Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.07.2006. РИА Новости
Андрей Грозин
Во вторник в столице Казахстана Астане прошел объединительный съезд партий «Отан» («Отчизна») и «Асар» («Всем миром»), на котором было принято решение об объединении двух партий. Как сообщали многочисленные источники на минувшей неделе, этот шаг было сделан по инициативе лидера «Асара» - дочери президента Дариги Назарбаевой, которая выступила с идеей консолидации конструктивных пропрезидентских сил в единый кулак.
Незадолго до объявления о слиянии двух крупнейших политических структур Казахстана Дарига Назарбаева говорила о том, что назрело время создавать новую партию, «которая сумеет объединить политические, организационные, а главное - интеллектуальные ресурсы пропрезидентских политических партий, стать опорой президента Нурсултана Назарбаева в деле политической, экономической и социальной модернизации Казахстана».
По словам Дариги Нурсултановны, сегодня общественные и политические силы Казахстана способны к объединению вокруг сильной личности, которой, безусловно, является лидер партии «Отан» Назарбаев. «Глава государства сегодня, - подчеркнула старшая дочь лидера страны, - символ казахстанской нации, имеющий четкую программу действий. Именно поэтому народ отдал за него свои голоса».
Уже известно, что президент Казахстана станет лидером новой «мегапартии», политсовет которой будет состоять наполовину из членов «Отана», наполовину - из членов «Асара». Заместителями Назарбаева станут его дочь и два сопредседателя от «Отана» - Бахытжан Жумагулов и Александр Павлов.
По последним данным, в «Отане» насчитывается немногим более полумиллиона членов, в «Асаре» - 220 тысяч, в прочих провластных политических объединениях - еще около 400 тысяч членов. Если партии, признающие Нурсултана Назарбаева своим лидером, действительно сольются, то в пятнадцатимиллионном Казахстане, действительно, появится мощная «партия партий».
Есть, правда, ряд юридических проблем, мешающих форсированному созданию единой пропрезидентской организации. Во-первых, в случае слияния партий депутаты, которые прошли по отдельным партийным спискам (их в парламенте 10 человек - из них, от «Асара» - четверо, включая Даригу Назарбаеву), должны будут расстаться со своими креслами. Во-вторых, такое объединение невозможно по действующему законодательству - значит, необходимо внести в него ряд поправок. На пути создания «партии партий» стоят два закона: "О политических партиях" и "О выборах в Республике Казахстан". Думается, впрочем, что все эти «технические» вопросы казахстанские парламентарии и законодательная власть страны решат.
Теперь можно с уверенностью утверждать, что в новую, объединенную партию еще активнее начнет вступать корпус региональных руководителей - акимов (губернаторов). Ясно и то, что пропрезидентская «мегапартия» получит серьезную основу в лице четко структурированного чиновничьего аппарата Республики Казахстан.
Итак, в республике приступили к строительству партии, действительно, впечатляющих масштабов, с численностью партийных рядов в 1 миллион 100 тысяч совершеннолетних граждан. Как эта структура будет функционировать в условиях намеченных главой страны серьезных внутриполитических изменений, направленных на дальнейшую демократизацию Казахстана, с полной уверенностью сказать еще сложно. Но ряд выводов сделать можно уже сейчас.
Объединение партий «Отан» и «Асар» свидетельствует о наметившемся безусловном прогрессе в политической системе Казахстана.
От периода крайней мультипартийности, своеобразной «партийной раздробленности» при которой в стране действовало множество разных, но, зачастую, малозначительных и невлиятельных партий, республика переходит к системе умеренной многопартийности. Ее особенностью является наличие нескольких наиболее крупных и дееспособных политических партий.
Как известно, сейчас идут активные переговоры о вхождении в состав партии власти таких структур, как Гражданская, Аграрная партии, партий «Адилет» («Справедливость») и «Менiн Казахстаным» («Мой Казахстан»), союза «Атамекен» («Отечество») и ряда других партий и движений. Окончательное решение вопроса пока отложено на X съезд «Отана», который состоится ориентировочно в ноябре. На нем будут внесены очередные изменения в состав политсовета.
Как показывает опыт стран развитой демократии, подобная партийная структура в перспективе может прийти либо к партийной системе с доминированием одной партии, либо к двухпартийной системе. Последнее становится возможным в силу того, что, возможно, не все поддерживающие президента партии сочтут для себя необходимым входить в новую «партию партий».
Созданием нового объединенного «Отана» власть демонстрирует заинтересованность в партии, способной мобилизовать нацию для реализации стратегии роста конкурентоспособности страны.
Как показывает опыт стран Юго-Восточной Азии, их экономический прорыв был во многом связан с выдвижением на политическую арену одной доминантной партии. В этом ряду стоят либерал - демократическая партия Японии, которая является практически бессменно правящей с момента своего создания в 1955 году; Партия народного действия Сингапура, стоящая у руля власти с 1959 года; правящая с 1955 года коалиция Малайзии «Барисан насионал» и другие.
Характерно, что сами создатели новой объединенной партии прямо апеллируют к мировому опыту. «С точки зрения создания эффективных механизмов партийно-парламентского контроля заслуживает внимания возможность создания национального аналога совета по изучению политических вопросов, созданного внутри правящей либерально-демократической партии Японии, через обсуждение и утверждение которым проходят все законопроекты, поступающие из правительства в парламент Японии», - заявляла Дарига Назарбаева незадолго до принятия окончательного слияния «Отана» и «Асара».
Однако примеры создания партии, ориентированной на реализацию «прорывных» национальных суперпроектов есть не только в Азии, но и в европейских странах с многовековой историей демократического устройства. Социал-демократическая рабочая партия Швеции с 1932 по 1976 год единолично или во главе коалиций находилась у власти. И в последнее тридцатилетие эта партия чаще всего добивалась успеха на выборах, получая право формировать правительство.
Объединение главных пропрезидентских партий в Казахстане перекликается, но, безусловно, не копирует российский опыт создания партии «Единая Россия».
В двух государствах консолидация элит и населения вокруг ведущих партий имеет несхожие причины и ориентирована на решение различных задач.
В Российской Федерации такой процесс был связан с необходимостью укрепления президентской вертикали власти. В Казахстане же под объединением провластных партий лежат иные мотивы, а именно - обеспечение модернизационного прорыва с опорой на сильную, стержневую партию власти.
Руководство «Асара» так сформулировало свою мотивацию при слиянии с более сильной партийной структурой: «Мы должны объединиться, чтобы укрепить нашу власть, чтобы стать реальной опорой нашему общему лидеру... и обеспечить достойную жизнь всем гражданам Казахстана. Вместе мы станем мощной политической силой, правящей страной многие-многие годы. С такой партией не сможет конкурировать никакая другая в ближайшие 50 лет - такую задачу мы должны ставить перед собой!» Руководство «Единой России» о настолько масштабных целях пока не заявляло.
Объединение двух партий говорит о достижении в стране баланса интересов внутри элиты.
С весны текущего года, после убийства видного идеолога оппозиции Алтынбека Сарсенбаева (процесс по этому делу сейчас идет в Талды-Кургане) внутри казахстанской элиты вновь появились признаки обострения межгрупповой борьбы. Значительную роль в этом обострении сыграли СМИ, приписываемые некоторыми казахстанскими, российскими и западными экспертами к некоему «медиахолдингу», якобы контролируемому Даригой Назарбаевой.
В любом случае ясно, что с принятием решения об объединении градус внутриэлитного противостояния в Казахстане будет снижаться. Это, в свою очередь, окажет благотворное влияние на сохранение стабильности в стране. Стоит, в данной связи, вспомнить оценку перспектив слияния пропрезидентских партий, данную ведущим функционером «Отана» Бакытжаном Жумагуловым. По его мнению, при сохранении разных точек зрения на пути реализации «прорыва» Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира безоглядная, неоправданная критическая риторика после слияния станет недопустимой.
При этом главным фактором консолидации элиты является именно президент Назарбаев, вокруг которого и движется процесс консолидации провластных политических партий. На пропрезидентской платформе объединились две крупные партии, за которыми стоят ведущие политические и государственные силы.
Объединением двух партий создана такая политическая организация, которая будет носить по-настоящему массовый и общенациональный характер.
В партийном развитии намечается отход от принципа партии как политического лобби элитных или финансово-промышленных групп.
Да, в «Отане» группы высшей бюрократии и олигархата представлены достаточно хорошо, но простое использование «партии власти» в качестве лоббистской структуры, имевшее место в середине и в конце 90-х годов прошлого века, сейчас уходит в прошлое. Система отстаивания собственных интересов различных групп политического класса в Казахстане трансформируется в сторону формирования тех же цивилизованных форм лоббизма, какие можно наблюдать в развитых странах.
Новая же консолидированная «суперпартия», конечно, станет общенациональной. И дело не только в ее масштабах, количестве членов и партаппарата. Стабильность, ориентация на идеологию центризма, поддержка социального консенсуса, межнациональный мир и другие ценности этого ряда, исповедуемые объединенной партией, отвечают массовому общественному запросу. Население, в большинстве, именно эти ценности и разделяет.
Объединение пропрезидентских партий означает, что власть продолжает сохранять инициативу на партийном поле.
Это подкрепляется также активностью власти в проведении политических реформ. Собрав за одним столом Госкомиссии все крупные партии, добиваясь компромиссов по поводу политической модернизации, власть активно стимулирует демократический прогресс в Казахстане.
Кроме того, запустив объединительные процессы в рядах провластных партий, руководство страны наглядно продемонстрировало, что не просто понимает суть процессов, протекающих в стране и в мире, но и не остается их пассивным наблюдателем. Казахстанский президент и его окружение активно используют меняющуюся политическую конъюнктуру в целях укрепления власти.
Как в России, так и в Казахстане в сфере партстроительства в последние годы наблюдаются схожие тенденции: оттеснение «неконструктивной», радикальной оппозиции на периферию общественного интереса с параллельно проходящим процессом консолидации центристских партийных структур и их все более обоснованными претензиями на то, чтобы не только называться партией власти, но и реально эту власть осуществлять.
Объединение партий «Отан» и «Асар» представляется логичным результатом процесса консолидации пропрезидентских сил после выборов 2005 года.
Опыт совместной работы в рамках блока Народной коалиции Казахстана уже имеется. Теперь же произошла более серьезная консолидация - слияние двух наиболее крупных и успешных казахстанских партий. Имеются все предпосылки к тому, что обновленная партия будет вне конкуренции.
Конечно, обе партии обладают различным политическим весом. «Отан», чья история начинается еще в 1993 году, когда был создан его прообраз - Союз народного единства Казахстана, имеет полмиллиона членов, конституционное большинство в обеих палатах парламента и во всех маслихатах. Председателем «партии власти» является президент Назарбаев, а в рядах «Отана» - цвет бюрократии, деловой и интеллектуальной элиты страны. «Отан» - не правящая партия, но полноценная партия власти.
«Асар» же, возникший менее трех лет назад, имеет лишь четыре депутатских мандата в нижней палате, фамилию своего лидера и около дюжины известных по всей республике лиц. Однако за «Асаром» остается то, что можно назвать «энергетикой» и грамотным РR-ом - партия за короткий срок смогла завоевать серьезные позиции, стать узнаваемой и популярной.
В силу этого, представляется, что «Отан» и «Асар» могут гармонично взаимодополнить друг друга. С одной стороны, основательность и массивность «Отана», с другой - креативность и энергетика «Асара».
Действующая власть демонстрирует высокий уровень профессионализма, умело оперируя аппаратом политтехнологий.
Создав единую и крупную провластную партию, она вновь, в который уже раз, переиграла всех своих потенциальных конкурентов. Кампания по выстраиванию «суперпартии» оставляет благоприятное впечатление своим качеством, продуманностью и грамотностью. Это, кстати, означает, что и в «Асаре» и в «Отане» появились классные политологи, политтехнологи и спичрайтеры. Республика развивается, явно прибавляет в качестве и казахстанское экспертное сообщество. Вероятно в ближайшем будущем Казахстан станет решать специфические внутриполитические проблемы (выборные кампании, создание серьезных документов общеказахстанского звучания, научное и информационное обеспечение ключевых решений и т.д.) опираясь исключительна на собственных специалистов.
Консолидация провластных партий - это серьезный вызов оппозиции.
Казахстанцев можно поздравить с успешной консолидацией всех здоровых сил общества. Они могут теперь, если, конечно, захотят, просто задавить своим резко увеличившимся политическим весом любую оппозицию. Понятно, впрочем, что такое развитие событий не в интересах казахстанской власти. Необходимость «вменяемой» оппозиции не может вызывать сомнения ни у одного серьезного политика.
Именно исходя из «вызова» со стороны консолидированной «партии власти», оппозиция в Казахстане, для того, чтобы стать конкурентоспособной и сильной, должна четко уловить наметившуюся тенденцию и качественно перестроить свою работу, усилив межпартийное взаимодействие внутри оппозиции.
На партийном поле должна возникнуть сильная и конструктивная оппозиционная партия, которая бы, как и правящая партия, была нацелена на реализацию общенациональной стратегии, выступала в качестве своеобразного механизма контроля за действиями власти. Такая легитимная оппозиция может, наконец, стать системным элементом политической системы и, работая в парламенте и других представительных органах власти, находиться под защитой специального закона, как это можно наблюдать, например, в Великобритании, Португалии и других странах.
Хватит ли у казахстанской оппозиции понимания того, что одним критиканством завоевать расположение избирателей с каждым годом все труднее, покажет время. Их российские собратья, особенно из правого лагеря, того, что страна и общество кардинально изменились, к сожалению, не поняли до сих пор...
Обновляющаяся и существенно укрепляющая свои позиции партия «Отан» способна повысить устойчивость политической системы в контексте будущей легитимной передачи власти в Казахстане.
Объединение на базе «Отана» провластных партий может иметь далеко идущие стратегические последствия, в том числе в контексте 2012 года, когда в стране пройдут очередные президентские выборы.
Несмотря на сегодняшнее успешное экономическое и внутриполитическое развитие республики, на усиление «веса» Казахстана в мировой политике, нельзя отрицать того, что в казахстанском обществе имеется элемент серьезного беспокойства. И основные вопросы, которые беспокоят казахстанцев, можно сформулировать просто: кто станет преемником Нурсултана Назарбаева, по каким правилам станем тогда жить и что будет со страной в перспективе?
Ясно, что какие-то «оранжевые сценарии» в ближайшем будущем стране не грозят, но новейшая история постсоветского пространства уже не раз доказывала, что именно в переходные периоды, в моменты неустойчивости высшей власти, и происходят различные потрясения. В сильных президентских республиках процесс перехода власти, как правило, сопряжен с рисками нестабильности, разбалансировки отношений между элитами, резким ростом конкуренции на партийном поле. В этой связи доминантная партия, которая во главу угла ставит общенациональные интересы, может помочь обеспечить преемственность проводимого политического курса, выступить в роли «стабилизатора».
Сегодня на кону - политическая стабильность в обществе, безопасность государства и перспективы дальнейшего развития Казахстана как суверенного государства. И, ясно, что провластным партиям надо объединяться не ради чьих-то амбиций, а именно вокруг этих целей.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |