Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
газета «Белорусский рынок» № 36,
17 сентября 2002
Любовь Щигельская
Состояние белорусско-российских отношений по просьбе корреспондента "БР" комментирует руководитель отдела Беларуси российского Института стран СНГ Александр ФАДЕЕВ.
- Президент Беларуси А. Лукашенко довольно жестко очертил принципы взаимодействия двух стран на перспективу, главными из которых являются сохранение полной самостоятельности РБ и РФ, включая вопросы валютной политики и контроля и выхода из Союзного государства в любой момент.
Поэтому, понимая иной настрой российской стороны, лидер Беларуси решил подключить бывшего президента РФ Б. Ельцина к отстаиванию интересов белорусской элиты, активизировав одновременно представительства РБ и белорусское лобби в Москве. Однако возможности последних после смены администрации в России и потери пролукашенковскими левыми силами рычагов воздействия на политику в Федеральном собрании оказались явно недостаточными.
Неконструктивный характер позиции белорусских властей в отношении интеграции с Россией явно усугубился такими шагами белорусского руководства, предпринятыми еще накануне поездки А. Лукашенко в Москву, как намеренная демонстрация смены предпочтений во внешней политике, резкие и недопустимые по форме обвинения президента РБ в адрес российских средств массовой информации, отключение вещания на территории Беларуси ряда российских теле- и радиоканалов, а также лишение в нарушение Бишкекских соглашений 1992 г. прав российского предприятия "Транснефтепродукт" на владение белорусским участком магистрального нефтепродуктопровода Самара - Стальной Конь - Запад.
Кроме того, президентская Администрация поспешила "разобраться" с руководством влиятельной в республике общественно-политической силы - Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ), которая до этого обращалась к российским профсоюзам за поддержкой.
Директивно, путем финансового и административного удушения, власти поставили во главе ФПБ чиновника, отвечавшего до этого за весь, как оказалось, неудачный ход интеграции с Россией.
Все эти действия подпадают под определение политического и экономического шантажа внешнеполитического партнера и союзника, и оценка этих действий российской стороной с соответствующими выводами, как представляется, последует.
В свою очередь, российское руководство решило положить конец всем сомнениям относительно объединения с Беларусью. Впервые за время пребывания у власти В. Путин публично заявил о своем видении государственной модели российско-белорусского союза, где предпочтение отдается созданию единого государства на основе федерации.
Это - крайне важная и своевременная инициатива. Важно и другое - произошел публичный отход от показавшей свою полную несостоя- тельность концепции ("черномырдинской") первоочередности экономической интеграции с Беларусью (сначала построим экономический союз, а политика потом), которой придерживался ранее российский лидер.
- Из ваших слов следует, что Россия отныне будет уделять особое внимание росту своего влияния на внутрибелорусские процессы. Но разве это влияние недостаточно велико в настоящее время?
- До августа (каким бы странным это ни показалось) лидирующее положение в продвижении собственных политических интересов в Беларуси фактически принадлежало Германии, США и Австрии, которые постоянно просчитывали возможные изменения положения внутри республики и вокруг нее.
Схема реализации устремлений этих государств предусматривала подключение к этому процессу Чехии (а возможно, и Словакии) со стороны Германии, а со стороны США - Польши, имеющей общую границу с Беларусью и "исторические" притязания на белорусские территории.
Если для Берлина белорусская проблема остается приоритетной с точки зрения ограничения американского влияния в Восточной Европе, то Вашингтон более озабочен воплощением концепции геополитического буфера, способного подорвать стратегическое влияние России на европейские и мировые дела.
В контексте череды внешнеполитических неудач российского руководства, неизбежного продвижения НАТО в Прибалтику и грозящей изоляции Калининградского региона предложение В. Путина открывает для России очень хорошие перспективы в случае его осуществления. Помимо чисто внешнеполитических и стратегических плюсов, оно дает возможность достичь и политической консолидации внутри российского общества, что открывает простор новым реформам, позволяющим преобразовать государственно-политическое устройство федерации в целях ее дальнейшей оптимизации.
- Насколько, с вашей точки зрения, политически безупречны интеграционные предложения президента РФ?
- Не могут не вызывать озабоченность два момента в выступлении российского президента: предложение положить в основание Союзного государства исключительно Конституцию РФ и замалчивание проблемы будущей политической судьбы нынешнего главы белорусского государства. Отсутствие со стороны руководства России гарантий высокого поста для А. Лукашенко в российско-белорусском государстве означает для него только одно - политическое небытие, а следовательно (учитывая доминирующую роль президента РБ в решении всех государственных вопросов), делает невозможным объединение на практике двух государств в обозримом будущем.
На наш взгляд, путь к реальному объединению лежит через утверждение особого статуса Беларуси в едином государстве, гарантирующего ей политическую автономию.
Нельзя исключать и то, что выступление В. Путина преследовало прежде всего цель достичь успеха в предстоящей президентской гонке в России, обозначить позиции своего политического лидерства в рамках уже Союзного государства на период, как минимум, до 2016 г.
Если это так, то, по сути, В. Путин открыл 14 августа президентскую избирательную кампанию. Очевидно, что команда президента России поставила цель решить интеграционную проблему до 2008 г., когда полномочия В. Путина внутри России уже невозможно будет продлевать.
Не исключено, что главная задача на нынешнем этапе - выбить А. Лукашенко из седла, перехватить у него интеграционную инициативу, выставить его дезинтегратором и не позволить ему продлить свое пребывание на посту президента РБ.
- Но ведь В. Путин предложил и другой вариант интеграции - по подобию Евросоюза.
- Среди ряда политиков и государственных чиновников как в России, так и в Беларуси, которые являются противниками единого российско-белорусского государства, существует явная идеализация Евросоюза и отношений, существующих между государствами - членами этого объединения.
Все это свидетельствует, по крайней мере, о незнании действительного положения вещей в ЕС. На самом деле внутри Евросоюза сегодня идут лихорадочные поиски пути федерализации ЕС. К этому, начиная с мая 2000 г., продвигает другие государства- участники лидер Евросоюза - Германия.
Программным документом этого процесса является речь министра иностранных дел ФРГ Й. Фишера "От союза государств к федерации: размышления о конечной цели европейской интеграции", произнесенная в стенах университета им. Гумбольдта. Эта политика Берлина уже реально привела к образованию конвента ЕС, который начал работу в марте 2002 г. на основе Лакенской декларации от 15 декабря 2001 г., предусматривающей разработку в течение года единого проекта по проблеме Конституции Европейского Союза.
Согласно же документу, известному как "Заявление о будущем ЕС" (принятому еще в декабре 2000 г. на Межправительственной конференции ЕС в Ницце), внутри ЕС уже второй год развернута широкая дискуссия о единой Конституции, разграничении на основе субсидиарности (то есть по принципу: кто богаче, у того и больше прав) полномочий между Союзом и государствами-членами, о придании официального статуса Хартии о правах гражданина ЕС, а также об изменении роли национальных парламентов.
Учитывая в целом положительное отношение ведущей группы государств - членов ЕС к этой проблеме, обусловленное стремлением к окончательному конституционно-правовому оформлению коллективной сверхдержавы, а также нарастающее давление Германии, которая, как показали события с введением Валютного союза, играет решающую роль и определяет результат, можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что в 2004 г. в Европе возникнет европейская федерация, в которую войдет подавляющее число нынешних государств - членов Евросоюза.
Исходя из этого российскому политическому руководству уже сегодня следует строить свою государственную стратегическую концепцию.
- Насколько неожиданной для руководства РФ была реакция А. Лукашенко на интеграционные предложения В. Путина?
- Реакция была ожидаемой. Президент РБ высказался против как варианта создания единого федеративного государства, так и варианта строительства Союзного государства на принципах, которые были положены в основу Европейского Союза. Была отвергнута и идея российского лидера о проведении референдума в России и Беларуси по проблеме создания единого государства в 2003 г.
Едва вернувшись в Минск, А. Лукашенко нарочито демонстративно подписал "План мероприятий по реализации Концепции национальной безопасности Республики Беларусь", который предусматривает, в частности, введение в действие долгосрочной программы сотрудничества с международными финансовыми организациями - МВФ, Всемирным банком и ЕБРР.
Возможно, это был ответ не только на интеграционную инициативу В. Путина, но и на предложенную правительством и Центральным банком РФ схему по ускоренному введению с 1 января 2004 г. российского рубля в качестве единой денежной единицы на территории Союзного государства.
Затем последовало заявление о том, что А. Лукашенко "считает, что наиболее приемлем третий вариант, который предусматривает неукоснительное соблюдение действующего Договора о создании Союзного государства без каких-либо изменений".
Кроме того, белорусский лидер фактически отверг и план ускоренного введения единой денежной единицы, выставив условие, что оно будет проходить "исключительно на равноправной основе", под которой понимается существование двух центров денежной эмиссии.
- В чем же причина нежелания белорусских властей вносить изменения в существующий союзный договор?
- Здесь, на наш взгляд, несколько причин, из которых главная - отсутствие в данном договоре положения о введении поста союзного президента.
Сегодня объективно у белорусского президента нет оснований надеяться на избрание главой Союзного государства, отсюда и неприятие инициативы Кремля. Отвергла, судя по всему, Москва и белорусский запасной вариант, суть которого состоит в организации в будущем избирательной кампании по выборам на пост союзного президента, круг кандидатов в которой ограничен только двумя действующими президентами РБ и РФ, где проигравший автоматически становится вице-президентом Союзного государства.
С другой стороны, необязательность исполнения и декларативность основных положений договора позволяла бы белорусской стороне и далее эксплуатировать союзную проблематику для извлечения односторонних выгод, получения от России энергоносителей, сырья, очередных кредитов, послаблений и льгот без взятия на себя соответствующего груза ответственности.
Не является секретом, что в последнее время рейтинг президента А. Лукашенко упал довольно низко. И нет сомнения, что политическая кампания, развернутая властями после его возвращения из Москвы, предназначена для повышения привлекательности белорусского президента в глазах рядового гражданина. Высокопоставленные функционеры, выступая по телевидению, в печати от имени "белорусского народа", якобы негодующего и оскорбленного жестким предложением Кремля, день за днем акцентируют внимание на неприемлемости любых вариантов интеграции с Россией, кроме пути, отстаиваемого белорусским руководством, денно и нощно радеющим за интересы простых граждан.
Надо заметить, что такая обстановка является вполне благоприятной для замалчивания истинных причин осложнения процесса объединения, вызванного неконструктивностью позиции Минска и неготовностью белорусского президента к переговорам с В. Путиным.
В связи с этим специально подчеркнем, что до сих пор так и не был обнародован проект Конституционного акта Союзного государства, разработанный белорусской стороной (как это обещал в Санкт-Петербурге А. Лукашенко), не поступил он и в союзные органы. Зато с подачи первого лица в республике заговорили о неизвестном ранее долге России, которая якобы задолжала белорусскому бюджету 1 млрд. USD.
Что же касается непосредственно процесса объединения России с Беларусью, то здесь пока изменений не наблюдается, - интеграция застыла, так реально и не начавшись. Для последовательного воплощения идей, высказанных российским лидером 14 августа, требуются политическая воля, подкрепленная мощными дипломатическими, материальными и организационными мерами, поиск взаимопонимания и укрепление доверия во взаимоотношениях с политической элитой Беларуси, со всем белорусским обществом.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |