Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
20.06.2006. Единое Отечество (www.otechestvo.org.ua)
Виктор Силенко
19 июня были обнародованы результаты состоявшегося днем ранее референдума в северо-восточном регионе Испании - провинции Каталония с административным центром в Барселоне.
Избиратели Каталонии одобрили проект новой Конституции, в котором закреплен новый статус этой автономной области, значительно расширяющий ее самостоятельность.
Как сообщили в пресс-центре Женералитата (регионального правительства Каталонии), в поддержку этого предложения проголосовали 74% избирателей, принявших участие в голосовании.
Напомним, что в Каталонии проживает 7 миллионов человек, что меньше одной шестой части 40-миллионного населения Испании.
При этом именно Каталония на сегодняшний день является наиболее состоятельной из всех регионов страны, обеспечивая около 25% национального ВВП.
Каталония, имеющая свой язык, древнюю культуру и историю, на протяжении XIX и XX столетий постоянно стремилась к обретению широкой национальной автономии.
Эта автономия, предоставленная региону в начале 30-х годов XX века правительством Испанской Республики, была уничтожена с установлением в 1939 г. в Испании диктатуры генерала Франко.
В период его правления существовало жесткое управление регионом из центра, при этом крамольным считалось даже разговаривать на каталонском языке.
Фашистский режим полагал, что таким образом каталонские "сепаратисты" подрывают единство "великой и неделимой" Испании.
После крушения диктатуры Франко, в период восстановления демократии в Испании в 1970-е годы, Каталонии была предоставлена ограниченная автономия, предусматривающая право иметь собственные органы местного самоуправления - парламент, правительство и президента.
И после нынешнего референдума Каталония стала самой независимой автономией в Европе. В соответствии с новым статусом у Каталонии будет своя символика, гимн, флаг и праздники.
Каталонский язык станет обязательным для всех граждан и для всех работающих в области испанских чиновников.
Отныне 50% собираемых в Каталонии налогов будут оставаться в регионе. Каталонское правительство также получит больше полномочий в вопросах юстиции и иммиграционного законодательства.
К компетенции местного правительства отнесено решение вопросов, связанных с внутренней безопасностью, телекоммуникациями, управлением железными дорогами, аэропортами, морскими причалами местного значения, и т.д.
Местное правительство получило возможность самостоятельно выдавать разрешения на работу для иностранцев.
Это положение особенно важно для Каталонии в связи с тем, что на территории автономии сосредоточена большая часть испанской промышленности, где работают в основном выходцы из стран Африки и Ближнего Востока.
За ним закреплено право на самостоятельное решение вопроса об административном делении территории на районы и муниципальные округа.
Нынешний статус провел четкие границы между полномочиями центральной и местной власти.
Государство отныне не может вмешиваться в вопросы, входящие в компетенцию каталонского правительства.
Показательна реакция на это событие центрального правительства Испании. Так, накануне проведения референдума, премьер-министр Испании социалист Хосе Луис Родригес Сапатеро выступил на митинге в поддержку его проведения.
В своем выступлении он заявил: "Статус подходит Испании и Каталонии. Он полностью отвечает национальным чаяниям каталонцев".
И после проведения референдума испанский премьер выразил "глубокое удовлетворение" его итогами.
Кроме того, в Мадриде считают, что успешно "выпустили пар из котла сепаратистских настроений, которые разделяют многие жители Каталонии".
Вполне очевидно, что центральные власти Испании понимают, что конструктивный диалог с регионами, имеющими самобытный культурно-исторический путь развития, предпочтительнее жесткой конфронтации.
Тем более что это уже имело место в период правления диктатора Франко, но так и не привело к сплочению "единой и неделимой" Испании.
То ли дело "демократическая" Украина!
А теперь попробуем спроецировать события в далекой Испании на аналогичную ситуацию в новом "светоче демократии" в Европе - "оранжевой" Украине.
Можно себе только представить, что бы было, если бы, например население Автономной Республики Крым (АРК) поддержало на референдуме новый проект Конституции, значительно расширяющий права автономии!
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) сразу бы вспомнила положение "Заключительного акта" от 1 августа 1975 г. закрепляющее принцип "нерушимости границ".
Хотя этот принцип почему-то не распространяется на Черногорию, где уже состоялся референдум о независимости, или Косово, где также вскоре планируется проведение аналогичного референдума.
Впрочем, как и не распространяется на Каталонию, значительно расширившую свою самостоятельность в составе Испании.
Зато распространяется на Приднестровье, Южную Осетию и Абхазию, где ОБСЕ "свято" блюдет принцип "нерушимости границ".
Распространился бы этот принцип и на Автономную Республику Крым, если бы она попыталась провести референдум, аналогичный референдуму в Каталонии.
При этом ОБСЕ безоговорочно поддержали бы США, которые с недавних "оранжевых" пор как зеницу ока оберегают так называемую "территориальную целостность" Украины, Грузии и Молдовы.
Министр иностранных дел Украины Б.Тарасюк объявил бы персонами нон-грата весь состав Государственной Думы Российской Федерации (чтобы как за водкой "два раза не бегать"). А на В.Жириновского вообще бы выдал "лицензию на отстрел".
Его политические "внебрачные дети" из "Студенческого братства" обвинили бы во всем Российский Черноморский флот, размещенный в Крыму.
И наверняка бы нашли в каком-то гарнизоне ЧФ некий "подпольный штаб" по инициированию референдума.
"ПОРА" бы также отправилась в Крым и митинговала бы там против референдума до тех пор, пока их бы не "выпороли" местные жители и не завернули обратно в Киев.
В.Ющенко сказал бы, что это не "забавки", после чего собрал Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) и потребовал депортировать за пределы Крыма всех иностранных граждан.
И, прежде всего, российских туристов начиная от москвичей и заканчивая жителями Крайнего Севера, которых "угораздило" в это время отдыхать в бывшей всесоюзной здравнице.
Их бы обвинили в "подстрекательстве" против официального Киева и посягательстве на "территориальную целостность" "оранжевой" Украины.
"Украинский Берия" Ю.Луценко объявил бы всех жителей Крыма "федерастами" и "сепарастами".
После чего отправил бы в мятежную крымскую "Вандею" подразделения внутренних войск МВД для "борьбы с организованной преступностью" среди крымчан и "блоком СИЗО" засевшим в стенах Верховного Совета АРК.
И попробовал бы кто-то посоветовать "министру-социалисту" взять пример с испанского премьера-социалиста Хосе Луиса Родригеса Сапатеро.
И хотя Испанская Социалистическая Рабочая Партия входит вместе с СПУ в Социнтерн, реакция Ю.Луценко была бы примерно такой: наш доморощенный "терминатор" в духе Винни-Пуха заявил бы, что это "неправильные" социалисты, которые делают "неправильные" референдумы.
К делу бы подключился министр юстиции Украины С.Головатый, который бы обвинил все мировые информагентства в том, что они сделали "неправильный" перевод при описании референдума в Каталонии.
В общем "разгул демократии" был бы такой, что мало бы никому не показалось. А жители Каталонии, наблюдая со стороны за событиями в Украине, наверное, вспомнили бы эпоху правления фашистского диктатора Франко, который аналогичными методами пытался решить вопрос сохранения "территориальной целостности" Испании.
Оно и понятно - со стороны украинские "оранжисты" куда более напоминают испанских франкистов, чем правящих в современной Испании социалистов.
Даже несмотря на то, что СПУ А.Мороза является одной из правящих партий в нынешней "оранжевой" Украине и при этом на декларативном уровне выступает за "построение Европы в Украине".
Ведь на самом деле виртуальная Европа, существующая в воспаленном сознании правительства "нашистов-социалистов", которое всеми силами борется против так называемого "сепаратизма" и "федерализма", очень сильно отличается от реальной Европы с ее продуманной региональной политикой.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |