Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.05.2006. Единое Отечество»
Виктор Силенко
23 мая на совещании министров экономики, энергетики и транспорта стран-членов ГУАМ министр экономики Польши Петр Борзняк сообщил, что Польша инициирует привлечение объединения стран-участниц ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) к достройке нефтепровода «Одесса - Броды» до польского Гданьска.
По его словам, Европа заинтересована в участии ГУАМ как международной организации в реализации проекта нефтепровода «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск».
Польского министра экономики поддержал президент Украины В. Ющенко. Выступая на саммите организации, он сказал, что Украина заинтересована в новых энергетических проектах ГУАМ.
«Нас интересуют новые перспективы транспортировки нефти... мощные производители нефти, которыми являются Азербайджан, Казахстан, и такие мощные потребители, которые есть в Европейском Союзе», - сказал В. Ющенко.
По его словам, Украина готова предложить в этих проектах свои транзитные мощности, в том числе и нефтепровод «Одесса-Броды».
«Мы готовы предоставить украинские транзитные возможности для осуществления таких проектов, включая нефтепровод «Одесса-Броды», - сказал глава украинского государства.
По его словам, Украина видит большую перспективу в этом проекте, который будет также предусматривать постройку нового нефтеперерабатывающего завода и терминала для каспийской нефти.
Кроме того, Украина готова рассматривать проекты по постройке новых нефтепроводов. В. Ющенко также заявил, что считает актуальным рассматривать проекты поставок газа из Средней Азии через Каспийское море, Кавказ, Украину в Европу.
Надо сказать, что набивший всем оскомину нефтепровод «Одесса - Броды» давным-давно превратился в своеобразный памятник «националистической глупости».
Строительство этого нефтепровода завершилось в августе 2001 г., а в декабре состоялась сдача в эксплуатацию первой очереди морского нефтеперевалочного комплекса «Южный».
Нефтепровод «Одесса-Броды» протяженностью 667 км был задуман для транспортировки каспийской и казахской нефти из порта Южный на нефтеперерабатывающие заводы Восточной и Центральной Европы (через нефтепровод «Дружба»).
Этот маршрут замышлялся и как ключевой элемент Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора для поставок нефти этих регионов через польский порт Гданьск в Северную Европу.
Проект обошелся налогоплательщикам Украины в сумму, превышающую 200 млн. долл. США.
Однако пока мы, говоря на языке известного мультперсонажа Чебурашки «строили, строили и, наконец, построили», выяснилось что эта «стройка века» оказалась не нужной нефтедобытчикам Азербайджана и Казахстана!
В июне 2002 г. в Жешуве (Польша) в рамках 5-го украинско-польского экономического форума Украина выступила с предложением создать международный консорциум, который будет управлять не только нефтетерминалом «Южный» и трубопроводом, а займется вопросами добычи каспийской нефти, ее доставки и переработки для рынков Европы.
И хотя президент Украины Л. Кучма заявлял, что готов к созданию этого консорциума «на любых условиях» желающих так и не нашлось. Поэтому сырья из этого региона мы так и не дождались.
Примечательно, что рабочая группа по оценке экономической эффективности украинской части нефтепровода (который уже тогда предполагалось продлить до польского Гданьска) была создана лишь в июле 2001 г., когда готовность трубы достигла 90%!
В общем, оказалось, что это только Украина может зарыть в землю трубу стоимостью в сотни миллионов долларов и только после этого начать поиск поставщиков нефти для т.н. «коммерческого заполнения» этой трубы!
Правда все становится на свои места, учитывая тот факт, что президента Украины Л. Кучму «надоумили» построить нефтепровод в обход территории России американские «советники».
Но при этом сами США продолжали традиционную для их внешней политики «двойную игру».
В ноябре 1999 г. в Стамбуле президенты Азербайджана, Турции и Грузии под давлением администрации президента США Б. Клинтона подписали пакет соглашений по созданию нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан для транспортировки каспийской нефти из Азербайджана через Грузию в Турцию.
По этому нефтепроводу нефть будет перекачиваться с месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспийского моря непосредственно на побережье Средиземного моря.
С геополитической точки зрения, основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки.
США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве пропагандистского прикрытия выдвигали идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.
Можно вспомнить, что еще в 1918 г. министр иностранных дел Великобритании лорд Бальфур в духе англосаксонской геополитики заявлял: «Единственное, что интересует меня на Кавказе, это железнодорожная магистраль, по которой из Баку доставляется нефть. Мне наплевать, если местные жители будут резать друг друга на куски».
Поэтому в годы гражданской войны в Советской России британские интервенты захватили Баку – центр нефтедобывающей промышленности на Каспийском море и черноморский порт Батуми в Грузии, где заканчивался закавказский нефтепровод.
Уже в феврале 2002 г. главный советник госсекретаря США по вопросам дипломатии в энергетической отрасли Каспийского региона С. Манн во время встречи с премьер-министром Украины А. Кинахом заявил украинскому премьеру, что для США главным маршрутом транспортировки нефти с каспийских месторождений является нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан.
При этом С. Манн пообещал А. Кинаху содействие в обеспечении украинского участия в строительстве этого нефтепровода (чего так и не произошло) и сообщил, что США продолжат поддержку усилий Украины по созданию консорциума для включения трубы Одесса – Броды в процесс транспортировки каспийской нефти.
В общем, большего цинизма и не придумаешь. С одной стороны Штаты дали понять Украине, кто именно будет в первую очередь качать каспийскую нефть, с другой – пообещали и дальше поддерживать бесперспективный проект «Одесса - Броды»!
В итоге в апреле 2003 г. началось строительство нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Он вступил в строй 25 мая 2005 г., когда был открыт его азербайджанский участок.
12 октября 2005 г. состоялось торжественное открытие грузинского участка. Его строительство обошлось в 3,6 млрд. долл. США.
А построенный в 2001 г. под «чутким» руководством США украинский трубопровод «Одесса - Броды» покрывался ржавчиной вплоть до 1 августа 2004 г.
«Прозревший» президент Л. Кучма тогда изрек: «Если мы будем воротить носом, нас обойдут и на металлолом пойдут эти трубы».
Помимо этого он привел в пример опыт Польши: «Польша, чтобы уйти от зависимости от России, построила терминал в Гданьске и трубу до Плоцка. С 1999 года она работает в обратном направлении. Сегодня 92% снабжения нефти в Польше - русская нефть, так как она самая дешевая».
В конце-концов нефтепровод стал использоваться для прокачки российской нефти в реверсном направлении - из Брод в Одессу.
Идея использования нефтепровода в аверсном (прямом) направлении была вновь поднята на знамена Украины после победы «оранжевой революции».
Вот и сегодня на саммите ГУАМ В. Ющенко заявляет, что Украина видит большую перспективу в проекте «Одесса – Броды», и тем самым фактически поддерживает инициативу министра экономики Польши П. Борзняка о привлечении стран ГУАМ к достройке нефтепровода до польского Гданьска.
Но позицию Польши понять можно. Ориентировочная стоимость достройки нефтепровода «Одесса - Броды» до Гданьска составляет 500 млн. долл. США.
Поэтому поляки с превеликим удовольствием поучаствовали бы в транзите нефти из Одессы в Гданьск при условии, если за достройку нефтепровода заплатят страны-участницы ГУАМ.
При этом даже если каспийской нефти на входе в трубу и не будет – то это не большая потеря. Ведь еще тогдашний президент Л. Кучма отмечал, что польская труба до Плоцка работает в реверсном (обратном) направлении.
В таком же режиме будет и работать совместно достроенная странами ГУАМ труба до Гданьска - прокачивая российскую нефть.
Но какая выгода в этом Украине? Почему мы должны спонсировать из собственного кармана новоявленного «адвоката» в Европе?
И с чего это Виктор Андреевич вдруг решил, что Азербайджан и Казахстан в одночасье зальют нас каспийской нефтью, которую мы будем прокачивать в Европу? Ведь разговоры об этом ведутся с 2001 г. но как говорится «а воз и ныне там»?
Тем более, как мы уже отмечали 25 мая 2005 г. был запущен нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Его проектная пропускная мощность составляет 50 миллионов тонн нефти в год, или один миллион баррелей в сутки.
Однако нефти, добываемой на азербайджанских месторождениях, недостаточно для обеспечения рентабельности нефтепровода. Поэтому для собственников этого проекта и для США крайне важно обеспечить участие в его работе Казахстана.
И здесь возникает вопрос: если американцам необходимо заполнить каспийской нефтью (за счет Азербайджана и Казахстана) собственного детище - нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, то кто же тогда наполнит украинский нефтепровод «Одесса - Броды»?
Ведь по сути если нефтепровод «Одесса - Броды» заработает в прямом направлении, то он составит конкуренцию нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.
Вместе с тем США выступают и против использования нефтепровода «Одесса - Броды» в реверсном направлении, поскольку заинтересованы в том, чтобы ограничить доступ российской нефти в Средиземноморье через Босфор и хотя бы часть ее направить в тот же Баку – Тбилиси – Джейхан используя ветку «Баку - Новороссийск».
Следовательно, заокеанские хозяева «оранжевой» Украины не заинтересованы ни в аверсном, ни в реверсном использовании украинского нефтепровода, а в том, чтобы он не работал вообще.
А рассказы о несметных запасах каспийской нефти все больше напоминают сказки о мифическом «золоте Полуботко».
Тем более что реальные объемы каспийской нефти зарезервировали за собой новоявленные хозяева «оранжевой» Украины – американцы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |