Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
07.07.2006, www.regnum.ru/news/670133.html
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом президента РФ № 637 от 22 июня 2006 года, привлекает повышенное внимание экспертов как внутри России, так и за ее пределами. По просьбе ИА REGNUM, ее прокомментировал научный руководитель Центра социальных исследований и инновацийЕвгений Гонтмахер.
REGNUM: Евгений Шлёмович, каково происхождение этой программы?
Инициировал ее президент. В начале этого года он дал соответствующее поручение. Разработкой занималась межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Федеральной миграционной службы, Федеральной службы по труду и занятости, Минздравсоцразвития, МИДа и МВД, а возглавлял ее помощник президента Виктор Петрович Иванов.
REGNUM: Были ли привлечены к работе представители неправительственных организаций, занимающихся проблемами миграции, и независимые эксперты?
Нет. По моим сведениям, этот документ писали чиновники. Представители НПО получили проект программы практически накануне подписания, и никакого публичного его обсуждения не было.
REGNUM: Считается, что запуск этой программы будет содействовать переезду в Россию миллионов соотечественников. На чем основываются такие надежды?
На самом деле в тексте программы нет никакого прогноза или оценки потенциального масштаба этого явления. По оценкам сейчас в странах бывшего Советского Союза еще осталось порядка 3-4 миллионов представителей славянских народов и народов, имеющих государственность на территории Российской Федерации, таких как татары, башкиры, чеченцы, калмыки и др., в какой-то степени склонных к возвращению в Россию. 90% составляют русские. Большинство из них проживают на Украине, в Казахстане, в Белоруссии и Прибалтике. Но не надо строить иллюзий: сколько-нибудь значительная их часть в Россию уже не поедет.
Мы с этой программой, по большому счету, опоздали, ее нужно было принимать в середине 90-х годов. В начале 90-х в Россию приезжали по полтора миллиона человек в год. К середине 90-х годов поток резко упал до 500 тыс., а сейчас к нам переезжают около 100 тыс. мигрантов в год, и русских среди них уже очень мало. Преимущественно это представители титульных наций бывших республик СССР - азербайджанцы, грузины, армяне, таджики и другие.
Еще в 90-х годах можно было сыграть на патриотических чувствах, но сейчас мигрант тщательно взвешивает, что он выиграет от переезда. Как обстоят сейчас дела с теми русскими, которые еще остались в странах ближнего зарубежья? Возьмем Украину. По данным последней переписи населения Украины, значительная часть русских там за годы "незалежности" стали относить себя к украинцам. Русский язык для них родной, но они являются коренными жителями Восточной Украины, они не были завезены туда при советской власти, как в Прибалтику или Среднюю Азию. Да, сейчас на Украине русские сталкиваются с разными негативными явлениями, связанными с неуклюжей украинизацией, тем не менее, есть фактор, перевешивающий это. Украина взяла четкий курс на Запад, и жители понимают, что через несколько лет они, скорее всего, получат возможность ездить гастарбайтерами не в Россию, а в Европу, и даже смогут осесть там на постоянное жительство. В странах ЕС, также как и у нас, идет и уменьшение населения, и обостряется дефицит мало- и среднеквалифицированных работников, а восполняющие эти потери мигранты-христиане европейского происхождения предпочтительней азиатов-мусульман или африканцев. А еще через 10-15 лет дети русских граждан Украины, возможно, будут уже гражданами Евросоюза. Поэтому надеяться на какой-либо миграционный приток с Украины категорически невозможно. Это касается даже стариков. Это не Прибалтика, где они испытывают трудности с языком, и не Средняя Азия, где русские зачастую подвергаются серьезному давлению.
С Белоруссией у нас вообще отрицательное сальдо миграции - уже много лет люди едут от нас туда в большем количестве, чем оттуда - к нам. Там тихо, спокойно, недорого, позднесоветский строй, и многих людей это устраивает. Если в Белоруссии вся эта "благодать" начнет заканчиваться, то некоторый поток репатриантов к нам возможен. Хотя остается открытым вопрос об этнических белорусах - ведь их историческая родина не у нас.
Что касается Прибалтики, то там молодые русские давно уже выучили местные языки и получили гражданство соответствующих стран. Да, они могут обижаться на то, что сейчас происходит там с русскими школами, но у них уже сейчас - европейские паспорта. Переезжать сейчас в Россию им нет никакого смысла.
Поэтому я полагаю, что если кто и может приехать к нам с западного направления при условии, что будут предложены материальные преференции, это прежде всего отставники - бывшие военные, которые не нашли своего места в новой экономике, не хотят изучать местный язык, не имеют гражданства. Ну что же! Я считаю, что их надо принимать. Эта программа должна быть направлена на прием всех желающих.
REGNUM: Да, в ней не сказано, что Россия примет только трудоспособных соотечественников.
Именно. Но надо четко понимать, что миллионных потоков ждать не стоит. С Запада, возможно, приедет пара сотен тысяч, причем в основном это будут старики из Прибалтики.
Небольшие ресурсы для этой программы находятся также в странах Средней Азии. Исключение составляет Казахстан, откуда миграционного притока ждать тоже не приходится. В 90-е годы там были попытки проводить антирусскую политику, но скоро власти опомнились, потому что в Казахстан пошли западные инвестиции, возобновился хороший экономический рост, строятся новые промышленные предприятия, появляются хорошо оплачиваемые рабочие места, а казахи массовым образом никогда не работали в промышленности, и потребность в рабочих руках может быть удовлетворена прежде всего за счет русских. Казахстан теперь молится на русскую рабочую силу. Проблем с русским языком там давно нет, и уже зафиксированы случаи, когда казахстанские предприниматели переманивают работников из приграничных российских регионов. Пока это трудовая миграция, наши граждане ездят туда в качестве гастарбайтеров, но если ничего не изменится, рано или поздно наступит такой момент, когда они станут переезжать туда на постоянное жительство.
Что касается самых бедных государств Средней Азии - Туркмении, Таджикистана, Киргизии, то все русские, которые могли, давно уже уехали оттуда. Там остались только самые незащищенные из них - прежде всего несчастные, брошенные, одинокие русские старики. Да, надо их вывозить оттуда, чтобы дать им возможность оставшиеся годы прожить не в такой нищете, как сейчас. В отличие от работающих мигрантов, пенсионеры оценивают выигрыш в размере пенсии, и, конечно, русским старикам выгоднее жить в России, чем в Средней Азии. Этот поток может составить еще 100-200 тысяч человек, но это не рабочая сила.
Еще раз повторю: это действительно глубоко патриотичная программа. Россия действительно должна выполнять материнскую роль по отношению ко всем, кто ощущает свое родство с русским языком и русской культурой, но если мы замыкаемся на этнических русских и близких к ним народах, мы получим всего лишь очень небольшой поток, состоящий в основном из тех людей, кто стремится дожить свою жизнь в относительно комфортных условиях.
REGNUM: С чем связано намерение Федеральной миграционной службы открыть свои представительства в Азербайджане, Грузии, Литве, Эстонии, Германии, США и Израиле?
Это страны, где существуют самые большие русские диаспоры, и за этим стоит то же самое намерение вернуть этнических русских на историческую родину. Что касается Германии, Израиля и США, то это просто смешно. Существует, скажем, небольшой обратный приток из Израиля обратно в Россию, когда бывшие наши граждане, не найдя себе адекватного места в Израиле, возвращаются на родину как трудовые мигранты, но надо иметь в виду, что, даже имея двойное гражданство, они уже укоренены в Израиле, там остался их дом, и рано или поздно они все равно вернутся именно туда. Услугами отделения ФМС такие люди пользоваться не будут. Открывать такие отделения в Израиле, в Штатах и в Германии это значит просто плодить чиновников. Кто-то будет получать хорошую зарплату и время от времени агитировать каких-нибудь потомков русских князей переезжать на историческую родину...
Поэтому главный вопрос, который возникает при знакомстве с этой программой, - на кого она все-таки рассчитана?
У меня есть ощущение, что эта программа сделана так, чтобы одновременно угодить "и нашим, и вашим" - националистам греют душу слова "соотечественники" и "воспитанные в традициях российской культуры", а с точки зрения тех, кто мыслит более прагматично, российская культура означает, прежде всего, русский язык, который может выучить человек любой национальности.
Я считаю, что надо пользоваться определением "соотечественник" из федерального закона "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом" от 24 мая 1999 года: "Лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства". И это все меняет. Тогда и азербайджанец, и таджик, и грузин, и латыш имеет полное право переезжать к нам на тех же основаниях, что русский. Чем, скажем, азербайджанец не соотечественник? Тем более, что в России есть большая азербайджанская диаспора. Основной приток, я думаю, при такой интерпретации программы составят именно азербайджанцы и таджики.
А теперь представим себе власти, скажем, Украины, или Грузии, или любой другой страны. Как они должны относиться к России после того, как она фактически заявила о намерении переманивать к себе кадры?..
REGNUM: В мировой практике это обычное явление.
Да. Но в условиях достаточно неурегулированных отношений внутри СНГ это может создать дополнительные проблемы.
Но самое главное - если двери будут открыты для всех бывших граждан Советского Союза без различия национальности, это создаст проблемы прежде всего для нашего общества. Сегодня оно не готово принимать сотни тысяч тех же таджиков, которые сейчас прибывают к нам в качестве временных рабочих, а теперь станут переезжать с семьями на ПМЖ, пользуясь при этом определенными преференциями по программе возвращения соотечественников.
Вопрос взаимоотношений с местным сообществом очень важен. Переселенец получает, в частности, жилье по ипотеке; но даже если 10 процентов старожилов, которые живут в ветхом жилье, в коммуналках, при этом почувствуют себя обойденными, это уже плохо. В этом случае переселенец, даже русский, столкнется с завистью и недоброжелательством, что уж говорить, если он будет нерусский...
Российским властям придется столкнуться при реализации этой программы с множеством проблем. Есть закономерность - человек обычно хочет на новом месте попасть в такую же среду, из которой он выехал. То есть сельский житель, скорее всего, захочет жить в сельской местности, житель крупного города - в крупном городе. Если мы говорим о русских, то в странах бывшего СССР это, как правило, интеллигенция, жители крупных городов. Но у нас выбраны 12 пилотных субъектов Федерации, включая такие как Хабаровский край, Красноярский край и Амурская область; самые большие преференции даются приграничным регионам Сибири и Дальнего Востока. В этом списке сквозит простая мысль: "Давайте, мы будем осваивать с вашей помощью наши необъятные пустующие просторы". Но русские выходцы из Казахстана или с Украины не поедут в деревню на границе с Китаем. Они привыкли к интеллектуальному труду и не приспособлены к сельскому хозяйству. В Красноярск они, может быть, поедут, но для этого надо предоставить там нормальные рабочие места.
REGNUM: Среди пилотных регионов есть и такие, которые могут быть привлекательными для квалифицированных переселенцев. Это, к примеру, Калининградская область, Калужская, Липецкая. Может ли случиться, что туда и направится основная масса этнических русских переселенцев, а на долю проблемных регионов остаются только нерусские соотечественники?
Да, вероятно. Но ведь выбор, согласно программе, сугубо добровольный. Поедет ли таджик в Амурскую область? Там совершенно неподходящий для него климат.
REGNUM: Вообще-то пилотные регионы - это только начало. В президентском указе сказано, что уже к 1 января 2007 года все остальные субъекты Федерации должны подготовить соответствующие программы.
Тем более, это еще уменьшит количество желающих переезжать на Дальний Восток. Та же таджикская семья при прочих равных условиях предпочтет большой город, где легче затеряться, чем в деревню, где она будет на виду и уязвима, учитывая как развита у нас сейчас ксенофобия.
Короче говоря, даже если мы пригласим к себе всех граждан бывшего Советского Союза, мы должны отдавать себе отчет в том, что они поедут прежде всего в крупные областные города; даже в средние города поедут меньше, несмотря на то, что там будут создаваться рабочие места.
Отдельная история с пенсионерами и инвалидами, т.е. с людьми, которые не могут работать. Если они не исключены из этой программы, то как они будут выбирать себе место жительства? Понятно, что они предпочтут более комфортные условия.
REGNUM: Классический принцип миграции "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше", конечно, обойти не удастся. В программе установлен совсем небольшой срок, ранее которого переселенец не может покинуть место своего жительства под угрозой возвращения государству выплаченных ему подъемных - два года. Но по истечении этого срока человек может ехать, куда пожелает. Существует ли вероятность, что многие соотечественники будут соглашаться на любые условия переезда, лишь бы закрепиться в России и, потерпев два года, переехать потом в тот регион, который они сами считают более удобным и благоприятным?
Да, это так. Или возьмем другую, тоже вероятную ситуацию - человек приехал в тот или иной регион с искренним намерением осесть там, а через несколько месяцев предприятие, на котором он работает, обанкротилось. Это может случиться даже с крупным, устойчивым предприятием, ведь речь идет в основном не о госсекторе, а частных предприятиях. Итак, переселенцу перестали платить зарплату, а у него семья, дети. Что ему делать? Государство берет на себя обязательство выплачивать ему ежемесячное пособие только если он выбрал территорию вселения категории "А", то есть один из наиболее проблемных приграничных субъектов. А если он сам находит себе другое место работы и жительства, должен ли он будет возвращать подъемные?
Или, допустим, переселенец привез с собой свою семью - жену, детей, сестер, братьев, племянников, престарелых родителей. Каков статус этих людей? А вдруг он умирает - что станет с ними? Не секрет, что хотя большинство из тех нескольких миллионов соотечественников, которые переехали к нам в 90-е годы, уже благополучно адаптировались, получили гражданство и интегрированы в общество, но несколько сот тысяч до сих пор не имеют гражданства, живут в ужасных условиях, получают копейки, и прежде всего, это одинокие старики. При помощи новой программы мы рискуем еще увеличить эту армию обездоленных.
Таких уязвимых мест в программе много. Люди, которые писали ее, ориентировались как на образец на программу оргнабора советского периода. Тогда тоже все было добровольно, но была плановая экономика. Рабочее место, зарплата, жилищные условия - все этим рабочим было гарантировано. Сейчас же 100-процентные гарантии невозможны.
Еще раз подчеркну - надо четко отделять благотворительность от набора рабочей силы. Если мы хотим получить на ПМЖ рабочую силу - надо прямо об этом говорить; если нас интересует, условно говоря, любой человеческий материал, давайте к этому соответственно готовиться.
Программа предусматривает, что всю вторую половину 2006 года будет разрабатываться ее нормативно-правовая база, а непосредственно возвращение соотечественников начнется с уже в 2007 году. Таким образом, Правительству дан достаточно небольшой срок, чтобы осознать, с каким затруднениями ему придется столкнуться, и найти способы их разрешения.
REGNUM: Значит ли все это, что подобная программа вообще неосуществима и не нужна?
Нет, не значит. Я рассматриваю этот документ как положительное явление. Это декларация - Россия заявляет, что она не забыла соотечественников. Но, сказав "а", надо сказать "б". Все те многочисленные документы, которые предусмотрено подготовить до начала 2007 года, надо вырабатывать публично, с участием общественности и экспертного сообщества. Не дай бог, если Правительство и ФМС опять начнут что-то готовить в тиши кабинетов; вместо того, чтобы помочь нашей стране с трудовыми ресурсами или просто с населением, мы получим очередной конфликт. Причем это случится как раз под выборы. В лучшем случае люди просто не смогут воспользоваться этой программой, никто к нам не поедет, и все выльется в дополнительные расходы на содержание новых чиновников. Мы - страна благих намерений, но после благих намерений у нас часто следует провал, это оборачивается против той самой власти, которая это инициировала, и мы не раз уже на этом спотыкались.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |