Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
25.05.2006. ИА REGNUM
(24 мая 2006. Лондон)
(публикуется с сокращениями)
"Мы находимся в ситуации, когда нам настоятельно рекомендуют стать частью Республики Молдова. В ситуации, когда ранее достигнутые договоренности не выполняются сторонами; РМ является одной из беднейших стран Европы; где, мягко говоря, есть вопросы по соблюдению прав человека и функционированию демократических институтов; где затухающий, но наиболее доходный бизнес, промышленность, финансы контролируют лица, близкие к окружению Президента Республики Молдова; где коррупцию отслеживают и находят только у оппозиции; где непонятны правовые основания сплошных проверок контрольных органов, схожих с борьбой с инакомыслием; непонятны правовые основания придания суду и столь строго приговора господину Пасату; где Президент РМ прямо и безоговорочно заявил о том, что не сядет за стол переговоров с Президентом ПМР; где в Гагаузии жестко подавляются любые попытки инакомыслия; где около миллиона граждан плутают по Европе в поисках лучшей доли. Зачем? Зачем становится частью РМ, когда кто-то постоянно пытается что-то отобрать, регулярно обвиняет нас во всех грехах, и при этом им это сходит с рук.
Вообще, это парадокс. Как можно было довести ситуацию до нынешнего положения, когда фактически созданы условия для ухудшения экономической ситуации, а это именно жизни людей, простых людей (ни Воронина, ни Смирнова, ни Лупу, ни Шевчука), а тех, кто наименее защищен в это смутное время - пенсионеры, крестьяне, рабочие, предприниматели, причем на обоих берегах. Надо же так додоговариваться! Мы находимся сегодня в ситуации таких действий молдавских властей, последствия которых не поддаются прогнозируемости; сегодня инициируется денонсация основополагающих документов переговорного процесса - Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта 1992 года и Меморандума о нормализации отношений 1997 года. И опасения о последствиях возникают небезосновательно, потому что именно после подписания Соглашения 1992 года была прекращена активная стадия боевых действий на берегах Днестра.
На мой взгляд, в переговорном процессе пора перестать выталкивать одних, втягивать других и стравливать одних с другими, лишь бы продемонстрировать деятельность, при этом прося постоянно денег. Нельзя достигать политического урегулирования путем интриг, обвинять оппонентов, также как и обвинять в предвзятости целые страны, которых когда-то сами пригласили за стол переговоров, при этом бегая по всему спектру международных организаций.
Какие модели выхода из сложившейся на сегодня сложной ситуации можно представить?
1. Автономизация - пример Гагаузии в этом смысле показателен, я вам осветил некоторые аспекты автономии по-молдавски.
2. Федерализация - примеров в истории множество (к нашей ситуации можно было бы примерять конфедерацию по типу Бельгии, Швейцарии).
3. Ассоциированное государство. Примеры "свободно ассоциированных государств": Гренландия с Данией; Белау с США; Острова Кука - с Новой Зеландией. При такой форме ассоциации присоединяемое государство имеет внутренний суверенитет, но отказывается от внешнего суверенитета (т.е. конституционно не признана независимость этого образования от другого государства).
4. Создание Союзного Государства.
5. В качестве пятого варианта можно считать украинский план Ющенко. Можно в целом охарактеризовать план Ющенко весьма продуктивным. Но в нем не совсем пока ясно просматривается судьба Приднестровья. И что же, на мой взгляд, необходимо делать в этой ситуации, если, например, взглянуть вперед? Я хочу поделиться некоторыми тезисами, которые могли бы стать частью плана, и, на мой взгляд, это наиболее эффективный и справедливый подход.
Разрабатывается единый документ - план действий по приднестровскому урегулированию, который предполагает организацию мониторинга Международной мониторинговой группы, специально учрежденной ООН.
Международная мониторинговая группа проводит в Приднестровье необходимые исследования, консультации, и вырабатывает соответствующие рекомендации о необходимой модернизации законодательства Приднестровья в соответствии с существующими мировыми избирательными стандартами, или проведении Верховным Советом Приднестровья процедуры утверждения Временных правил по проведению референдума. Мониторинговой группой также вырабатываются рекомендации по подготовке к проведению в Приднестровье референдума при мониторинге ООН, при участии стран-гарантов, наблюдателей от ЕС и США для выявления воли населения Приднестровья относительно вхождения Приднестровья в состав Республики Молдова в качестве автономии.
После проведения референдума, в случае отказа населения Приднестровья от вхождения в состав Республики Молдова ООН устанавливается годичный переходный срок функционирования Приднестровья с учреждением Специального представителя (посланника, отделения) ООН по Приднестровью и РМ, осуществляющего постоянный мониторинг и выработку рекомендаций по проведению выборов. С учетом того, что население Приднестровья отказалось войти в состав Республики Молдова, и это является подтверждением необходимости изменения подходов действующей в РМ власти к урегулированию, в РМ назначаются досрочные парламентские выборы, проводимые в течение шести месяцев. При мониторинге ООН в Приднестровье в течение шести месяцев проводятся соответствующие выборы и формируются органы власти. Сформированные в Приднестровье органы государственной власти, вновь избранные власти РМ при участии стран-гарантов, наблюдателей - ЕС и США, и международных организаций, под эгидой Специального представителя ООН разрабатывают и заключают Конституционное Соглашение о создании Союзного Государства. Затем также проводятся выборы в Союзные органы.
Соглашением устанавливается трехлетний срок "сближения", в течение которого Приднестровье не наделяется международной правосубъектностью и не имеет права на сецессию.
В случае же изъявления по результатам референдума желания населения Приднестровья войти в состав Республики Молдова, в течение 1 года в Приднестровье проводятся выборы в представительные органы власти, которые впоследствии при мониторинге ООН, а также стран-гарантов молдавско-приднестровского урегулирования, и наблюдателей от ЕС и США участвуют в проведении необходимых мероприятий для создания благоприятных условий для Приднестровья и РМ. Сторонами вырабатываются соответствующие рекомендации по законодательному изменению конституции Республики Молдова, которые являются обязательными для исполнения Республикой Молдова при вхождении Приднестровья в состав РМ в качестве автономии. В Приднестровье устанавливается двухгодичный срок - "переходный период" для гармонизации законодательства.
Планом необходимо предусмотреть ряд принципиальных положений, которые распространяются на все его этапы. Так, с начала первого этапа и до окончательного политического урегулирования Приднестровье и Республика Молдова всецело исключают возможность применения мер экономического, политического и иного давления, а также установление административных барьеров, препятствующих перемещению граждан и свободе экономической деятельности.
В целях создания наиболее благоприятных условий развития экономики на срок реализации всех этапов данного плана при содействии стран-гарантов, посредника и наблюдателей в рамках переговорного процесса осуществляется программа повышения экономической активности Приднестровья и Республики Молдова, в рамках которой путем заключения специальных соглашений налаживается прямое экономическое сотрудничество ЕС - РМ, ПМР; Украина - РМ, ПМР; Россия - РМ, ПМР.
Миротворческая операция на берегах Днестра проводится на всех этапах Плана с включением в миротворческий контингент миротворческой группы Украины, в соответствии с ранее достигнутыми в формате ОКК договоренностями. До момента разработки и утверждения соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, гарантирующей безопасность и РМ, и ПМР.
На всех этапах плана обеспечивается беспрепятственный доступ к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех общественных и политических групп и граждан, проживающих на обоих берегах Днестра. В этих целях на территории Республики Молдова и Приднестровья организуется трансляция республиканских (центральных) теле- и радиоканалов. Приднестровье принимает на себя обязательство транслировать на своей территории государственный теле- и радиоканал РМ, Республика Молдова обеспечивает на своей территории вещание государственного телевизионного канала "ТВ ПМР" и радио ПМР.
Таким образом, предлагается модель: через референдум к выборам, через выборы к стабильности. В случае нежелания народа быть автономией Молдавии, согласно разрабатываемому плану, Приднестровье не обретает международной правосубъектности в близкой перспективе. Напротив, для него устанавливается трехлетний срок нахождения в Союзном Государстве под мониторингом ООН без права на сецессию, и без прав субъекта международного права.
В связи с высоким уровнем недоверия сторон друг к другу подключение ООН к данной проблеме в таком ключе предопределило бы направления урегулирования через призму демократических процедур. На мой взгляд, референдальная основа урегулирования - это и есть наиболее справедливый способ решения уже затянувшегося 15-летнего противостояния. Это позволит завершить юридически развал Советского Союза на территории МССР.
Одно из условий гармонии международных отношений, когда участники взаимодействия придерживаются правил игры без принуждения, можно, надеюсь, достичь уже сегодня на региональном уровне. И можно было бы достичь на определенном этапе молдавско-приднестровского урегулирования. Для этого есть и накопленный международный опыт политического урегулирования конфликтов, и стремление международного сообщества, но необходима еще и четкая конкретная воля руководства этих сторон, причем воля, не декларируемая ради мнимого авторитета, а реально реализуемая. Однако воли на то только приднестровской стороны явно недостаточно".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |