Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Китайская лапша для кыргызского правительства или кто копает под Джеруй?

16.06.2006. ИА Белый Папрход (Киргизия)

Елена Авдеева

"Седьмой этаж" пытается запустить в общество эйфорические настроения после поездки делегации Кыргызстана в Пекин. Она-де добилась небывалого успеха, подписала с Китаем декларацию об экономическом сотрудничестве на 10 лет вперед. Теперь у президента Бакиева впереди официальный визит в Казахстан и можно не сомневаться, что итоги его окажутся аналогичными. Между тем, здравомыслящие политики и деловой мир сии восторги – искусственные, впрочем, разделять не спешат. Прогнозы сбываются. Замглавы правительства откровенно уже говорит: поездки Бакиева соответствуют новым экономическим приоритетам Кыргызстана. Между тем, возникают опасения – а не превратится ли пресловутое сотрудничество в неприкрытую экспансию более сильных азиатских государств? К сожалению, такой поворот угадывается.

Яснее ясного сформулировал проблему, зачатки которой возможно уже сегодня создает правительство, депутат Кубанычбек Исабеков: "Добрые отношения с соседями должны быть, конечно, да не потерять бы свою экономическую независимость!"

Золотые берега, подземные реки

Потенциальные партнеры, еще не став реальными, уже пытаются на нас давить – первыми же шагами. Как пример можно назвать все те же проекты по добыче золота – нынче интриги вокруг них пошли на новый виток, обозначился и новый же, неожиданный поворот. Откуда не возьмись, появилось сообщение агентства "Казинформ" о том, что разработка рудника "Джеруй" в Таласской области может привести к экологическим проблемам в Казахстане. "По казахстанским стандартам, - пишет анонимный корреспондент, - строительство объектов в таких зонах вообще не допустимо".

Не надо даже быть шибко умным, чтобы сообразить, для чего запущена эта информация. Завтра казахстанское министерство охраны окружающей среды, а за ним, видимо, и правительство, предъявит Кыргызстану претензии. Вопрос будет поставлен однозначный – либо не стройте, либо платите компенсацию – за гипотетический ущерб. У наших начнется паника, опять последуют бурные споры и ссоры. Не строить нельзя, собственно, уже построили. Обострять политические отношения – и без того не всегда гладкие – с Казахстаном нежелательно, Что делать? Где-то месяца через три-четыре, когда наше правительство и парламент наорутся вволю, казахская сторона выход подскажет сама – выяснится, что у ее экологов и экспертов есть "предложения по предотвращению". И они-де готовы помочь. Наши этой милости возрадуются. Казахи войдут в проект разработки Джеруя как бы нехотя, но вынужденно. Еще упрашивать будем, на всякие выгодные для них условия соглашаться.

И никто, конечно, не задумается, с чего вдруг, три года спустя после начала проекта, при почти полной готовности фабрики, казахи опомнились? И откуда у них на руках оказалось то самое технико-экономическое обоснование по Джеруйскому проекту, которое, якобы сейчас проанализировали их эксперты.

Между тем, мы сейчас столкнулись с виртуозной политической игрой. Не стали казахи топать ногами в ответ на требование нашего Жогорку Кенеша об отмене инвестиционных соглашений по месторождениям "Джеруй" и "Талды-Булак Левобережный". Зачем? Зачем кричать о нарушении международных норм и грозить санкциями? Можно действовать хитрее – и в итоге все равно повернуть ситуацию в свою пользу. И тогда мы не только Талды-Булак им отдадим – там официально казахский разработчик обозначен, но и Джеруй тоже – там, по некоторым сведениям за фасадом неизвестной и свежеиспеченной австрийской компании тоже прячутся капиталы из соседней республики.

Пример этот очень показателен. Конкретный, он отвечает тенденциям взаимоотношений Кыргызстана с Казахстаном в целом. То, что происходит нынче на внешнеэкономическом пространстве вокруг Кыргызстана – закономерно. Экономика Казахстана, и Китая тоже развивается стремительно, капиталы растут как на дрожжах, требуют выхода, им тесно в пределах своих стран. Кыргызстан – кусочек лакомый. Непаханое поле. Но главное, Кыргызстан – страна не гордая. Каждой копейке рада и за каждую копейку в пояс кланяться готова.

Третий мир как третий сорт

Увы, я вовсе не передергиваю. Так уж мы себя поставили, что выступаем в роли просителя. Слишком громко кричим – нужны инвестиции. Ох, нужны до зарезу! Без иностранного капитала нам никак. Тем самым, изначально уже Кыргызстан выступает в роли просителя. Акценты расставлены так. А ведь можно было и иначе – это ИМ нужны до зарезу наши месторождения, это им выгодно инвестировать свои деньги у нас – и прибыль получать. Мы с протянутой рукой не стоим, отнюдь, мы просто позволяем им заходить на наше экономическое поле. Но свои интересы для нас – превыше всего.

Если бы наше правительство сумело себя так поставить – все было бы иначе. Глядишь, оно, кстати, и не навлекало бы на свою голову постоянные депутатские подозрения о коррупционных планах и откровенных взятках. Но нет. Взяло неверный тон - вот и получает сполна – причем, с двух сторон. Тут депутаты возмущаются, а там – эти казахские инвесторы в раздражении. И даже не скрывают его. Знаю это абсолютно точно, поскольку лично общалась неофициально с козырными тузами, которые собирались у нас обосноваться. Но тормознулись. И суть их объяснений по этому поводу такова – кыргызы безалаберны и ненадежны. Сегодня у них одно, завтра другое. И отношение к нам высокомерное и пренебрежительное.

И вот поди ж ты! Через пару недель Курманбек Салиевич в Астану поедет. И могу поспорить, опять про инвестиционные проекты там говорить будет. И опять получится, что мы их уговариваем – наши национальные богатства забрать.

Экспансия видна. Кто-то из парламентариев высказался не очень политкорректно, но вполне точно – "каждый день в Кыргызстан полсотни китайцев приезжает, отсюда не один не возвращается!" Его правда. Здесь предприимчивые дети Поднебесной находят для себя прекрасные возможности для бизнеса. Только какого? – важный вопрос. Чаще всего мелкого и нелегального.

Качество внешних инвестиций и качество иностранного бизнеса, который наступает на Кыргызстан – вот что сегодня волнует сегодня политиков и экономистов, которые умеют смотреть чуть дальше дня сегодняшнего. Многоуровневый принцип китайского производства и экспорта известен всему миру: в страны Европы и США поставлять товары отличного качества, в страны СНГ – третий сорт. Мы для Китая – рынок сбыта третьего сорта. Отношение такое же. Здесь все сойдет! Очень уж здесь "иньвисьтисии" нужны.

Но прежде чем отдавать в руки китайских компаний подряды на строительство жилья в Бишкеке, не мешало бы вспомнить судьбу нескольких крупных промышленных проектов, нескольких совместных предприятий. Токмакская бумажная фабрика – не работает, технологии устаревшие, многомиллионный кредит под гарантии правительства Кыргызстана висит на стране внешним долгом. Китайско-кыргызская спичечная фабрика в Кемине – не работает, история покрыта тайной и мраком, требует отдельного расследования. Совместное предприятие "Китлап" в Карабалты – не работает. Расшифровывается знаете как? – Китайская лапша! Что-то еще надо добавлять?

Куда мы направляем вектор?

Продать родину по сходной цене не сложно. Только зачем же мы это делаем? А для того, чтобы экономическими своими решениями подчеркнуть новые политические направления. Кыргызстан разворачивается к Азии передом, к Европе задом.

Вот как прокомментировал депутат Дооронбек Садырбаев известие о том, что Курманбек Бакиев передал Китаю спорный участок кыргызско-китайской границы: "Бакиев подстраховался хотя бы с востока. Европа его на ура не принимает, Россия тоже отностися прохладно. Сейчас он пытается заручиться политической поддержкой Китая." Точнее и не скажешь.

Соблюдать так называемый принцип многовекторности внешней политики и экономики – заодно – новому "Белому дому" то ли не по силам, то ли вообще не по нутру. Вот и шарахает страну из одной стороны да в другую. Как будто мы не знаем, что наше неуемное и неограниченное братание с Китаем вполне может смотреться как с московской колокольни, так и с вашингтонской слишком демонстративным.

Но это только начало, к сожалению. "Белый дом" уже озвучил дальнейшие шаги. Они пролягут навстречу исламскому миру, арабским странам. И это направление публично названо приоритетным в новой внешней политике Кырызстана. И это есть еще один шаг – и серьезный, – от европейского мира. Такое впечатление, будто мы намеренно осложняем отношения с бывшими союзниками. Тут впору бы тревогу бить: влияние религиозных экстремистов в Кыргызстане усиливается, - констатирует ОБСЕ. А мы не реагируем, мы не опасаемся. Мы сами бодренько шагаем именно туда, откуда угроза экстремизма происходит. И уже призрак не просто экономической экспансии, но негативного политического влияния возникает на горизонте.

Честно говоря, нам самим, многим кыргызстанцам, такой поворот понять трудно. А что говорить о России и США? Для них наш регион и без того стал точкой политической нестабильности. Для них как раз важно, и секрета в этом нет, чтобы Кыргызстан не попал под влияние растущих политических амбиций Китая и арабских стран.

Так что же делает наше политическое руководство? Часть аналитиков склоняется к тому, что всячески демонстрирует Москве и Вашингтону – мы от вас отдаляемся, бросайтесь за нами, умоляйте не отворачиваться, умасливайте финансовой поддержкой. Прием с точки зрения международной дипломатии далеко не самый красивый и не самый умный. Но все ж это было бы полбеды. А вот если всерьез… всерьез об этом и думать не хочется…

Анекдот в тему

Погрузился Курманбек Бакиев в искусственный сон на пять лет – экономический кризис переждать. Просыпается, идет по улице – что за странные цены везде? Об инфляции не докладывали. Непонятно..

- Это нынче наши цены в какой валюте? – спрашивает он свиту – В сомах или в долларах?

- В юанях!..

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ