Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.06.2006. KM.ru
Василий Ваньков
На днях по инициативе грузинского президента состоялся телефонный разговор между Михаилом Саакашвили и Владимиром Путиным. В ходе него Саакашвили обратился к российскому лидеру с просьбой о личной встрече для разрешения «острых вопросов, которые накопились в российско-грузинских отношениях». Также президент Грузии пообещал «сделать все, чтобы на этой встрече мы получили конкретный итог». Как передает РИА «Новости», Владимир Путин согласился предоставить президенту Грузии такую возможность.
Предложение президента Грузии встретиться с российским лидером в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела стран Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров.
- Как вы оцениваете это событие?
- То, что Саакашвили будет встречаться с Владимиром Путиным, - положительный факт. И, на мой взгляд, то, что он согласился на эту встречу, было грамотным ходом со стороны нашего президента. Как известно, раньше он предпочитал не практиковать подобные встречи. Однако в данной ситуации (накануне саммита G8) Саакашвили мог бы использовать такой отказ как пиар-ход, заявляя о том, что, мол, видите, Россия не хочет договариваться и идти на компромисс. К тому же отказ российской стороны от диалога мог бы подтолкнуть его к продолжению провокаций вроде той, когда Тбилиси фактически оспорил право России осуществлять ротацию своего миротворческого контингента в установленном порядке. Раньше Путин не случайно отказывался встречаться с Саакашвили. Когда грузинский президент приехал в Москву в 2004 году, он добивался встречи с Путиным и много наобещал в ходе ее. А потом не только не сдержал слова, но и обострил отношения. И тогда стало совершенно ясно, что этот человек абсолютно несамостоятелен и, что называется, «поет с чужого голоса». С ним просто бессмысленно разговаривать. Однако, в сегодняшней ситуации даже бессмысленный разговор лучше провокаций в преддверии встречи «Большой восьмерки». Так что я считаю, что Владимир Путин правильно поступил. Я не думаю, что ему нужно очень серьезно воспринимать обещания Саакашвили, которые он будет делать в ходе этой встречи. Потому что, скорее всего «розовый» лидер снова попытается пойти по пути обмана. Причем ничего конкретного он наверняка не предложит. Максимум, что он может пообещать, - это общая нормализация отношений без конкретики. Взамен же потребует конкретных уступок по поводу Южной Осетии и Абхазии. В том-то и состоит стратегия Саакашвили, что он ограничивается какими-то демагогическими заявлениями, которые ничем не наполнены. Поэтому президенту России нужно жестко поставить несколько вполне конкретных вопросов. Допустим, вопрос о нейтралитете Грузии. Его надо зафиксировать в «Большом договоре» - Грузия не вступает в НАТО и не размещает на своей территории иностранные военные базы. Если она пойдет на подписание такого соглашения, с ней можно будет предметно разговаривать о формах урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. И необходимо дать понять Тбилиси, что мы не можем заставить эти народы пойти на разрешение конфликта в той форме, которая выгодна Грузии. И силу по отношению к ним мы применять никогда не будем. Наконец, Грузия должна сама открыться, наладить экономические связи с этими республиками. И Саакашвили должен отказаться от иллюзий решить этот вопрос быстро, в течение ближайших лет. Речь идет о переговорах, которые растянутся на десятилетия. В обмен Россия может дать гарантию Саакашвили, что она будет придерживаться линии на признание территориальной целостности Грузии. Если же грузины не согласятся на соблюдение нейтралитета, на размещение военных баз, тогда Россия тоже откажется от признания ее территориальной целостности. Надо четко поставить перед ним такую дилемму, и вот пусть решает, что для него важнее.
- Можно ли считать конфликт по поводу процедуры ротации миротворческого контингента в зоне грузино-осетинского конфликта исчерпанным?
- Вообще, обвинения Тбилиси абсурдны. Они указывают на то, что численность российского корпуса сейчас в два раза больше оговоренной. А как они себе представляли, мы будем вводить свой контингент? Сначала полностью выведем миротворцев, создадим на какое-то время вакуум, а потом снова введем? Это надуманные придирки Грузии, которые преследуют цель нагнетания напряженности в зоне конфликта. Опять-таки, чтобы перед саммитом «Большой восьмерки» привлечь к себе внимание. Разговор о визах - это полная чушь. Вы представляете, если бы Сербия потребовала бы от натовцев виз на осуществление миротворческой операции в Косово, что бы тогда началось? Грузия все время намеренно «забывает», что Южная Осетия - это не их территория, а государство, находящееся под международным протекторатом. И он осуществляется Смешанной контрольной комиссией, в которую, кроме Грузии, входят также Южная Осетия и Россия. Так что Грузия в ней не имеет права вето. Все решения в СКК достигаются на основе договоренностей трех сторон. И Тбилиси должен считаться с мнением остальных ее участников.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |