Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
22.07.06 «Московский комсомолец»
После большого саммита в Петербурге в Москве назначен домашний саммит. Лидеры стран СНГ в неформальной обстановке поговорят о судьбах мира и о своих собственных проблемах. Чем-то все это напоминает прием в семействе Форсайтов: люди, объединенные лишь общими корнями и абстрактным понятием "семья", сходятся раз в год, скрывая за деланными улыбками холодность отношений. Но не прийти не могут. Где еще узнаешь последние семейные сплетни и с пристрастием изучишь румянец старины Джеймса, дабы убедиться, что "босс" еще крепок?
В этом контексте слова о реформировании СНГ и его структур звучат притянуто. Никому не удавалось красиво склеить разбитую чашку, а уж то, что и "чашкой"-то никогда не было, - и подавно. Все бывшие союзники уже давно разошлись в клубы по интересам и найти общий язык могут лишь в рамках этой клубной жизни. Скажем, для России и Казахстана это очередная рабочая встреча по поводу общих экономических, газотранспортных проблем. Для России и Киргизии - оговаривание вариантов финансовой поддержки киргизской "демократии".
Если с условными друзьями все понятно, то с геополитическими противниками - намного загадочнее. Главная новость - Саакашвили на саммите не будет. Президент Грузии сам попросил Путина о встрече и, по словам спикера парламента Нино Бурджанадзе, вез в Москву ряд конкретных предложений. Но накануне министр обороны Грузии Окруашвили делает саркастическое замечание: мол, пусть Лужков в Москве готовит места для Багапша и Кокойты - лидеров Абхазии и Южной Осетии. Прозрачный намек на участь главы Аджарии Абашидзе, вынужденного покинуть родину после решения разногласий с Грузией. Надо понимать, что абхазов и осетин будут усмирять так же, как и аджарцев, - танками и войсками?
Так какие же могут быть конкретные предложения от Саакашвили? Не влезать в конфликт? Министр обороны РФ Иванов и глава МИД Лавров уже заявили, что Россия в этот раз собирается серьезно "защищать российских граждан и свои интересы" в Закавказье. Для непонятливых - военные учения ВВС России над территорией Абхазии и Южной Осетии, которые начались накануне. Теперь, видно, и Путин дал понять грузинской стороне, что обсуждать эту тему не собирается.
Президент Ющенко решил поддержать друга Мишу и в последний момент тоже отказался от визита. Зато аудиенции у Путина удалось добиться третьему гуамовцу - президенту Молдавии Владимиру Воронину. Главной темой беседы, надо полагать, станут отнюдь не винные проблемы, а решение Приднестровья стать ассоциированным членом РФ.
Символичной на этом фоне выглядит развлекательная программа саммита, предложенная гостям, - конные скачки. Тот рысак, что первым порвет ленточку, получит приз Президента РФ.
“Как можно реформировать СНГ?” — с этим вопросом “МК” обратился к директору Института стран СНГ, депутату Госдумы Константину ЗАТУЛИНУ:
- Реформирование СНГ как цель заявляется с того самого момента, как был подписан документ о создании Содружества. И как программа нынешней встречи звучит банально. Я не знаю никаких реальных проектов по реформированию структур СНГ. Дело в том, что изначально СНГ создавалось как некая пропагандистская организация, неспособная в принципе решать какие-то политические задачи. В СНГ вопросы должны решаться консенсусом — то есть все должны прийти к согласию. Это сразу выбрасывает из сферы обсуждения многие насущные вопросы, которые неудобны некоторым членам СНГ. Скажем, на саммитах ни разу не обсуждались проблемы прав человека в странах Содружества, и в частности — проблемы наших соотечественников. Это нанесло большой вред России. Но саммиты дают возможность обсудить некие неполитические, но важные для всех стран-участниц вопросы. Как, скажем, вопросы о создании общего банка донорской крови или безвизового режима…
- Какие вопросы могут обсуждаться на нынешнем неформальном саммите?
- Неформальность обсуждения как раз больше всего соответствует формальному статусу СНГ. Если бы был официальный саммит, то все делегации заняли бы заранее оговоренные, имиджевые позиции. А во время неформального общения могут возникнуть темы, которые никогда не появятся под “светом софитов” за столом с официальными флажками. Наверное, поэтому в последнее время все чаще проводят именно неформальные саммиты. Здесь надо учесть, что если радикально реформировать СНГ, то есть создать некие управленческие структуры, которые смогут следить за его эффективностью, то от Содружества сразу отколется часть его членов. В режиме же простого общения и обсуждения проблем СНГ может существовать долго.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |