Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Надо делиться

БР. Белорусы и рынок, 5 - 12 июня 2006

Татьяна Маненок

Планируется, что 5 июня Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совмине Союзного государства рассмотрит вопрос о распределении и зачислении в бюджеты России и Беларуси сумм вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты. По данным "БР", заседание комиссии планировалось провести 2 июня, но по просьбе белорусской стороны дата была перенесена.

Возможность перечисления части доходов в бюджет РФ, которые получает белорусская сторона от экспорта нефтепродуктов, предусмотрена статьей 4 соглашения о Таможенном союзе между Россией и Беларусью (от 30 ноября 1995 г.). Согласно этой статье, белорусская сторона при переработке сырья российского происхождения должна часть экспортной пошлины на нефтепродукты уплачивать в российский бюджет.

Однако поскольку в Беларуси действует особый механизм уплаты экспортной пошлины на нефтепродукты — за вычетом НДС, уплаченного при покупке российской нефти, получается, что в результате "делиться практически нечем". Вывозная таможенная пошлина в лучшем случае составляет 9 USD/т (в зависимости от вида нефтепродуктов).

Более того, говорят белорусские чиновники, данные претензии России в отношении Беларуси являются "не совсем корректными". Если для России экспортные пошлины на нефтепродукты служат регулятором сверхдоходов нефтяных компаний, то в Беларуси ситуация иная. Беларусь, добывая собственной нефти лишь 10% от своих потребностей, в первую очередь стремится создать привлекательные условия для притока нефти в страну.

При этом никто из чиновников не спорит, что экспортные поставки нефтепродуктов имеют высокую рентабельность, но за их счет покрываются убытки от продаж на внутреннем рынке, отмечают они. По данным "БР", рентабельность продаж горючего на белорусском рынке достигла минус 25-28%, и профильные специалисты сейчас прорабатывают варианты повышения эффективности этих продаж (в частности, за счет снижения акцизов).

При этом чиновники обращают внимание, что вопрос о дележе экспортной пошлины обсуждается еще с 1995 года, но всякий раз российская сторона его особо педалирует, когда возникает необходимость оказать давление на Беларусь. "Сейчас эту "пулю" запустили, чтобы "продавить" газовый вопрос", — предположил собеседник, пожелавший остаться неназванным.

Еще один аспект этой темы. Чтобы реализовать желание россиян получать часть доходов от экспорта белорусских нефтепродуктов, стороны должны совместно разработать инструкцию. Однако, говорят белорусские чиновники, за 10 лет российская сторона так и не внесла аргументированных предложений по арифметике дележа. Эксперты отмечают, что на разработку такого документа может уйти полгода.

В связи с этим эксперты не исключают, что российская сторона в целях компенсации потерь для бюджета РФ может предложить новые условия поставок нефти в Беларусь. По имеющейся информации, обсуждается вопрос о введении таможенных пошлин на поставку в Беларусь нефти. Но не всего объема, а той доли, из которой вырабатываются нефтепродукты на экспорт.

В этом случае белорусскую экономику ждет тяжкое испытание. Напомним, что в этом году Беларусь импортирует из России 19,5 млн. т нефти, при том что потребности внутреннего рынка РБ в нефти составляют около 6 млн. т в год. То есть большая часть поставляемой нефти будет обложена таможенной пошлиной — фактически по мировой цене за вычетом транспортных издержек.

Другое дело, что введение таможенной пошлины на нефть фактически будет означать "приговор" Союзному государству, а это уже сфера большой политики.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ