Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Руслан Харабуа
В последнее время все большую актуальность приобретает процесс урегулирования конфликтов на пространстве СНГ. Не секрет, что неразрешенные конфликты на территории СНГ являются камнем преткновения всех участников конфликтного процесса.
Идет борьба, не только, среди конфликтующих сторон. Разворачивается жесткое противостояние за «пальму первенства» между посредниками и содействующими сторонами в конфликтах. Причиной этому является попытка установления геополитического контроля над территориями конфликтующих сторон. Основополагающие нормы и принципы урегулирования конфликтов становятся всего лишь поводом в большой геополитической игре. В результате посреднической политики в области преодоления кризисных ситуации на данном этапе – четыре замороженных конфликта: Нагорный Карабах, Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия. Для урегулирования конфликтов привлечены силы международных организации, западных стран, России. Однако ни один конфликт не нашел своего разрешения. Различные мнения и суждения исследователей, аналитиков, экспертов по поводу разрешения того или иного конфликта, связанных с применением принципа территориальной целостности или принципа права наций на самоопределение, остаются всего лишь мнениями, которые не имеют никакого значения. При разрешении конфликтов особое значение приобретает лишь волевое решение сильного или считающего себя таковым государством.
Актуальная проблема современного международного права, проблема взаимосвязи принципа территориальной целостности и право наций на самоопределение является наиболее сложной и трудноразрешимой задачей для всего мирового сообщества. Здесь вмешивается политика, в том числе и политика двойных стандартов. Столкновение принципов – чисто политический момент и вызван тем, что большие и малые государства, особенно малые, добившись для себя, так сказать, реализации этого права стараются не дать другим. Противники права наций на самоопределение, считают, что этот принцип является одной из основных угроз и вызовом безопасности, стабильности, суверенитету, единству и территориальной целостности государств. Однако, как показывает практика основной угрозой и вызовом безопасности, как правило, являются действия государственно-бюрократических структур и лидеров национально- политических движений, противоречащих нормам международного права, они с оружием в руках отстаивают принцип территориальной целостности. Именно неуступчивость сторонников территориальной целостности, стремление получить все и сразу, являются основным препятствием к компромиссному урегулированию конфликтов.
С учетом всех сложностей и проблем, возникающих при реализации права народа на самоопределение, конфликты на пространстве СНГ стали принимать причудливые очертания. Если раньше, представители непризнанных республик пытались самостоятельно отстоять свое право на самоопределение в одиночку, то сейчас каждый из, так называемых, «сепаратистов», объединил свои усилия в этой борьбе.
Необходимо отметить, что объединение происходит в процессе все большей дезинтеграции СНГ. Вслед за встречей лидеров ГУАМ в конце мая 2006 года, в столице Абхазии 14 июня состоялась встреча президентов трех непризнанных республик – Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. Главы республик активно занимались выработкой совместных действий направленных на защиту своих интересов. И не случайно то, что саммит лидеров непризнанных, состоялся в аккурат, после встречи президентов России и Грузии в Санкт-Петербурге 13 июня 2006 года. Россия в последние два-три года открыто проводит курс на поддержку Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья. Безусловно, это связано с возросшим уровнем авторитета России на международной арене, что в свою очередь, позволяет России самостоятельно, без какого-либо учета мнений извне, проводить свою внешнюю политику по отношению к некоторым странам СНГ. В проведении независимой внешней политики в отношении Грузии и Молдавии, Россия заинтересована кровно. На южных границах России, с начала 90-х годов произошли кровопролитные конфликты. Как и положено сильному государству, однако уязвимому, Россия настроена проявить больше твердости в отстаивании интересов и защиты своих граждан. Существуют несколько причин для подобных действий. За последние три года в Абхазии, еще ранее в Южной Осетии, жители этих стран де-факто, в массовом порядке, на добровольной основе получили российское гражданство, сверх важны геополитические притязания России в регионе, но наиболее серьезную опасность для Москвы представляет возобновление боевых действий по периметру границ с Грузией. Вероятность, что, такие действия дестабилизируют регион в целом, высока. Именно по этой причине Россия обеспечивает режим перемирия и в Абхазии и в Южной Осетии. Россия не менее заинтересована в мире и стабильности, и что самое главное, в физическом присутствии в виде миротворческих подразделении, на территории Приднестровья, русскоязычное население которой выражает опасения, что в случае вывода российских военных подразделений неминуемо возобновятся военные действия.
Несомненно, твердость в позиции России, позволяет руководству непризнанных республик проводить значимые встречи между собой и открыто демонстрировать свою приверженность избранному направлению и курсу проводимому Россией на нынешнем этапе. Согласование позиции трех непризнанных республик также может являться следствием их не уверенности в том, что Россия, в случае отказа от проводимого внешнеполитического курса на нынешнем этапе Грузией и Молдавией, может кардинальным образом повлиять на изменение позиции самой России. Этого нельзя исключать, так как существующие, на сегодняшний день, незавидные реалии в Грузии и Молдавии, способны осуществить смену власти и вполне возможно привести к руководству этих стран лояльных лидеров по отношению к России. В самой России, менее чем через полтора года, также должны состояться выборы президента. Как поведет себя новая власть, в предполагаемых новых условиях, остается тайной.
Следует отметить, что встречи лидеров трех республик проходили и раньше, однако последняя встреча стала завершающим этапом в объединении Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии. Благодаря саммиту в Сухуме, наконец, была достигнута договоренность между республиками во взаимодействий во внешнеполитической сфере, помимо этого было заявлено о создании совместных миротворческих сил.
Соглашение о создании Сообщества «За демократию и права народов» было подписано 14 июня 2006 года в городе Сухум президентами Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, на основании ранее подписанных документов Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Абхазия и Приднестровской Молдавской Республикой от 22 января 1993 года, Договора о дружбе и сотрудничестве между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Южная Осетия от 12 октября 1994 года, Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия от 19 сентября 2005 года. Лидеры трех непризнанных республик, впервые, совместно зафиксировали главные направления совместной деятельности. В декларации сформулирована основная цель сообщества - завершение политико-правового оформления распада Союза ССР через признание международной правосубъектности Республики Абхазии, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия, отмечены важные направления и принципы сотрудничества. Договаривающиеся стороны подтвердили свою приверженность в достижении общих задач исключительно мирными средствами и политическими методами. Не вызывает сомнения то, что Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, более чем кто-либо, заинтересован в мирном разрешении конфликтов. Небольшие республики получили значительный урон в период ведения боевых действий. Ущерб, который был им нанесен исчисляется десятками сотен миллионов долларов. По приблизительным подсчетам, только в Абхазии убытки перевалили далеко за миллиард, это не говоря уже об убитых и раненых. Число жертв войн составляет десятки тысяч человек. Соответственно, президенты республик упорно настаивают и будут стремиться к достижению совместных задач через обозначенные принципы. От этого будет зависеть их будущее. В декларации заявлено, что взаимодействие участников Сообщества будет осуществляться на основе взаимовыгодного и равноправного сотрудничества, конструктивного партнерства и взаимного уважения в отношениях со всеми субъектами международного общения. Немаловажное значение Стороны придали развитию демократии. Совместная Декларация определяет, что все три республики выражают единую точку зрения в необходимости развития отношений долгосрочного партнерства между странами. Абхазия, Приднестровье Южная Осетия выразили уверенность, что мирные инициативы и устремления будут способствовать позитивной динамике современных общемировых и региональных процессов. Особое значение сторонами придается миротворческой операции, проводимой Российской Федерацией. Как отмечается в декларации, президенты республик призывают руководство России «продолжить свою высокую миссию государства-миротворца», они также не оставили без внимания возможность трансформации этих операции в мирогарантийное обеспечение итогов политического урегулирования отношений с Грузией и Республикой Молдова.
Совершенно не случайно в декларации отмечается, что при принятии общегосударственных решений воля народа является превалирующей. Накануне саммита лидеров Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии в Сухуме, состоялась встреча президентов России и Грузии, президентом России была высказана мысль о том, что при решении конфликта необходимо учитывать мнение народа. Такого рода пожелание не вызывает энтузиазма как у Грузии так и Молдавии. Проведение очередных или внеочередных референдумов не может служить гарантией разрешения конфликтов. Так как у сторонников территориальной целостности существует свой взгляд по отношению к волеизъявлению народа. Лидеры этих стран довольно болезненно реагируют на перспективу воплощения права наций на самоопределение в жизнь, даже, путем проведения референдума. Следует отметить, референдумы о независимости были проведены во всех республиках, однако предполагается проведение референдумов для выработки приоритетов во внешней политике и геополитической ориентации. По этому поводу свое отношение уже высказали президенты Грузии и Молдовы. Так президент Грузии резко отреагировал на возможность проведения очередного референдума в Абхазии. Такого же мнения, придерживается лидер Молдовы, в отношений Приднестровья, где скоро население республики, сможет высказать на референдуме свое отношение по поводу совместного существования Молдовы и Приднестровья. В связи с проведением в ближайшее время в Приднестровье референдума, незамедлительно последовала отрицательная реакция представителей ОБСЕ. Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карл де Гухт категорический отрицает возможность решения конфликта путем референдума. Он заявил, что Косово и Черногория не могут служить прецедентом для Приднестровского региона. По словам главы ОБСЕ, приднестровский конфликт следует решать с соблюдением принципа неприкосновенности границ, суверенитета и территориальной целостности Молдавии.
Учитывая настойчивые требования, в последнее время, Грузии и Молдавии о выводе миротворческих сил России и заменой их международными полицейскими силами, руководителями республик было подписано заявление и принято решение о создании совместных миротворческих сил. Следует признать, что выполнение миротворческих функций подразделениями вооруженных сил Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии не будет признано международным сообществом и как следствие, такого рода объединение представляет собой комплекс мер для предотвращения, в крайнем случае, для отражения предполагаемой агрессии со стороны Грузии и Молдавии. Не вызывает сомнений, серьезность намерении сторон в этом вопросе. Можно с уверенностью констатировать, что данное объединение будет более эффективным, нежели подобное объединение в рамках ГУАМ. Необходимо напомнить, что у Приднестровья и Южной Осетии уже накоплен опыт проведения совместных миротворческих операций. У Абхазии же есть опыт, как и ведения длительных военных действий с последующим изгнанием грузинской армии, так и неоднократное уничтожение грузинских формирований проникавших на территорию Абхазии, как это было в мае 1998 года в Гальском районе и в октябре 2001 года в Кодорском ущелье Абхазии. Скептическое отношение грузинской стороны к миротворческим силам «Тройственного Союза непризнанных» вызывает в памяти события 14 летней давности. Стоит напомнить, что широкомасштабные военные действия, с применением тяжелой техники и авиации, развернутые на территории Абхазии, 14 августа 1992 года, грузинским руководством против безоружного абхазского населения и тогда вызывали у грузин язвительные насмешки по поводу военного оснащения абхазов, которые использовали самодельные взрывные устройства типа «коктейль Молотова». Несмотря на это – результатом стало изгнание войск Госсовета Грузии с территории Абхазии. То же самое происходило и в Приднестровье и Южной Осетии. Безусловно Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия столкнутся со сложностями при формировании «миротворческих» подразделений, отсутствие общих границ не позволит им в кратчайшие сроки оказать реальную военную помощь. Однако, опять же следует сослаться на опыт прошлых лет. Летом 2004 года, когда обострилась обстановка в Южной Осетии абхазские подразделения уже буквально на следующий день оказались в республике.
Подписание декларации о создании Сообщества «За демократию и права народов» и подписание заявления о создании совместных миротворческих сил, стало прямым вызовом «Киевской декларации» подписанной в столице Украины лидерами стран-членов ГУАМ. Если в одном случае свою заинтересованность проявляет Россия, то в другом, поддержку странам ГУАМ оказывает США и ЕС.
Своеобразный «Тройственной Союз непризнанных», служит определенной гарантией не только в случае каких-либо агрессивных действий со стороны Грузии и Молдовы, а также регламентирует права и обязанности сторон в отношении друг друга. Принимая совместное заявление стороны, реально осознавали сложность выполнения всех изложенных положений, однако, по их мнению, данные действия послужат им в совместном осуществлений поставленных задач.
Что интересно, наличие непризнанных республик ни много, ни мало довлеет над различными политическими процессами В том числе они оказывают влияние на взаимоотношения России и Запада, отрицательно сказываются в установлении более тесных контактов Грузии и Молдавии со странами ЕС и их будущего членства в организациях НАТО, а также вызывают чувства опасения у энергетически зависимых стран. В этой связи, следует обратить внимание на настоятельные рекомендации Вашингтона в адрес Тбилиси, которые стремятся, со своей стороны, обезопасить нефтепровод пролегающий по территории Грузии, призывая грузинское руководство найти мирный путь решения конфликтов.
Следует отметить, что непризнанные государства выступают в роли объединителей новой общности – нового образования на территории бывшего СССР. Помимо того, что они ведут анти-колониальную борьбу, вполне вероятно, что республики впоследствии станут консолидирующим фактором, позволяющим сконцентрировать вокруг России пояс безопасности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |