Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
04.07.2006. Сайт МИД РБ
Уважаемый г-н Председатель,
Наша делегация с интересом выслушала информативный и насыщенный по содержанию доклад директора БДИПЧ ОБСЕ Кристиана Штрохала.
В целом изложенная в докладе информация позволяет получить достаточно полную картину о деятельности Бюро по выполнению своего мандата и соответствующих решений коллективных органов ОБСЕ.
Считаем, что основное внимание БДИПЧ в этом году должно быть привлечено к выполнению Решения 17/05 люблянского СМИД ОБСЕ, в котором БДИПЧ поручено подготовить доклад к министерской встрече в Брюсселе.
Приветствуем намерение Бюро подойти ответственно к выполнению данной задачи и подготовить качественный, содержательный доклад, дающий ответы на многие возникающие сегодня вопросы.
Вместе с тем считаем, что работа по подготовке данного доклада пока идет недостаточно прозрачно. Белорусская делегация представила свои вопросы, адресованные БДИПЧ, однако, никаких предметных консультаций по сути затронутых нами проблем до сих пор не было. Нам далеко не безразлично, как будут отражены в представленном докладе обозначенные озабоченности и проблемы, какие пути их решения будут предложены.
Надеемся получить больше ответов в ходе неформальной дискуссии 7 июля с.г., хотя и не уверены, что только одной этой встречи до летнего перерыва будет достаточно. Полагаем, что потребуются дополнительные консультации, в том числе с делегациями в Вене.
Рассчитываем, что в рамках Варшавского обзорного совещания и последующих встреч мы сможем провести предметный разговор на тему повышения эффективности и транспарентности БДИПЧ ОБСЕ, о чем мы договорились в Любляне. К сожалению, как представляется, такой откровенный разговор нужен не всем делегациям. Некоторые предпочитают использовать БДИПЧ в качестве инструмента давления, хотя сами при этом избегают открытого сотрудничества с Бюро. Тот факт, что лишь 18 делегаций из 56-ти представили ответы на вопросы относительно доступа международных наблюдателей на выборы в их странах, говорит о многом. Удивительно, что БДИПЧ, претендующий на роль "абсолютно независимого" института, не проявляет здесь той же настойчивости в получении необходимой информации, как и в отношении некоторых других вопросников Бюро.
Г-н Председатель,
В отношении деятельности Бюро в области наблюдения за выборами наша позиция хорошо известна. В связи с подготовкой и проведением президентских выборов в Республике Беларусь в марте этого года мы уже имели возможность несколько раз обратиться к вопросу о методах работы БДИПЧ и миссий по наблюдению за выборами. Не вдаваясь в подробности, подчеркну, что деятельность Бюро в ходе последних избирательных кампаний в регионе ОБСЕ еще больше утвердила нас во мнении о необходимости далее совершенствовать институт наблюдения за выборами, в том числе в контексте общего реформирования ОБСЕ.
Мы намерены более подробно изложить наш опыт взаимодействия с миссией БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами на заседании Постоянного совета 13 июля с.г., в ходе которого представить официальную реакцию правительства Беларуси на заключительный отчет БДИПЧ по итогам состоявшихся в марте с.г. выборов президента Республики Беларусь. После заседания Постсосвета мы также намерены провести специальный брифинг для делегаций с участием официальных представителей Республики Беларусь. Ожидаем, что данная презентация станет дополнительным вкладом в дискуссию по повышению эффективности деятельности миссий БДИПЧ. Рассчитываем на содействие со стороны бельгийского председательства в организации данного мероприятия и широкое участие делегаций и БДИПЧ.
Г-н Председатель,
Хотел бы проинформировать, что Республика Беларусь вошла в число стран, представивших ответы на вопросник БДИПЧ по правам человека в вооруженных силах. Рассматриваем это как наш вклад в повышение транспарентности в данной области и выполнение соответствующих обязательств ОБСЕ. В настоящее время мы прорабатываем участие представителя Беларуси в совместном мероприятии с Минобороны Германии в Берлине, которое запланировано на сентябрь т.г.
В отношении других вопросов, затронутых в докладе директора БДИПЧ, позвольте кратко остановиться на проблематике борьбы с торговлей людьми. Республика Беларусь уделяет большое внимание практическим шагам, направленным на дальнейшее развитие сотрудничества в данной области. Рассчитываем здесь на большее взаимодействие, в том числе по линии БДИПЧ в координации с Офисом ОБСЕ в Минске и антитраффикинговым механизмом в Секретариате ОБСЕ. При этом хотел бы выразить надежду на то, что существование параллельных подразделений в ОБСЕ, занимающихся схожей проблематикой, должно приводить к удвоению и утроению эффекта от их работы, а не дублированию или конкуренции.
Г-н Председатель,
Что касается распространенного предварительного доклада БДИПЧ по преступлениям на почве ненависти, то мы намерены внимательно изучить данный доклад и вернуться к его обсуждению на более позднем этапе. Полагаем, что деятельность БДИПЧ в области толерантности и недискриминации является одним из принципиально важных направлений работы БДИПЧ и принесет конкретные плоды в плане предоставления рекомендаций и практического содействия государствам-членам по преодолению и предотвращению опасных тенденций в данной области.
В связи с замечанием г-на Штрохала относительно внимания, которое уделяет Бюро вопросам соблюдения прав человека при борьбе с терроризмом, хотел бы обратить его внимание на выступление делегации Беларуси на заседании Постоянного совета ОБСЕ 15 июня с.г., где был затронут целый ряд принципиально важных вопросов. В первую очередь, это – сомнительная практика похищений и выдачи без суда и следствия иностранным государствам людей, подозреваемых в связях с терроризмом. Просили бы подробнее проинформировать о шагах, предпринятых БДИПЧ по изучению данной ситуации, осуществляются ли контакты с Советом Европы в данной связи, и намерено ли Бюро подготовить специальный доклад для делегаций.
Г-н Председатель,
В заключение хотел бы заметить, что работа Бюро и делегаций в течение года сосредоточена на проведении огромного количества всевозможных мероприятий по линии человеческого измерения. Об этом говорится и в сегодняшнем докладе.
Вместе с тем известно, что работа Организации ведется по трем измерениям безопасности, каждое из которых по-своему важно и ценно. Считали бы необходимым в целях повышения эффективности и транспарентности в работе нашей организации в области конференционной работы рассмотреть эти вопросы в комплексе с тем, чтобы принять конкретные решения в рамках реформирования ОБСЕ уже в этом году. И здесь весьма важно учитывать интересы всех государств-членов и работать сбалансировано по всем вопросам, относящимся к безопасности и сотрудничеству и соответствующим обязательствам государств, не допуская какой-либо исключительности или иерархии направлений или институтов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |