Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Мимо России

12.07.2006. Профиль

Анна Скорнякова

Казахстанская нефть поможет заполнить нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан

На этой неделе Россия официально утратит монопольный контроль над экспортом нефти из бывших советских республик каспийского региона

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), построенный для транспортировки каспийской нефти, минуя турецкие проливы, на побережье Средиземного моря, на этой неделе окончательно будет введен в эксплуатацию.

Россия, в обход которой проложен нефтепровод, небезосновательно считала этот проект политическим — он действительно был пролоббирован США, заинтересованными в диверсификации мировых потоков нефти. Однако после присоединения к ресурсной базе БТД казахстанских месторождений Тенгиз и Кашаган проблем с заполнением нефтепровода не будет, а Россия может потерять возможного инвестора и участника проекта трубы Бургас-Александруполис.

Помощь Казахстана

Россия изначально была категорически против строительства БТД, уверяя, что у Азербайджана, на ресурсную базу которого опирался нефтепровод, не хватит нефти для его заполнения.

Кроме того, этот проект позволял Азербайджану снизить зависимость от российской экспортной инфраструктуры, а Грузии — независимо от России получать прибыль от прокачки нефти по своей территории. Однако лобби США оказалось сильнее — основной мировой потребитель нефти заинтересован в появлении на рынке как можно большего количества энергоресурсов, независимых от России и стран ОПЕК. Кроме того, Азербайджан всегда был уверен в запасах нефти на своей части каспийского шельфа — в частности, на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ), составляющих базу для БТД. Еще в прошлом году в Азербайджане озвучивались планы в течение ближайших пяти лет довести добычу до 75 млн. тонн нефти — с 15 млн. тонн в 2005 году.

Однако этим планам, к радости России, не суждено было сбыться. Уже в этом году вице-президент государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Эльшад Насиров признал, что пик добычи нефти в Азербайджане придется на 2008 год, когда будет добыто около 60 млн. тонн нефти (из них около 50 млн. тонн на АЧГ). Учитывая, что первоначальная пропускная способность БТД составит 25 млн. тонн нефти в год с последующим увеличением до 50 млн. тонн, первые несколько лет Азербайджан действительно сможет заполнять трубу самостоятельно. Однако после пика добычи, по словам господина Насирова, ожидается ее «плановое понижение». Эксперты полагают, что Азербайджан сможет загружать БТД своей нефтью максимум 10 лет. Справедливости ради надо отметить, что на шельфе Азербайджана продолжаются разведочные работы, однако ни один проект пока не показал признаков наличия углеводородного сырья.

Вряд ли в США этого не понимали, поэтому БТД изначально был ориентирован и на растущую добычу нефти Казахстана. Было понятно, что власти Казахстана, вначале осторожно подходившие к идее участия в БТД, прежде всего из-за сложностей транспортировки нефти из Казахстана до Баку, будут намного сговорчивее, когда добыча в республике превзойдет ее транспортные возможности и сделает зависимость от нефтепроводов России еще более сильной. Политика Казахстана всегда была направлена на диверсификацию экспортных направлений — для этого, в частности, был построен нефтепровод Атасу-Алашанькоу в Китай, для этого используется система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Поэтому, подумав несколько лет, Казахстан согласился принять участие в заполнении в БТД — соответствующее межправительственное соглашение было подписано президентами Казахстана — Нурсултаном Назарбаевым и Азербайджана — Ильхамом Алиевым в июне.

Предполагается, что нефть с крупнейшего казахстанского месторождения Тенгиз в объеме около 7,5 млн. тонн попадет в БТД уже в первом квартале 2007 года, и постепенно Астана нарастит поставки до 25 млн. тонн — в основном за счет месторождения Кашаган в северной части Каспийского моря.

При этом если американская Chevron, являющаяся главным акционером проекта разработки Тенгиза (50%), пока не может дать гарантий своей заинтересованности в экспорте нефти через БТД, то акционеры Agip Kazakhstan North Caspian Operating Company (Agip KCO, оператор Кашагана) с очевидностью будут заинтересованы в трубе.

Большие запасы

Сейчас на Тенгизе добывается около 13 млн. тонн нефти в год, вся она перекачивается по трубопроводу КТК мощностью 30 млн. тонн на побережье Черного моря в район Новороссийска, откуда танкерами через проливы Босфор и Дарданеллы отправляется в средиземноморские порты. Однако уже к концу 2006-2007 годов добыча нефти на Тенгизе должна вырасти вдвое, поэтому Chevron давно добивается от России, как одного из акционеров КТК, расширения его мощности до 67 млн. тонн в год. Россия затягивает решение о расширении, мотивируя это тем, что из-за низких тарифов не получает никакой прибыли от прокачки нефти по своей территории, а также необходимостью одновременно с расширением КТК построить трубу Бургас-Александруполис в обход перегруженных турецких проливов.

При этом Chevron предлагается стать инвестором этой трубы и принять участие в ее заполнении. На фоне начинающего работу БТД переговоры активизировались. Тем временем Chevron купила компанию Unocal, которой принадлежит 8,9% акционерного капитала БТД, и сможет пользоваться льготным тарифом на прокачку нефти по этой трубе. Однако если России удастся быстро принять решение о расширении КТК, построить нефтепровод Бургас-Александруполис и вовлечь в эти планы Chevron, небольшой шанс не потерять нефть Тенгиза у нее все же есть.

Чего нельзя сказать о Кашагане. Консорциум Agip KCO (ранее известный как OKIOC) оценивает извлекаемые запасы месторождения примерно в 1 млрд. тонн нефти. Добыча на Кашагане должна начаться в конце 2008 года. На первом этапе она составит около 4 млн. тонн в год, к 2010 году ее объем предполагается довести до 25 млн. тонн. При этом четверо участников проекта — ENI, Total, INPEX и ConocoPhillips — имеют в общей сложности 15% в проекте БТД, а значит, тоже будут пользоваться льготным тарифом на прокачку своей нефти по азербайджанской трубе. Это, а также отсутствие ясности с расширением КТК, скорее всего, определит их выбор в пользу БТД.

По словам экспертов, единственной проблемой для перекачки казахстанской нефти по БТД в настоящее время является транспортировка углеводородов до Азербайджана. Казахстан активно развивает свой танкерный флот, тогда как в Баку запрещен проход танкеров под иностранными флагами. При этом ставки фрахта азербайджанских танкеров не устраивают казахстанских производителей нефти. Кроме того, в случае перевозки нефти танкерами производителям понадобится три перевалки: в казахстанском порту Актау, в Баку и в Джейхане, которые могут существенно удорожить стоимость доставки нефти.

Впрочем, это предмет переговоров — Азербайджан, в собственности которого БТД окажется через 20 лет, заинтересован в прокачке нефти по своей трубе и, вероятно, пойдет на уступки.

Отметим, что в преддверии начала работы БТД на прошлой неделе Минприроды РФ выступило с заявлением о недопустимости загрязнения российской части Каспийского моря в результате увеличения перевозки нефти и нефтепродуктов сопредельными с Россией государствами и пообещало принять меры для предотвращения таких ситуаций. Очевидно, что вместо решения вопроса о расширении КТК российские власти будут административными методами препятствовать попаданию нефти из Казахстана в БТД. Однако вряд ли это удастся, и Россия, скорее всего, утратит полный контроль над экспортными потоками Казахстана, которым с удовольствием пользовалась раньше. Например, как в недавней истории с «КазМунайГазом»: казахстанской компании было отказано в выделении квоты на поставку 12 млн. тонн нефти в Литву на Мажейкяйский НПЗ, что факттически лишило эту компанию возможности купить литовский завод.

***

Из Каспия — в Средиземное море Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан Начало строительства — 2002 год. Протяженность нефтепровода — 1767 км. Объем инвестиций — более $4 млрд. Первоначальная проектная мощность — 25 млн. тонн нефти в год. Окончательная проектная мощность — 50 млн. тонн нефти в год. Акционеры — BP (32,6%), ГНКАР (25%), Chevron (Unocal, 8,9%), Statoil (Норвегия, 8,71%), ТРАО (Турция, 6,53%), ENI (Италия, 5%), TotalFinaElf (Франция, 5%), Itochu (Япония, 3,4%), INPEX (Япония, 2,5%) и Delta Hess (Саудовская Аравия, 2,36%).

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ