Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
24 - 31 мая 2006. Российские вести
Ахмед Термезский
Недавно в Сочи на встрече с Владимиром Путиным побывал президент Узбекистана Ислам Каримов. Глава российского государства отметил, что подписанный им закон о ратификации договора о сотрудничестве России и Узбекистана выводит отношения между двумя странами на новый уровень.
Все попытки Запада переиграть Ислама Каримова не удались. Он то сближался с ними, то отдалялся до тех пор, пока не понял: против него ведется крупная игра. И начал действовать. После событий в Андижане, которые депутат Госдумы России Виктор Алкснис оценивает как "антиправительственный мятеж, государственный переворот", процесс сближения позиций сторон пошел невероятно ускоренными темпами. Узбекистан, почувствовавший реальную поддержку со стороны России, смело идет на создание с ней нового стратегического, политического и экономического альянса. Почему бы и нет, ведь Россия и Узбекистан многое объединяет: стратегические запасы энергоресурсов, транзитная магистраль, совместная разработка месторождений и добыча энергоресурсов. Одновременно для российских компаний нефтегазовой отрасли Узбекистан является партнером номер один. Следует признать, что для России гораздо выгоднее вести добычу углеводородов в Узбекистане, нежели вкладывать немалые ресурсы на месторождениях Сибири и Дальнего Востока, поскольку там, как считают эксперты, уровень требуемых капиталовложений отличается на порядки. Кроме того, узбекские месторождения имеют хорошую инфраструктуру, магистральные газопроводы, а их потенциал позволяет прогнозировать возможность значительного увеличения добычи газа в ближайшей перспективе. Да и выгоды для Узбекистана от сотрудничества с Россией тоже очевидны: совместные проекты дают мощнейший импульс для развития региона.
Но при этом выявляются и некоторые проблемы, которые необходимо решать политикам всего региона Центральной Азии. Времена, когда страны этого региона пытались выжить в одиночку, проходят. Наступает время для выработки единой стратегии взаимодействия с потребителями энергоресурсов, поскольку последние, пользуясь разобщенностью экспортеров, активно манипулируют ценами энергоресурсов. Именно такой стратегии, например, придерживается Китай, пытающийся заключить соглашения одновременно как с Россией, так и с Туркменистаном. При этом складывается парадоксальная ситуация: во взаимоотношениях по вопросу поставок газа в Китай Россия и Туркменистан выступают как конкуренты, а не партнеры, тем самым позволяя Китаю манипулировать газовыми ценами, сталкивая российские и туркменские интересы.
Касается эта проблема и стран–членов "восьмерки", где только Россия является страной–экспортером, а остальные семь – потребителями энергоресурсов, стремящимися одновременно и навязать России выгодные для себя правила игры, и получить гарантии поставок требуемого количества углеводородного сырья.
По мнению директора Института энергетической стратегии Виталия Бушуева, Россия отбивается от нападок Евросоюза, который активно использует для этого Энергетическую хартию. И в такой ситуации ей необходимо занять особую позицию, предложив создание Энергетического клуба в рамках ШОС. Это позволило бы вовлечь в конкретные партнерские отношения крупнейших производителей нефти и газа, таких, как Россия, Казахстан, Узбекистан и, возможно, Туркменистан, а также таких крупных потребителей углеводородов в Южной Азии и на Дальнем Востоке, как Китай, Индия и Пакистан. По информации источников "РВ", МЭРТ уже планирует подготовить новый вариант Энергетической стратегии до 2030 года, в который было бы целесообразно включить идею создания энергоклуба. И тут развитие широкого сотрудничества между Россией и Узбекистаном может сыграть решающую роль в первую очередь. Более того, это подтолкнуло бы к выработке единой стратегии Казахстан и Туркмению. Их вхождение в энергоклуб создало бы мощный единый энергетический союз, по прогнозам экспертов. В среднесрочной перспективе, несмотря на увеличение добычи, на мировом рынке возникнет реальная нехватка углеводородных ресурсов и последует новый виток роста цен. В такой ситуации без среднеазиатского газа России никуда не деться.
Очевидно, что России и Узбекистану друг без друга не обойтись. Дальнейшее углубление сотрудничества в сфере энергетики, да и в других областях идет на пользу обеим странам, превращая их в связующее звено энергетического макрорегионального взаимодействия в Азиатском регионе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |