой, которая требовала пяти или более шагов в действиях человека. Теперь при его покупке у уполномоченного дилера вы автоматически регистрируете автомобиль и одновременно платите дорожный налог. Всем этим занимается дилер, получивший соответствующую лицензию и имеющий доступ к единой централизованной базе данных транспортных средств.
- В последнее время в республике много говорится о «государстве для народа». В этой связи, какие еще возможности перед обществом открывают информационные технологии помимо услуг, предоставляемых гражданам государственными органами?
- В первую очередь, это то, что именуется «электронной демократией». Электронные технологии предоставляют возможность при принятии государственных решений максимально учитывать мнение каждого гражданина. Фактически они дают возможность органам госуправления иметь постоянную обратную связь с гражданами, что очень важно для принятия правильных управляющих решений. Ведь цель управления достигается лишь в том случае, если те, кем управляют, разделяют цели управления. Собственно, «электронные голосования» открывают возможность вернуться на новом витке развития к традиции всеобщего участия населения в управлении обществом, которое имело место в древнерусских вечевых республиках. Одним из существенных преимуществ современных информационно-коммуникационных технологий является персонификация ранее массовых процессов, поэтому появляется возможность детальной стратификации различных слоев и категорий населения и организации обратной связи для учета их отношения к принимаемым законам и административным решениям.
- В начале нашего разговора вы упомянули о таком понятии как «экономика, основанная на знаниях», не могли бы вы пояснить, что означает этот термин?
- Это очень серьезный вопрос. Я его проиллюстрирую на белорусских примерах. Возьмите наши относительно успешные предприятия машиностроительной отрасли. В первую очередь это Минский тракторный завод. МТЗ – это одна из немногих торговых марок мирового уровня, принадлежащих нашей республике. Начиная с советских времен трактор «Беларусь» продавался по всему миру, в том числе в США и Канаде. МТЗ – устоявшаяся марка, что больших денег стоит.
Это очень важный вопрос с точки зрения стратегии развития белорусской индустрии. Ведь любая страна может успешно и самостоятельно действовать на мировом рынке только в том случае, если у нее есть состоявшаяся торговая марка. Иначе ей необходимо искать партнеров для совместных действий на международных рынках.
К сожалению, в республике нет должного понимания этого. Считается, что продукцию произведенную, допустим, на Лидском заводе сельхозмашин можно успешно продать на европейском рынке. Но это сделать практически невозможно. И не потому, что лидские сельхозмашины такие уж плохие. Просто эта марка никому неизвестна, вследствие чего и спрос на нее будет отсутствовать.
В Белоруссии есть несколько торговых марок мирового уровня, которые и нужно всеми силами продвигать на рынках. По остальным же вопросам нужно кооперироваться, в первую очередь, в рамках Союзного государства с российскими мировыми марками и производить для них качественные комплектующие, чтобы они выбрали белорусские предприятия своими партнерами. Но это одна сторона вопроса.
В настоящее время происходит глобализация производственных процессов. В развитых странах, как правило, выполняется интеллектуальная часть производственного цикла: проектируется изделие, изготавливается конструкторско-технологическая документация, отслеживаются тенденции на рынках, разрабатывается стратегия продвижения торговой марки, а для технически сложных изделий (космические корабли, самолеты, автомобили и т.д.) выполняется компьютерное моделирование. Сборка же изделий производится в Малайзии, на Филиппинах и других третьих странах.
Современные информационные технологии намного ускоряют и удешевляют производственные процессы. Сейчас побеждает тот, кто быстрее реагирует на требования рынка. В настоящее время активно происходит индивидуализация ранее массовых процессов. И если раньше вы приходили в магазин и покупали массово изготовленный костюм, то скоро будут шить костюм под ваш заказ. Точно также автомобиль, трактор, самолет – все делается под заказ.
- А как обстоят дела в этом смысле в Белоруссии?
- Как уже упоминалось МТЗ – это одна из белорусских мировых марок. В руководстве завода нашлись понимающие люди, которые сумели найти эффективных партнеров-поставщиков самого современного программного обеспечения. На МТЗ была создана развитая система автоматизированного проектирования и управления производством. Все большее количество этапов проектирования, технологическая подготовка производства и испытания стали проводиться с использованием информационных технологий. В результате намного сократился срок запуска новых изделий в производство и расширился ряд выпускаемой продукции. И это позволяет торговой марке МТЗ занимать уверенные позиции на мировом рынке.
Но это одна часть процесса – изготовление современного изделия. Вторая часть – это система сбыта. Ее можно считать современной, если покупатель на сайте предприятия может посмотреть варианты изделия, все виды комплектующих, заказать и оформить покупку, заключить контракт и выполнить платеж. Сюда же входит создание сети технического обслуживания и поставка запчастей.
Кроме того, чрезвычайно важна работа с поставщиками. В этом случае в качестве партнеров, по итогам тендера, должны выбираться такие предприятия-поставщики, которые берутся делать комплектующие дешевле и качественнее. И при этом, в принципе, неважно, где они территориально находятся – в Белоруссии или в Таиланде.
Но, к сожалению, у нас до этого не дошло. Минский тракторный завод во многом работает еще по старым формам организации производства по принципу «все делать у себя» (литье, инструментальная подготовка и т.д.). И поэтому очень высок процент накладных расходов (1500 %), огромные производственные площади и сохранившаяся неповоротливость.
Есть еще одна пусть и частная, но важная сторона. Это собственная информационная индустрия. Ведь можно эффективно применять информационные технологии ничего не производя из так называемого «железа» и программного обеспечения. В советское время в республике развивалось производство вычислительной техники, но с разрушением СССР от этого осталось только продажа услуг по производству программного обеспечения. Вот эта часть, связанная с программным продуктом более-менее развивается. И поддерживается она еще сохранившейся хорошей подготовкой студентов Белгосуниверситета и Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР). Но сейчас стали резко проявляться отрицательные процессы, связанные со старением преподавательского состава, что не может не сказываться на качестве образования. Низкие зарплаты приводят к тому, что даже те молодые люди, которые идут в науку, после окончания аспирантуры и получения ученой степени в большинстве своем уезжают из Белоруссии или в Российскую Федерацию, или же вообще за границу.
Еще одним перспективным направлением белорусской информационной индустрии могло бы стать создание интеллектуальных центров по проектированию оснастки и технологических процессов в литейном производстве. В Белоруссии достаточно много неплохих литейных заводов и при хорошем интеллектуальном сопровождении мы могли бы обеспечить высокое качество продукции и лить детали для ведущих мировых производителей. Но для этого нужно иметь центры, которые будут проектировать бездефектную и конкурентоспособную технологию литья.
И это не только литье, но и в других областях мы могли бы выступить конкурентами Польше, Ирландии и другим странам, делающим комплектующие для крупнейших мировых производителей автомобилей и другой машиностроительной продукции. Ведь, в конце концов, уже в ближайшем будущем все марки автомобилей будут начиняться одними и теми же комплектующими и будут отличаться лишь формой кузова и каким-то внешним оформлением.
Поэтому выход на мировой рынок услуг по производству комплектующих по заказу ведущих мировых компаний крайне необходим для дальнейшего развития белорусской экономики. Нам нужно смириться с тем, что Белоруссия не будет производить легковые автомобили или самолеты. Но ей это и не надо. Мы должны активней включаться в мировую кооперацию и разделение труда.
Одной из важных составляющих экономики основанной на знаниях являются так называемые национальные инновационные системы. Эта система институтов, обеспечивающая генерацию и распространение знаний. Если вы не обеспечите постоянное пополнение необходимых знаний, то вы неизбежно деградируете. Поэтому задача национальной инновационной системы – это не только собственные исследования, но и впитывание мирового опыта, мирового знания, и направление их в свои отрасли экономики.
- Существует ли такая система в Белоруссии?
- О ней много говорят, но ее фактически нет. Мы практически потеряли систему научно-технической информации, которая была когда-то в нашей большой стране. Очень мало снабжаются библиотеки российской и иностранной литературой, выделяется мало средств на закупку научно-технической информации. В Белоруссии, по крайней мере, пока, нет единого центра, который бы занимался этими проблемами. К сожалению, я вынужден констатировать, что ни наука, ни промышленность необходимой информационной поддержки не имеют.
- Какую роль, с точки зрения развития в Белоруссии информационного общества, играет строительство белорусско-российского Союзного государства?
- Для Белоруссии белорусско-российская интеграция открывает огромные перспективы. Ведь у нас основной потребитель научно-технической информации русскоязычный. Небольшая Белоруссия не может самостоятельно обеспечить себя необходимой научной, технической и аналитической информацией. Поэтому для Белоруссии Россия чрезвычайно важна, в том числе и как источник научно-технической информации, научного знания вообще. Например, в настоящее время в Москве выходит огромное количество специальной литературы по технологиям информационного общества, которая практически не попадает в Белоруссию. Нам крайне необходимо незамедлительное восстановление единого белорусско-российского научно-технического информационного пространства, которое было когда-то в Советском Союзе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |