Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16.05.2006. Беларусь сегодня
Аэлита Сюльжина
С начала нынешнего года в нашей стране произошли события, которые эксперты оценивают как начало серьезного внедрения ведущей нефтяной компании России в белорусский бизнес.
В середине января Вагит Алекперов, глава ОАО "ЛУКойл", приезжал в Минск, встретился и провел весьма успешные переговоры с Президентом Беларуси. Тогда Александр Лукашенко отметил, что "ЛУКойл" соответствует тем требованиям, которые неизменно предъявляются к деловым партнерам страны. "Желающих работать в Беларуси достаточно: и маленьких, и средних, и больших компаний, - сказал Президент. - Но мы всегда стараемся уберечь свою экономику, предприятия и трудовые коллективы от не совсем порядочных партнеров. "ЛУКойл" - одна из серьезных компаний, которая прозрачно и честно работает на мировом рынке. И нас это устраивает".
Обсуждались самые широкие перспективы сотрудничества: от расширения сети розничной продажи нефтепродуктов до более основательных производственных инвестиционных проектов реконструкции отечественных нефтехимических предприятий. Александр Лукашенко гарантировал приоритетное рассмотрение инициатив компании как солидной, давно и успешно работающей на отечественном рынке.
Результат не заставил себя долго ждать: ОАО "Нафтан" и ООО "ЛЛК-Интернешнл" (100-процентная "дочка" "ЛУКойла") создали совместное предприятие по выпуску присадок к моторным маслам. Как и договаривались, до 1 мая. Учрежденное на паритетных началах СП будет заниматься производством и реализацией присадок, а в перспективе и моторных масел. Генеральным директором новоявленного СООО "ЛЛК-Нафтан" с уставным капиталом около 23 миллионов долларов стал Петр Катульский, работавший прежде начальником производства масел, присадок и битумов на "Нафтане", который находился в весьма незавидном состоянии. Например, из возможных 60 тысяч тонн присадок в год участок выпускал 700 тонн, то есть фактически работал 2 - 3 месяца в году. 11,5 миллиона денежных вливаний "ЛУКойла" реанимируют половину присадочных мощностей уже к концу 2006-го. Ведь главная причина простоя заключалась в отсутствии сбыта и новых технологий. Ведущие нефтяные институты после распада Союза остались в Москве. Кроме того, масла "Нафтана" не прошли испытания и не имеют допуска к использованию в заграничных моторах иномарок. На это также нужны немалые деньги.
Сейчас перспективы обнадеживают: по программе-минимум, к 2010 году "ЛЛК-Нафтан" будет обеспечивать до 90% потребностей "ЛУКойла" в присадках, который, кстати, контролирует 40 процентов российского рынка масел, являясь крупнейшим потребителем химических добавок к ним. В перспективе партнеры намерены выйти и на внешние рынки, используя развитую сбытовую сеть и раскрученную торговую марку российских нефтяников.
Как известно, уже во время подписания учредительных документов совместного предприятия гости из Москвы сделали "Нафтану" еще несколько предложений, которые сейчас рассматриваются и касаются модернизации нефтезавода, направленной на повышение качества белорусских нефтепродуктов до европейских стандартов. Безусловно, это нужно "Нафтану" и выгодно "ЛУКойлу", имеющему широкую сеть заправок в Европе, куда могли бы поставляться бензины класса Евро-3 белорусского производства. Камень преткновения - цена вопроса. Ответ на него может стать известен уже в ближайшие дни. На конец мая запланирована очередная встреча Александра Лукашенко с Вагитом Алекперовым.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |