Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
09.06.2006. Ура-информ
Лидер Партии регионов Виктор Янукович дал оценку событиям, происходящим в последние недели в Крыму, и еще раз разъяснил позицию партии по сотрудничеству с НАТО.
- Сегодня представители провластных политических сил называют Партию регионов чуть ли не главной виновницей происходящих в Крыму событий, возлагая на нее ответственность за дестабилизацию ситуации на полуострове и возможный срыв плановых военных учений…
- События в Крыму свидетельствуют не о попытке Партии регионов сорвать плановые военные учения с участием некоторых государств-членов НАТО, а о грубейшем нарушении Конституции Украины со стороны власти. Проблема состоит не в нашем якобы негативном отношении к сотрудничеству с Североатлантическим Альянсом, а в неспособности власти обеспечить законность и элементарный порядок в стране, вести свою работу в правовом поле. Сегодня в Украине - реальное безвластие. Любой министр может принимать сугубо политические решения, игнорируя при этом украинские законы.
Не Партия регионов виновата в том, что Президент и правительство предприняли практические шаги по организации учений "Си Бриз-2006", не считаясь при этом с фундаментальными законодательными актами. Разве мы, грубо нарушив Конституцию и национальное законодательство, обманули украинский народ и партнеров Украины по НАТО, дав согласие на размещение иностранных военнослужащих на территории страны без обсуждения этого вопроса в Верховной Раде и принятия соответствующего решения?
А как расценивать заявления замминистра иностранных дел Украины А.Бутейко: «Если мы будем видеть, что решение парламента не находит поддержки у народа, то воля народа будет учтена в другом формате, как это предусмотрено Конституцией Украины»… Кто позволил чиновнику рассуждать о том, что реальное волеизъявление народа – не главное? Кто дал ему право самостоятельно, без участия в этом процессе парламента, определять «формат» принятия решения по такому, крайне чувствительному для украинского общества, вопросу? И после этого власть пребывает в уверенности, что подобного рода действия и заявления не могут спровоцировать акции гражданского протеста.
Поэтому я бы предостерег наших оппонентов от голословных обвинений в адрес Партии регионов. Заход иностранного военного судна в порт Феодосии, о чем никто не удосужился проинформировать общественность – разве этого недостаточно для того, чтобы люди возмутились? Что преступного в их намерении заставить власть прислушаться к общественному мнению? Предположим, что аналогичное событие происходит в одном из портов на юге Франции. Кого бы удивили протесты активистов оппозиционной партии? Думаю, никого. Так почему же это не может произойти в Крыму?
Но вместо того, чтобы урегулировать создавшуюся ситуацию в пределах правового поля, публично ее прокомментировать и наказать виновных в ее возникновении, руководство Украины выбрало путь умалчивания и социально-политической конфронтации, перекладывая вину на украинский народ и политиков.
- А сама североатлантическая интеграция в числе внешнеполитических приоритетов Партии регионов отсутствует?
- Отношение Партии регионов к этому процессу высказывалось неоднократно, совсем недавно оно прозвучало в моем обращении от имени фракции к Генеральному Секретарю НАТО Яап де Хооп Схеферу. В частности, было отмечено, что наша партия последовательно выступает за сотрудничество Украины с НАТО, укрепление системы глобальной и европейской безопасности. И что вина за дискредитацию идеи стратегического партнерства полностью лежит на правящих политических силах и правительстве Украины.
Да, партнерские отношения между Украиной и Альянсом должны развиваться. Но заметьте – именно развиваться, а не форсироваться в авральном порядке, с игнорированием Основного Закона страны и провоцированием конфликта в обществе. В результате чего сегодня под угрозой находятся не только права и свободы украинских граждан, но и привилегии и иммунитеты иностранных военнослужащих. Не говоря уже о перспективах дальнейшего сотрудничества с североатлантическими структурами.
- Давайте все же уточним. Многие политики и у нас в стране, и за рубежом считают, что альтернативы интеграции Украины в Североатлантический Альянс нет. Вы придерживаетесь другого мнения?
- Только народ вправе принимать решения по таким важнейшим вопросам внешней политики, как вступление в те или иные военно-политические союзы. Давайте вспомним референдумы по вопросу принятия Конституции Европейского Союза во Франции и Голландии. Их результаты оказались достаточно обескураживающими, но, тем не менее, никто не поставил под сомнение целесообразность обращения к народу.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что количество противников НАТО в Украине не только не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Если в 2000 году 33,5% населения выступали против вступления Украины в НАТО, в 2004 - 30%, то в 2005 году - 50,4%, а весной 2006 года – уже 64,4%. И даже на Западной Украине, где всегда было больше сторонников скорейшей интеграции страны в НАТО, количество противников этого шага превышает число сторонников: 38% против 32%.
Кстати, анализируя эти данные, нетрудно заметить, что стремительное сокращение сторонников вступления Украины в НАТО пришлось на последние полтора года. То есть, на время правления помаранчевой команды, которая торопится как можно скорее завершить процесс интеграции нашего государства в Североатлантический Альянс. Так что вывод очевиден: насильно мил не будешь. Именно поэтому действия центральной власти вызвали народное возмущение.
Мы считаем, что на данном этапе есть все основания сосредоточиться не на ускоренном вступлении в НАТО, а на сотрудничестве с Альянсом и не более. Будучи прагматиками в политике, мы понимаем, что главные вызовы, которые стоят перед Украиной, лежат в сфере экономики. И без тесного сотрудничества с Россией мы не сможем дать на них достойные ответы.
- А не кажется ли Вам, что именно ваша партия уделяет слишком много внимания России в аспекте этой проблемы?
- Мы отстаиваем украинские национальные интересы. И ведем проукраинскую политику. Поэтому мы понимаем, что ухудшение отношений с Российской Федерацией уже поставило Украину в очень сложную ситуацию, в контексте которой повышение цен на газ – лишь одно из негативных последствий для отечественной экономики.
Потерю в лице России стратегического партнера можно сравнить с выходом в самостоятельное плавание судна, технически не подготовленного к этому. Все это произошло во многом и потому, что Россия крайне болезненно отреагировала на заявления нового украинского руководства о своем намерении ускоренно интегрировать страну в НАТО.
Как следует из недавнего обращения к депутатам Верховной Рады от их российских коллег из Госдумы, вступление Украины в НАТО противоречит духу договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной от 1997 года. По их мнению, такое развитие событий приведет к весьма негативным последствиям для отношений между нашими странами.
Не учитывать этого в отношениях Украины с Россией нельзя. Особенно негативно это отразится в торгово-экономической сфере.
Это, кстати, понимают и на Западе. В статье «Лицемерный подход к России», размещенной недавно в «Financial Times», в частности, говорится: "Если американская политика в отношении России останется такой, как сейчас, результатом может стать кризис, который разрушит отношения с Западом на ближайшие десятилетия. Это, прежде всего, относится к американскому давлению, направленному на быстрый прием в НАТО Украины, против чего, по данным опросов общественного мнения, выступают примерно две трети украинцев».
- Но ведь учения «Си Бриз-2006» - это не НАТОвские учения. Они проходили в Украине и в Вашу бытность премьером. Но тогда ничего похожего не происходило…
- Не совсем так. Крымчане всегда протестовали против присутствия на территории полуострова подразделений западных государств. Но все же тогда был совершенно другой геополитический расклад сил в мире, и внутриполитический – в Украине. В то время мы умели находить общий язык и с Россией, и с США. В это время речь шла о сотрудничестве, но не о вступлении в НАТО. И у народа не было повода полагать, что прибытие в наши порты иностранных военных судов может каким-то образом повлиять на суверенитет Украины. Ну, а самое главное, такие решения принимались в соответствии с конституционными нормами. Никому и в голову не могло прийти, что министерство обороны решится начать подготовку к проведению многонациональных учений на территории страны без соответствующего решения Верховной Рады.
- Недавно состоялись двусторонние украинско-российские консультации на уровне министерств иностранных дел двух стран по вопросу сотрудничества с НАТО. Поддерживает ли эту инициативу ваша партия?
- В условиях нынешнего кризиса поиск новых путей сотрудничества с Россией в вопросах отношений с НАТО, мягко говоря, не совсем актуален. Тем более, насколько мне известно, украинская делегация заявила, что обретение Украиной членства в НАТО будет способствовать стабильности и развитию на евроатлантическом пространстве. Не нужно быть экспертом по данной проблематике, чтобы определить, какой в действительности была реакция российской стороны на подобные высказывания. И уже упомянутое мною обращение российских депутатов – лишнее тому подтверждение.
- Является ли вопрос вступления Украины в НАТО главной помехой на пути создания так называемой широкой коалиции с участием Партии регионов?
- Нет. Ведь, скажем, социалисты, которые являются потенциальными участниками провластного парламентского большинства, придерживаются тех же взглядов на перспективу вступления Украины в НАТО, что и Партия регионов. Другое дело, что этот вопрос можно ловко использовать, если потребуется объяснять обществу, почему главные политические силы, вошедшие в парламент, не могут договориться. Мы же глубоко убеждены в том, что не эта проблематика должна сегодня стоять в центре повестки дня на переговорах между основными участниками процесса создания коалиции.
Ведь все эти события происходят на фоне бездействия Верховной Рады Украины V созыва. Именно сейчас, когда с новой силой разгорается энергетический кризис, в условиях бесконтрольного роста цен, на фоне стремительно развивающегося внутриполитического конфликта, когда страна стоит не только на пороге экономической катастрофы, но и столкнулась с реальной угрозой утраты независимости, «оранжевые» силы практически парализовали деятельность главного законодательного органа государства.
Вместо принятия неотложных мер по немедленному исправлению сложившейся ситуации, участники так называемого «оранжевого большинства» дружным голосованием отправили парламент в «отпуск». Главной задачей для себя на текущий момент они видят не защиту государственных интересов, интересов всего украинского народа, а дележ должностей. По их разумению, подковерные торги за кресла и портфели, продолжающиеся уже несколько месяцев и не имеющие ясной перспективы окончания, куда важнее насущных проблем, волнующих большинство населения Украины.
Вместе с тем, только в последнее время граждан Украины уже «порадовали» увеличением цен на газ. Не успели люди к ним привыкнуть, как принято решение с 1 июля 2006 года повысить отпускные цены на природный газ для населения на 85% по сравнению с действующим уровнем.
Выросли тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Начавшееся в мае повышение тарифов на электроэнергию на 25% является только первым этапом – следующий намечен на сентябрь 2006 года. Не за горами – очередное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, только в мае этого года выросших на 25%. И все это первые лица исполнительной власти цинично называют «разминкой».
Народ Украины – и на юго-востоке, и на западе страны – ждет от своих представителей в парламенте объединения, ждет, что они совместными усилиями не допустят краха тех надежд, с которыми люди шли к избирательным урнам 26 марта.
Только создание широкой коалиции способно оправдать эти чаяния. В противном случае Украину ожидают смутные времена.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |