Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Виктор Михайлов
Выступая на Совещании ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической терпимости 12 июня 2006, в Алма-Ате, Президента РК Н.А. Назарбаев сказал: «…В Казахстане решена важнейшая стратегическая задача - созданы максимальные условия для удовлетворения потребностей национальных меньшинств, связанные с их культурной и национальной идентичностью. Наиболее важные из них касаются культуры и образования, сохранения родного языка…», «…все, кто родился в Казахстане, считают его своей Родиной …», но так ли это.
В 2005 году в Казахстане проходил бурный общественно – политический процесс, связанный с подготовкой и проведением Президентских выборов. Казалось, что страна расколота на два противоположных, равносильных лагеря: сторонников действующего президента Нурсултана Назарбаева и ставленника оппозиции - Тоякбая. Русская диаспора оказалась в трудном положении выбора. Не без её помощи, Нурсултан Назарбаев остался у власти на очередной срок, но решены ли проблемы русской диаспоры. К тому же самочувствие российских соотечественников в Казахстане определяется не только отношением президента, но и отношением двух ведущих этносов, в их представлениях о месте в новом государстве - отношением русских и казахов.
Сокращение населения Казахстана с 16,9 млн. в 1991 г. до 14,9 млн. в 1999 (в том числе сокращение количество русских на 26 %, украинцев — на 38 %, немцев — на 63 %) вызвали изменения в этих отношениях.
Одно из проявлений этих изменений — этностереотипы. Они особенно остро проявляются в тех условиях, когда между этносами либо идет острая конкурентная борьба, разгораются конфликты по жизненно важным вопросам, либо складываются отношения господства-подчинения.
Такой подход в межнациональных отношениях нашёл своё отражение и в государственной идеологии. Официальное руководство Казахстана часто говорит о "евразийском", многонациональном характере государства. Однако реальная политика выражается в том, что почти все ключевые посты в управлении государством принадлежат казахам. Русский язык под жёстким прессом «общественного мнения» казахских националистов всё более и более уступает свои позиции. Определены сроки перевода делопроизводства в органах государственного управления республики на государственный язык до 2010 года. Соответствующие дополнения президент Казахстана внес в свой указ "О государственной программе функционирования и развития языков на 2001 - 2010 годы".
В дальнейших планах некоторых казахских идеологов — полная "казахизация" страны. Такие идеологи подогревают в казахской среде бытовой национализм, национальную кичливость и ксенофобию.
Разумеется, все это не может не вызывать обратную, не всегда сдержанную, реакцию оппонентов. Поэтому целью научного исследования«Этносоциальная политика в Республике Казахстан в приложении к российской диаспоре», проведенного Институтом стран СНГ, в октябре-ноябре 2005 года, стало выявление особенностей самосознания, этностереотипа представителей русской диаспоры в республике Казахстан, проведение социально – политологического, социально-психологического анализа факторов, определяющих самочувствие российских соотечественников и влияющих на содержание межнациональных отношений в республике.
Часть исследования осуществлялось методом анкетного опроса респондентов в трёх регионах Казахстана: Джамбульская, Алма-Атинская области – Юг; Восточно-Казахстанская область – Восток; Астана, Кокчетав, Акмолинская область – Север.
Сравнительные данные взяты из итогов исследований «Этносоциальная действительность Казахстана»,проведенных Информационно-аналитическим центром Парламента Республики Казахстан в разные годы.
Самочувствие диаспоры, её готовность к объединению и самостоятельным действиям по защите своих прав, в немалой степени зависит от уровня и характера этнического самосознания, то есть отождествления, причисления себя к конкретной этнической общности.
Ответы на вопрос "Что, по Вашему мнению, определяет национальную принадлежность человека?", полученные от респондентов показывают, что по их мнению основные признаки, по которым они формируют представление о национальной принадлежности, сводятся ни к месту рождения, ни к гражданству, а к языку ( 63%) и культуре (61%). Это именно та совокупность этнических черт, которая подвергается наибольшей ассимиляции и размыванию, что, естественно, не может не волновать русских в Казахстане.
В государстве с многонациональной структурой, каким является Казахстан, наряду с процессами этнической самоидентификации важно было проследить и процесс государственной идентификации, формирования у российских соотечественников казахстанского гражданства, и если хотите, казахстанского патриотизма. Ответы сошлись на мнении не в пользу последнего - почти половина соотечественников считают своей родиной не Казахстан, а бывший СССР.
Социально-экономическое положение и социальное самочувствие русской диаспоры определялись через оценки респондентами собственного жизненного уровня, обеспеченности основными средствами жизнедеятельности, уверенности в будущем.
Отвечая на вопрос анкеты: «Как Вы считаете, какой уровень жизни более всего соответствует вашей семье?» 42% - ответили, что они живут удовлетворительно и имеют всё необходимое; 30% - пока удаётся сводить концы с концами; и лишь 15% ответили, что живут в достатке, почти ни в чём себе не отказывают.
Качество жизни и степень удовлетворенности различными ее сторонами существенно различаются у основных социальных и возрастных групп. Примечательно, что степень удовлетворённости, в разных регионах, оценивается соотечественниками почти одинаково, расхождения между ними незначительны.
Среди основных проблем, вызывающих тревогу, на первом месте - высокие цены - 64%, на втором - рост преступности- 51%, падение морали и культуры – на третьем(50%). Высокий процент набрали: проблема межнациональных отношений - 38% и нарушение прав человека – 37%.
В подавляющем большинстве разница в оценках по социальным слоям не велика, но по некоторым позициям, затрагивающим социальное самочувствие, определенные расхождения заметны. Так обеспокоенность межнациональными отношениями и нарушением прав человека выше у образованной части респондентов.
Представители русской диаспоры обнаружили практически полный пессимизм относительно своего будущего. Число высказанных отрицательных оценок (73%) втрое превышает показатель тех, которые уверенны в том, что их жизненный уровень со временем повысится ( 21%).
С проблемой нарушений этнических прав тесно взаимосвязан вопрос о привилегиях, которыми, согласно респондентам, пользуются представители некоторых национальностей, и прежде всего казахи, на этом настаивают 84% опрошенных.
У респондентов вполне явственно выражено мнение, что никто, в том числе и русские, не вправе рассчитывать на различного рода преимущества, поэтому более 85% опрошенных категорически сказали «нет привилегиям».
Хорошее самочувствие диаспоры не в малой мере определяется удовлетворённостью профессией, тем более профессией своих детей. Симпатии опрошенных к определенным областям деятельности проступают при анализе ответов на вопрос: "Какую отрасль для работы Вы предпочли бы для своих детей?"
Наиболее престижными для русской диаспоры оказались: управление и госслужба - 39%, наука и культура - 31%, здравоохранение- 28%, образование - 27%. Иными словами, предпочтения российских соотечественников связаны либо с властью, либо с умственным трудом. В этих отраслях готовы работать представители всех социальных групп и к преобладанию или доминированию в них казахов относятся болезненно.
При оценке деятельности руководства Казахстана по выработке и осуществлению национальной политики, более половины соотечественников уверенны, что говорится все правильно, но на местах все делается по другому - 57%, что идет сознательная поддержка одного этноса и вытеснение других считают 33%, что в угоду стабильности игнорируются интересы русских – 20%. А то, что политика взвешенная, активная и содействует межнациональному согласию считают всего лишь 9% респондентов.
Сравнивая полученные данные, можно сделать вывод, что российские соотечественники критически оценивают результаты национальной политики руководства республики и не одобряют её.
Из числа опрошенных, 73% считает, что в Казахстане имеют место нарушения прав этнических меньшинств. Анализ ответов представителей различных социальных групп позволяет судить об ущемлённости российских соотечественников в сферах, связанных с употреблением русского языка (66%), в дискриминация по национальному признаку при приеме на работу - 58%, при выборе в органы власти – 50%, выдвижении русских на руководящую работу(41%). Полученные данные подтверждают устойчивость процесса продолжающейся мононационализации управления не только трудовых коллективов, но и государственных органов.
Однако выявлен некоторый разнобой в оценке межнациональных отношений в зависимости от региона, в котором проживают представители русской диаспоры. Одна и та же обстановка в местах опроса оценивается не одинаково. Южане настроены, пожалуй, "благодушнее", северяне - более скептически.
Мониторинг показывает, что межнациональные отношения в бытовых условиях несколько теплее, чем в трудовых коллективах. Межнациональные отношения в быту считают спокойными – 42% (на Юге - 52%), дружеские 23%, а не всегда дружеские всего – 18%, конфликты отсутствуют.
В трудовых коллективах межнациональные отношения респонденты воспринимают несколько иначе, чем по месту жительства. Здесь доля, считающих их спокойными равна 34%, дружескими - 17%, а вот не всегда дружескими – 23% и конфликтными - 3%.
Уровень конфликтности в нашем исследовании связывается, прежде всего, с определенными действиями и поступками национальных субъектов по отношению друг к другу. Полученные результаты говорят о том, что он сравнительно высок – 64% соотечественников испытали на себе унижения на национальной почве.
Этим, очевидно, объясняется пессимистический прогноз, при ответе на вопрос:
«Доверяете ли Вы народу, проживающему с Вами в одной местности?»
Естественно, этот вопрос подразумевает доверие русских к казахам и большинство опрошенных ответили отрицательно - 50%, а 42% - положительно.
Касаясь перспективы межнациональных отношений многие - 40% - полагают, что они останутся на прежнем уровне, 9% - что улучшатся, но большинство - 43% ожидают ухудшения. Выходом из создавшегося положения соотечественники видят в создании автономии. Хотя идея национальной автономии и федеративного устройства республики не приветствуется официальными властями, тем ни менее большая часть опрошенных - 68%, согласна с тем, чтобы русские в Казахстане имели право на территориальную или культурную автономию.
Гражданская позиция российских соотечественников определялась степенью готовности к защите своих интересов.
Подавляющему большинству опрошенных (80%), не приходилось участвовать в крупных акциях, связанных с защитой своей национальности. Предпринятые акции у большинства сводятся в к дискуссиям и спорам, участию в работе собраний и конференций - 20%.
Намного выросло число обращавшихся с жалобами в инстанции - 11% (1992 г. - 0,9%, 1994 г. - 2,1%).
Увеличилось количество участвовавших в митингах и демонстрациях - с 2,8% в 1996 до 11% - в 2005 году(1992 г. -5,1%, 1994 г. - 3,5%) и тех, кто прибегали к физическим воздействиям - 12%.
Происходят и качественные изменения в способах разрешения конфликтных ситуаций в сторону уменьшения цивилизованных, правовых средств и увеличения крайних, силовых. Думается, что это связано с общей тенденцией оппозиционного движения в Казахстане.
При изучении предполагаемого поведения в гипотетическом межнациональном конфликте выяснилось, что почти 1/3 респондентов будет требовать от властей принятия мер. При этом наблюдается некоторое сокращение приверженцев таких действий.
Вселяет надежду то, что 31% наших соотечественников верят в возможность объединения и верят, что русская общественная организация сможет решить проблему и 20% готовы идти на митинги и демонстрации. А вместе это составляет 51%.
К сожалению велик процент (34%) тех, кто в трудный момент готов покинуть республику. Вместе с теми, кто не станет вмешиваться в конфликт (11%), они составляют 45%. Это почти 50% диаспоры, отказывающихся от участия в каком – либо сопротивлении насилию.
В сравнении с аналогичными исследованиями в Казахстане, на уровне 1996 года, с небольшим превышением (14%), сохраняется количество решивших с оружием в руках защищать интересы своего народа.
И ещё одна особенность: более решительно, чем даже Восток, всегда отличавшийся сепаратистскими настроениями и боевитостью, на защиту интересов своего народа с оружием в руках готов выступить Юг (19%). Очевидно, в сознании южан утвердилась уверенность, что в плотном окружении казахов, в случае конфликта, это единственный выход, чтобы выжить.
На содержание и развитие этносоциальных отношений в Казахстане существенное влияние оказывают внешние факторы, включающие в себя взаимоотношения республики с внешним миром, соседними странами. Расходясь во мнении по поводуповедения в гипотетическом межнациональном конфликте, соотечественники единодушны в том, с какими странами Казахстану предпочтительно укреплять внешние связи.
По всем опрошенным подавляющее большинство - 76% - приоритет отдают упрочнению связей с Россией, на втором месте страны центральноазиатского региона, являющиеся членами СНГ - 6%.
Ориентация на Россию и Центральную Азию говорит о том, что русское населения, трезво оценивает обстановку, дорожит исторически сложившимися прочными экономическими и культурными связями со странами СНГ.
Во взаимоотношениях со странами СНГ, для Казахстана так же имеют важное значение варианты интеграции. Однако мнения относительно этой важной проблемы разделились: 15% поддерживают интеграционный процесс четырех, в котором участвуют вместе с Казахстаном и Россия, Белоруссия, Киргизия, 5% считает, что необходимо довольствоваться существующим интеграционным уровнем в рамках СНГ. К тому же 67% респондентов высказались за объединение с Россией, а вот противоположную позицию - полная самостоятельность без какой-либо интеграции с СНГ - занимает только малая часть русских - казахстанцев, всего 0,6%.
Отношение к миграции в анкете, в первую очередь, фиксировалось на уровне непосредственной реакции на проблему, то есть задавался вопрос "Задумывались ли Вы о выезде из республики?" 28% ответили утвердительно и лишь 8% отрицательно.
Из всех опрошенных в ближайшее время собираются уезжать 8%, собираются уезжать 20% и пока еще не решили - 56%, что в сумме фактически соответствует доле задумавшихся над тем, чтобы оставить республику (84%) .
Это подтверждает вывод о том, что эмиграция русских из Казахстана все еще имеет солидный потенциал.
В ходе исследования подтвердились выводы политиков утверждающих, что в Казахстане, несмотря на конституционное декларирование о построении в республике демократического, правового, социального государства, продолжается планомерное строительство этнократического государства. И это не может не тревожить все еще многочисленную русскую диаспору в Казахстане. Своими ответами на вопросы анкеты представители русской диаспоры как бы говорят Президенту и правительству: « Проблема русских в Казахстане есть! Мы считаем себя ущемленными». И хотя в Казахстане со стороны русских еще сохраняется солидный запас доверия к власти, но он подвергается разрушению.
Какая реальная политика — направленная на этнократию или на создание многонационального государства — возобладает. Это во многом будет зависеть от того, захотят ли власти Казахстана услышать проблемы русской диаспоры.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |