Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

ГУАМ – фактор риска или страха?

Руслан Харабуа

Различные мнения и суждения по поводу будущего СНГ вызывают живой интерес общественности не только России, но и всех стран Содружества. Саммит ГУАМ, прошедший в Киеве в конце мая 2006 года дал основания говорить о желании стран четверки, по возможности дистанцироваться от существующих рамок СНГ. По их мнению, пребывание в Содружестве не стало фактором существенного развитие этих стран, не решены многие проблемы, с которыми они столкнулись. Похоже, что члены ГУАМ, пока еще страны СНГ, открывают новую страницу во взаимоотношениях с другими членами бывшего постсоветского пространства.

В период образования СНГ, главы государств инициировавших его создание, смутно представляли себе, с какого рода проблемами столкнется новая структура, созданная для «цивилизованного развода» стран бывшего СССР. На грани окончательного раскола оказались не только взаимоотношения между государствами, но и народы государств СНГ. Однако, на наш взгляд, разорвать сложившиеся взаимоотношения, будет не так легко, как это представляется. Не секрет, что лидеры стран ГУАМ выражают свое недовольство нынешним состоянием экономических и политических взаимоотношении, но все же, вызывает сомнение искренность высказываний представителей этих государств о желании покинуть СНГ. Ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в странах ГУАМ, позволяет с некоторой долей уверенности прогнозировать постепенный отход от реализации первоначального, эмоционального плана отказа от участия в структурах СНГ. Существуют ряд объективных и субъективных причин, которые, скорее всего, повлияют на решение лидеров ГУАМ не дистанцироваться от СНГ, а продолжать принимать участие в решении различных экономических и политических программ.

Разговоры на тему выхода из СНГ четырех республик, на наш взгляд, не особо беспокоят остальных членов Содружества. Как нам представляется, не беспокоят их по той простой причине, что это будет сделать гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд. Все страны СНГ, исключительно, на добровольных началах оказались в составе организации. Подписаны тысячи документов, договоров, соглашений в различных сферах сотрудничества между членами Содружества, однако действуют намного меньше. Несмотря на это, каждая страна-участник СНГ фактически является полноправным членом организации, и несет обязательства и ответственность перед остальными государствами входящими в объединение. Учитывая, столь сложную схему прав и обязанностей государств СНГ друг перед другом, осуществить скорый выход из СНГ, не понеся ощутимые потери в экономике своей страны (в основном это коснется интересов, как простых граждан, так и большого бизнеса) значительно сложнее. Следует признать, что та же Украина и Грузия, которые сознательно избегали участия в области военного сотрудничества, принимали участие в подписании социально-экономических соглашений.

Не вызывает сомнение, что проведение саммита государств ГУАМ это демонстрация Западу полной лояльности курсу предложенного им. Или же члены ГУАМ пытались отработать, в очередной раз, выданный лидерам кредит доверия и финансов. Декларативные заявления стран ГУАМ, не обозначенные механизмом претворения их в жизнь, наталкивают на мысль, что данное образование не более чем, очередная страшилка Запада, которым пугают Россию. Однако члены ГУАМ, избрав, не больше не меньше, путь конфронтации и выполняя установку своих Западных партнеров, не видят того пути, по которому организация должна пойти.

По итогам саммита главы государств подписали Киевскую декларацию, в результате была образована новая международная структура под названием «Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ». Были подписаны, также ряд документов, по которым ОДЭР – ГУАМ собирается существовать и претворять в жизнь все те решения, которые были рассмотрены на саммите. Подписанные документы отражают основные направления сотрудничества, волнующих и беспокоящих лидеров ГУАМ. Одним словом, стороны подробно остановились на различных вопросах, касающихся не только их совместной деятельности, но также на установлении, укреплении, углублении, развитии партнерских отношений со всеми, кто сможет решить их проблемы с минимумом их участия.

Лидеры ГУАМ уделили внимание вопросам сотрудничества в рамках организации в энергетической сфере, подчеркнули необходимость диверсификации маршрутов транспортировки энергоресурсов Центрально-Азиатского и Каспийского регионов на европейский рынок. Президенты заявили о создании зоны свободной торговли, о совместном решении транспортных проблем, углублении экономического, торгового сотрудничества.

Было подписано совместное коммюнике саммита, где уделялось особое внимание конфликтам на территории стран – членов ГУАМ. По мнению президента Украины Ющенко, положить конец конфликтам, с которыми столкнулись страны ГУАМ, можно лишь совместными усилиями. “Мы призываем все соседние страны приложить действенные усилия для урегулирования данных конфликтов”, - сказал президент Украины. Он подчеркнул, что страны ГУАМ выразили готовность к активному и конструктивному взаимодействию в этом направлении с Европейским союзом, ОБСЕ, а также США и другими государствами. Президенты Грузии и Азербайджана, также подробно остановились на совместной борьбе «с сепаратизмом и терроризмом». Азербайджан, Грузия и Молдавия, как представляется, рассматривают главный смысл своего членства в этом альянсе преимущественно в контексте урегулирования конфликтов: грузино-абхазского, грузино-южноосетинского, карабахского, приднестровского. Единственная страна, пока еще, не ставшая ареной межнациональных разборок, является Украина.

Опрометчивым являются заявления членов ГУАМ, о создании миротворческих сил организации, с помощью которых они собираются урегулировать конфликты. Их стремление заняться миротворчеством вызовет противодействие со стороны непризнанных республик, что в свою очередь, может спровоцировать новые военные действия. Наивно думать, что Украина сможет оказать содействие в этом процессе. Создание, так широко анонсируемого в формате ГУАМ собственного миротворческого контингента, мягко говоря, вызывает улыбку. Не вызывает сомнения, что заявление сделанное министром обороны Украины на встрече со своим коллегой из Азербайджана, накануне юбилейного 50-го заседания Совета министров обороны государств-участников СНГ, о создании миротворческих сил ГУАМ, направлено на уменьшение миротворческой миссии России в рамках СНГ. На сегодняшний день, миротворческие силы Росси несут службу в конфликтных зонах Содружества. Россия равноудалена от всех сторон конфликтов и долгое время является сдерживающим фактором, чего нельзя сказать о членах ГУАМ. Что же, может предложить, так называемый миротворческий контингент ГУАМ? Ничего, разве, что участие в качестве миротворческих сил в какой-либо третьей стране мира. А все разговоры о том, что все четыре входящие в эту организацию страны уже имеют опыт участия в международных миротворческих операциях – Косово, Ирак, Афганистан, Либерия, несерьезны, так как у них нет реального опыта боевых действий. Хотя они присутствовали в качестве миротворческого контингента в Ираке и Югославии, это не дает основания думать или говорить об их боевом духе, которого так явно не хватает. Более того, никто не задается вопросом, будут ли согласны с их миротворческой миссией Абхазия, Южная Осетия, Карабах, Приднестровье.

Что касается энергетического сотрудничества, то в этом вопросе, как и в предыдущем стороны, нашли определенное взаимопонимание, если учесть энергетическую зависимость Грузии, Украины и Молдавии от России. То есть все эти три государства заинтересованы в альтернативных поставках энергоресурсов. И Азербайджан видится им как такой альтернативный поставщик. И действительно. как отметил президент Азербайджана: «В этом контексте энергетический фактор будет доминировать в наших отношениях». Правда, весьма сомнительно, что Азербайджан будет поставлять свои энергетические ресурсы другим членам ГУАМ по ценам ниже мировых. А коли так, то и ценность таких альтернативных поставок весьма сомнительна.

В рамках саммита президент Азербайджана провел и ряд двусторонних встреч. Одной из тем переговоров с президентом Ющенко стал вопрос о возможной транспортировке азербайджанской нефти по трубопроводу Одесса-Броды, который будет продлен до Балтийского порта Польши - Гданьска. При этом расчет был сделан на возрастание добычи нефти в Азербайджане к 2008 году до 60 млн. тонн. Однако, предполагаемый план, связанный с нефтепроводом Одесса-Броды может стать очередной, неосуществимой мечтой гуамовцев. У Азербайджана уже есть обязательства перед Западноевропейскими странами о транспортировке нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), с пропускной мощностью 50 млн. тонн А на сегодняшний день добыча нефти в Азербайджане составляет только 22 млн. тонн. Поэтому весьма сомнительно, что к 2008 году Азербайджан сможет выйти даже на тот уровень, который необходим для наполнения БТД, не говоря уже о дополнительных поставках.

Азербайджан уповает на Казахстан, который в свою очередь, 25 мая приступил к откачке нефти по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу-Душаньцзы в Китай. Мощность первой очереди составляет 10 млн. тонн нефти в год, а в целом, по проекту, планируется прокачивать ежегодно до 20 млн. тонн каспийской нефти, которая будет перерабатываться на китайской территории. Поэтому сомнительно, что у Казахстана появятся сколько-нибудь серьезные свободные запасы нефти для поставкам через БТД. Поэтому топливно-энергетический союз стран ГУАМ является чисто виртуальным. Ведь другой нефти у стран ГУАМ нет и не предвидится.

Следует обратить внимание и на то, что у Молдавии как члена ВТО при формировании режима свободной торговли между членами ГУАМ возникнут серьезные проблемы. Вступая в международные организации или союзы, страны обязаны выполнять ряд возложенных на них условий и обязательств. При вступлении в ВТО Молдавии было предъявлено требование по созданию единого таможенного пространства. То, что между Украиной и Молдавией расположено Приднестровье, в принципе не станет препятствием для формирования режима свободной торговли для стран ГУАМ. Но тот факт, что Республика Молдова, считая частью своей территории Приднестровье, не выполнила обязательств перед Евросоюзом по обеспечению единого таможенного пространства, может стать для неё значительным барьером. Поэтому Евросоюз и Республика Молдова заинтересованы в скорейшем решении проблемы таможенных отношений Молдавии с Приднестровьем.

Характеризуя ГУАМ с точки зрения экономического союза, хотелось бы отметить, что отсутствие сухопутных границ приведёт к сложностям в решении транспортной и энергетической проблем. Всех четырёх членов ГУАМ в большей степени сближают общие политические цели - стремление вступить в евроатлантические и европейские структуры, реакция на отсутствие «позитивных» сдвигов внутри СНГ. Недостаточно четко и перспективно просматривается пока роль Грузии и Молдовы в этом союзе. Лишь алкогольные и аграрные «рыночные пристрастия» к странам, также имеющим винодельческий сегмент и сопоставимое сельское хозяйство, явно недостаточны.

Что может ожидать членов ГУАМ в случае выхода из СНГ, каковы их дальнейшие перспективы, сумеют ли республики наладить новые взаимоотношения между собой, в первую очередь, и с другими представителями СНГ? Возникает множество вопросов, на которые дать однозначные ответы сложно. Очевидно, в случае полного разрыва стран членов ГУАМ с СНГ, преференции в виде денежных вливании получат не народы этих государств, а власти и элиты. Такого рода процесс наблюдается в Грузии, где зарплату чиновникам платит Запад. Это скажется, как и на политической, так, и что самое главное, на экономической составляющей, что в свою очередь может вызвать волну протестных настроении населения. Несомненно, от такого разрыва и в оставшихся странах СНГ не прибавится положительных моментов, речь идет о политических взаимоотношениях. Заявляя о том, что членами ГУАМ избран прозападный курс, курс на интеграцию в ЕС и НАТО, лидеры этих стран забывают, что курсы на пророссийскую и прозападную интеграцию - не выход из ситуации. Выход в одном, в избрании национально ориентированного курса. Соответственно, встает вопрос, какой курс является наиболее приемлемым и наименее болезненным.

Процесс выхода из СНГ инициировала страна, которая последняя вошла в состав Содружества, после поражения в войне против Абхазии. Грузия, реально надеялась, что с помощью механизмов давления, в рамках СНГ, она быстро обретет утерянную целостность. Но план, вынашиваемый Грузией, явно не удался. В действительности, страны Содружества долгое время проявляли солидарность, и демонстрировали свое отношение к конфликтам. Особенно этим, отличалась Россия, которая не упускала возможности оказать давление на Абхазию. В течение долгих лет Абхазия была изолирована от внешнего мира.

Как подчеркнул вице-премьер Грузии Георгий Барамидзе, членство в СНГ для Грузии утратило смысл. Может быть, членство в СНГ для Грузии, утратило смысл. Но и Грузия со временем страна стала обузой и тормозом в развитии взаимоотношении между членами СНГ. Любая проблема, затрагиваемая на любом уровне, превращалась грузинской стороной в вопрос возвращения Абхазии и Южной Осетии в лоно Грузии. Грузинская сторона сама признает, что многие государства в СНГ "имеют хорошие результаты", в отличие от Грузии.

Несмотря, на проводимый активный курс четверки, на дезинтеграцию со странами постсоветского пространства в рамках СНГ, гуамовцы не спешат идти на разрыв с Содружеством. Вслед за Грузией, создавая, то ли видимость, то ли фон, за возможный выход из СНГ вскользь высказались Молдова и Украина. Азербайджан, в отличие от них, проводит осторожную политику, основанную на здоровом прагматизме. Как отметил на саммите, президент Ильхам Алиев, у Азербайджана и России «складываются конструктивные отношения» и посоветовал всем следовать его курсу. Так, после саммита в Киеве, Украина приняла участие на юбилейном саммите Совета министров обороны государств – участников СНГ, где азербайджанская сторона выступала в качестве хозяина, а в Душанбе прошло заседание Координационного Совета руководителей налоговых служб государств-участников СНГ. В работе заседания, приняли участие руководители налоговых служб членов ГУАМ: Украины, Молдавии, Азербайджана. Сотрудничество продолжается не только на уровне Содружества, продолжается двухстороннее сотрудничество. Не успели утихнут страсти, с проведением саммита в Киеве, состоялся визит в Ереван начальника Генерального штаба ВС Украины, генерал-полковника Сергея Кириченко. Несмотря на различные позиции по некоторым вопросам, в частности по вопросам связанных с дальнейшим существованием СНГ, стремлением Киева играть основную роль в урегулировании конфликтов, и более чем партнерских взаимоотношений с Азербайджаном, Украина продемонстрировала приверженность к сотрудничеству в военной сфере с Арменией. Стороны подписали протокол, по которому Армения и Украина намерены развивать сотрудничество в военной сфере, тем более, что "у сторон по всем вопросам точки зрения совпадают" - отметил начальник Генерального штаба Украины генерал-полковник Сергей Кириченко.

Недавно было подписано соглашение о безвизовых поездках граждан Азербайджана и Белоруссии, что никак не согласуется с политикой, проводимой Грузией по отношению к Белоруссии. Можно предположить, что у Грузии вызывает сожаление, что, несмотря на, не желание стран членов ГУАМ мириться российским «единоначалием» в СНГ, они не собираются покидать его. Сама Грузия, которая радикальнее всех настроена в этом вопросе, также придерживается тактики затягивания времени до окончательного разрыва отношений. Президент Саакашвили признал, что Грузия «не хочет выйти из СНГ, а ее оттуда выталкивают». Представители Европарламента советуют руководству Грузии не доводить дело до разрыва отношений с Москвой. По заявлению вице-президента социалистической группы Европейского парламента Яна Маринуса Виерсма, он советует правительству Грузии "говорить открыто об имеющихся проблемах, но не доводить дела до того, чтобы полностью прервались отношения с Москвой".

Ситуация и без того сложная в отношениях между республиками и, в первую очередь с Россией. Необходимо отметить, что Грузия позиционирует себя как лидер демократии на постсоветском пространстве и вынашивает планы о проведении новой волны демократических преобразований. Тбилиси видит себя некой мессией демократии. В Грузии уверены в необходимости кардинальных изменений в странах СНГ и желают провести волну различных революций в Белоруссии, Киргизии, в Узбекистане. Не исключено, что могут быть и иные заказы по экспорту революционных преобразований. В этом случае Грузия настаивает на активном взаимодействии со странами Запада. Несомненно, реакция вышеперечисленных стран на такую инициативу Грузии будет более чем отрицательной. Взаимоотношения не только с Россией, но и с другими странами будут основательно подпорчены. У нас уже есть пример отношений между Белоруссией и Грузией.

Можно только догадываться, что дальнейшие события в республиках будут разворачиваться стремительно. В условиях 15 летней интеграции СНГ, очередной разрыв, скорее всего, вызовет череду антиправительственных выступлений в странах-раскольниках. Следует отметить, что особую окраску приобрели националистические настроения в странах примкнувших к ГУАМ.

Не стоит забывать, то как западные структуры, неуклонно проводят курс на демократические преобразования в странах подпавших под их влияние. Это коснется стран – членов ГУАМ, которые, реализуют заветную мечту Запада – выход из-под влияния России. Западные столицы незамедлительно воспользуются данным фактом, что может привести к очередной волне «цветных революции», даже в тех странах ГУАМ, где они успешно прошли.

Особенно остро это проявится в Грузии. Грузия в течение длительного времени пользуется различными дотационными поступлениями от различных международных организации, только за период с 1993 года, Грузии было предоставлено от Всемирного банка $816 млн. на финансирование около 40 проектов в тех или иных сферах. США и страны Западной Европы также субсидировали экономику Грузии, предоставляя огромные суммы, за проводимую антироссийскую политику При этом социально-экономическая ситуация в республике остается тяжелой и улучшение ситуации в ближайшее время не предвидится. Взаимоотношения с основным партнером по СНГ Россией испорчены. Торгово-экономические показатели не вызывают оптимизма. Своими заявлениями и действиями Грузия загнала себя в тупик.

Выход Грузии из СНГ может повлечь непредсказуемые последствия, как в самой республике, так и в регионе. Существуют проблемы в судебной сфере, не гуманное отношение к задержанным и заключенным в грузинских тюрьмах, коррупция и криминал. Так Комитет ООН против пыток сделал свои заключения и рекомендации по соблюдению прав человека в Грузии, в которых выражается возмущение участившимися случаями ликвидации подозреваемых при спецоперациях, отмечаются факты нарушения прав человека. По мнению авторов доклада, главной проблемой остается превышение силы со стороны правоохранительных органов и тяжелое положение заключенных. Другой факт, который нельзя обойти вниманием полная поддержка президентом Грузии Китая в вопросе территориальной целостности, в то время как США оказывают поддержку Тайваню. Все это заставит пересмотреть свое отношение Запада на методы руководства Грузии, тем более кандидатура приемлемого кандидата уже готова в лице бывшего министра иностранных дел, французской гражданки Зурабишвили. Вызывают сомнения в установлении тесных контактов с соседней республикой Азербайджаном. Многочисленные, противоправные действия грузинских властей в отношении своих же граждан, этнических азербайджанцев, вызывают, мягко говоря, недоумение, что в свою очередь провоцирует волну антигрузинских настроений в самом Азербайджане.

Вполне возможно, что в соседней республике – Азербайджане, где пока еще, не состоялась цветная революция, не исключен такой сценарий. Все зависит от того как президент Азербайджана сумеет оценить обстановку и направить свои усилия на демократизацию общества, которая пока отсутствует в пределах страны, несмотря на прошедшие повторные выборы в парламент и заявления представителей ПАСЕ о демократичности проведенных выборов, победу одержала проправительственная партия «Ени Азербайджан». Побывавший в Баку содокладчик ПАСЕ по Азербайджану Андреас Гpосс, подверг резкой критике азербайджанские власти за принижение стандартов в области демократии и прав человека. Он увязал это с ростом доходов от нефти и встречей Ильхама Алиева с Джорджем Бушем. Подвергаются насилию и преследованию журналисты от оппозиции, несмотря на обещания властей обеспечить свободу и независимость СМИ. ОБСЕ резко осуждает противоправные действия. Особое внимание уделяется проблеме политзаключенных, в плачевном состоянии остается судопроизводство. Одним словом, Азербайджан все еще не встал на путь демократизации общества.

Не менее драматично складывается ситуация в Молдове. Президент Молдовы и вся политическая элита, даже самая ее агрессивная часть, которые все еще официально не заявляли о выходе из СНГ, отдают себе отчет о последствиях выхода на фоне все обостряющихся отношений с Россией, для Молдовы такой шаг может оказаться просто губительным. Президент Молдавии, заявивший 23 мая в Киеве на саммите ГУАМ о том, что судьбу дальнейшей принадлежности Молдовы к СНГ должен решить парламент, явно дистанцировался от проблемы, дабы не навлекать на себя гнев населения за избранный курс.

Не исключено, что Запад также не против проведения цветной революции и в этой республике, руководителем которой является лидер Коммунистической партии. Уж больно скабрезным для Европы является наличие у нее под боком такого фигуранта. Но на данный момент это не берется в расчет. Для Запада мерилом является отсутствие взаимоотношений с Россией. Ситуация складывающая в Молдове отнюдь не является радужной для экономического положения республики. В настоящее время государственный внешний долг Молдовы превысил $1 млрд.

Не будем забывать, что, начиная свою карьеру в должности президента Молдовы, лидер партии коммунистов Владимир Воронин крайне резко критиковал международные финансовые организации. Однако, после четырехлетнего перерыва в отношениях с МВФ 5 мая совет директоров Фонда одобрил выделение Молдове в ближайшие три года новых кредитов в $118,2 млн. на реализацию «Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности». Большая часть ранее предоставленных Молдове кредитов была или прямо разворована, или крайне неэффективно использована самыми разными правительствами. Придя к власти, коммунисты обещали привлечь к ответственности тех, кто разворовал кредиты, но до сих пор так и не сделали этого, поскольку большая часть тех, кто разбазаривал зарубежные займы, оказались политическими союзниками коммунистов. Экономическая ситуация в республике продолжает оставаться в крайне удручающем состоянии. Молдавские власти, в лице премьер-министра Василе Тарлева, отмечают, что запрет на ввоз молдавского вина в Россию - это "удар по экономике, по винодельческим предприятиям". Остается острая проблема в сфере снабжения населения природным газом.

Вызывают озабоченность деятельность судебных органов, которые являются подневольными и выполняют все указания поступающие сверху. В докладе правозащитной организации "Международная амнистия", отмечается, что широко распространено применение полицией пыток к задержанным и жестокое обращение. Свобода слова ограничена, отмечены попытки лишить оппозиционных политиков голоса. Остаются нерешенными вопросы, помимо приднестровского урегулирования, связанные с правами и компетенцией Гагаузии. Администрация автономии возглавляемая представителем коммунистов установила диктатуру и, злоупотребляя властью, методически уничтожает политических оппонентов. Свидетельством этого являются массовые нарушения прав граждан, отсутствие свободы слова в регионе, цензура и давление на средства массовой информации, нарушения принципов демократии и законности. Клановость, коррупция также является одним из проявлений нынешней Молдовы. Поэтому, президенту Молдавии стоит призадуматься о своих будущих перспективах.

Нет гарантии, что та же участь не ждет «оранжевого» Ющенко, на место, которого нацелилась еще более «оранжевая» Юлия Тимошенко. Однако, независимо от взглядов Запада, Украину ждут тяжелые времена. Таймер обратного отсчета для единой Украины начал свой ход. В экономическом плане, Украине, несомненно выгодно сотрудничество с Россией, нежели с какой-либо другой страной. Так объем прямых украинских инвестиций в экономики стран мира за 2006 год составил $220,7 млн., наиболее активно украинская сторона вкладывала деньги в Россию, что составило в общей сложности $103,5 млн. или 46,9%. Особо острая проблема встанет перед Украиной в связи с очередным повышением цен на газ. Так вице-премьер, зампред правления "Газпрома" Александр Медведев на конференции в Берлине, заявил "в нашем контракте, который мы подписали, цена была согласована на первое полугодие 2006 года. Конец первого полугодия не за горами, и стороны, согласно условиям контракта, будут обсуждать цену на последующий период". Помимо этого он отметил, что "поскольку рынок газа менялся в сторону повышения в начале года, было понятно, что и цена должна измениться в сторону повышения. По его словам, у компании "достаточно аргументов для повышения цены".

Для Украины введение режима свободной торговли между странами ГУАМ в экономическом отношении не несет в себе экономической выгоды. Принимая во внимание, что ГУАМ создавался как экономическая организация, предполагалось активная торговля между входящими в нее странами. Вместе с тем, доля объединения во внешнеэкономическом торговом обороте Украины - порядка 2%. Спрашивается с кем Украина хочет создавать режим свободной торговли.

Спорные вопросы, возникшие с избранием нового состава парламента и формированием Кабинета Министров в Украине, последние события, вокруг придания регионального статуса русскому языку в значительной части Восточной Украины, а также в Севастополе, антинатовские выступления в Крыму, дают основания думать о расколе в стране и образования очередного конфликтного региона в рамках СНГ и ГУАМ. В стране, также велика вероятность проведения внеочередных выборов президента. Но это будет следующий шаг, а для начала необходим полный отрыв, от всех обязательств, связывающих страны ОДЭР с СНГ, а если быть точнее с Россией. Готовы ли лидеры данных республик к такому развороту событий, сумеют ли они удержать ситуацию под своим контролем, покажет время.

Если судить по конкретным результатам саммита, то очень многое осталось нереализованным. Так проект создания миротворческих сил, скорее всего, так и останется всего лишь проектом. Стороны не сумели выработать единой, согласованной позиции по поводу ограничений, введенных Москвой в отношении двух участников стран ГУАМ. Зона свободной торговли, провозглашенная в Киеве, существует только в виде декларации. Вряд ли, члены ГУАМ, в ближайшее время, сумеют позиционировать себя как мощная альтернатива России в газовой и нефтяной сфере. ГУАМ за все время своего существования не сумел реально доказать своей жизнеспособности. Сумеет ли переименованная организация превратится в реальную силу, способную решать вопросы и проблемы возникающие на территории стран ГУАМ покажет время.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ