Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
30.07.2006. Мск.ru
На Украине сформирована парламентская коалиция в составе Блока Юлии Тимошенко, "Нашей Украины" и Социалистической партии. Проект коалиционного соглашения предусматривает, что на пост премьер-министра Украины от БЮТ будет выдвинута Юлия Тимошенко, на пост спикера - Юрий Ехануров от "Нашей Украины", на должность первого вице-премьера согласилась соцпартия.
На вопросы официального сайта Партии ответил Константин Затулин, директор Института стран СНГ, член комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками:
- Константин Федорович, как будет развиваться ситуация на Украине после создания коалиции?
- Прежде всего, создание коалиции, если оно осуществится, не снимает проблем, которые существуют в сегодняшней Украине. Напротив, мне кажется, эти проблемы углубятся, поскольку коалиция в таком формате - это отход от восточных регионов и усугубление политического раскола между востоком и западом.
Сохраняется, правда, интрига, связанная с тем, что устроители коалиции сегодня пытались объявить очередной перерыв до 23 числа. Это им не удалось. Не было единства мнений и целый ряд депутатов из их собственного состава не согласился с еще одной отсрочкой. Решения должны быть приняты завтра. В начале должны быть приняты решения по выбору спикера и структурированию Верховной Рады Украины.
Насколько я понимаю, на пост спикера претендует "Наша Украина", а социалисты согласились удовлетвориться постом вице-спикера. Это, скорее всего, означает, что кость будет брошена несогласной на приход Тимошенко "Нашей Украине". В этой ситуации спикером будет предложен или Кинах или Порошенко с тем, чтобы группа депутатов "Нашей Украины" - их примерно тридцать человек – все-таки проголосовала за создание оранжевой коалиции.
До сих пор одна из проблем заключалась в том, что ближайшие друзья президента, такие как Порошенко, до сих пор не давали согласия на Тимошенко-премьера. Строго говоря не исключена ситуация, при которой спикера и руководство Верховной Рады завтра выберут, а вот за премьера – в этой ситуации будет предложена Юлия Тимошенко – могут и не проголосовать, потому что остаются недовольные в "Нашей Украине" и соцпартии. Некоторые депутаты не готовы на все сто голосовать за Тимошенко.
То есть эта коалиция может подвергнуться испытаниям в первый же день своего существования в связи с тем, что рассогласованы и не спакетированы, да и не могли быть спакетированы, голосования по спикеру и премьеру правительства. Избрав в начале спикера, коалиция может расколоться по вопросу избрания премьера. Это не исключено.
Тем не менее, если оранжевой коалиции удастся пройти через это испытание, ее подстерегают иные. Прежде всего очень противоречивый амбициозный состав этой коалиции и неминуемые разборки, которые начнутся между руководством парламента, если его возглавит Порошенко и руководством правительства, если его возглавит Тимошенко.
В этой ситуации Партия регионов становится действительной оппозицией, и она, как мне кажется, будет использовать все возможности для того, чтобы обратить внимание на результаты правящего большинства. Эти результаты не замедлят сказаться к осени, а может и раньше. Вряд ли кто сегодня на Украине и за ее пределами предполагает, что последуют улучшения экономической ситуации. В конце концов именно это влияет на настроения людей. Так что так долго вынашиваемая коалиция может оказаться весьма непрочной.
Тот факт, что Партия регионов не войдет в состав правительства, может в политическом плане на среднесрочную перспективу принести им не минусы, а плюсы. Оранжевая коалиция проигнорировала основную политическую силу страны, наиболее представительную в парламенте и представительную географически. Все трудности сегодняшней Украины связаны не с тем, что долго не удается сформировать коалицию, а в том что власть сегодня – это власть одних регионов над другими регионами, а оппозиция – это оппозиция одних регионов другим регионам. Вот что создает риски для Украины, и эти риски созданием оранжевой коалиции не смягчаются, а только усиливаются.
- Можно ли сказать, что ситуация в Феодосии разрешилась? В чью пользу? Будут ли учения Украина – НАТО?
- Этот вопрос не вынесен сегодня на обсуждение, и я не думаю, что его будут торопиться выносить. У меня есть серьезные сомнения, что Верховная Рада, или даже эта коалиция, способны добиться результата, во всяком случае на территории Крыма. В рамках этой коалиции остаются социалисты, не готовые голосовать за учения НАТО.
- Не вызывает ли в НАТО и Евросоюзе отторжения такое явное желание Украины присоединиться к ним. Ведь они не занимаются благотворительностью…
- Я не думаю, что у НАТО есть отторжение. У НАТО, наоборот, есть большое желание заполучить Украину. И приобрести таким образом решающий козырь в навязывании России своей роли. Евросоюз действительно не торопится расширяться. Но никакой актуальности вступления Украины в Евросоюз нет и быть не может. Другое дело, что в условиях фактической раздробленности даже с созданием коалиции вряд ли можно ожидать, что Украина способна будет на значимые судьбоносные политические решения вроде вступления в НАТО. Я не думаю, что вступления в НАТО является реальным в сегодняшней ситуации.
- Как можно решить вопрос со статусом русского языка?
- Это вопрос достаточно большой. Сегодня облсоветы востока Украины принимают решения о признании русского языка региональным. Власть всячески этому противится, науськивает на депутатов правоохранительные органы, прокуроров, которые угрожают уголовными преследованиями и только усугубляют раскол на Украине по этому вопросу.
Я думаю, что, пока этот вопрос не найдет решения, политическое умиротворение на Украине не достижимо. Но оранжевые власти оказались в плену собственной идеологии, которой пытаются подчинить всех остальных граждан Украины, то есть фактически навязать свою волю русскоязычным гражданам Украины. Я думаю, это серьезная мина под будущим Украины.
- Константин Федорович, Украина запретила Вам въезд на свою территорию. Как развивается ситуация? Будут ли предприниматься какие-либо действия по линии МИДа? Или Государственной Думы?
- Действия по линии МИДа и Госдумы уже последовали. Было заявление Госдумы и были ноты МИДа, на которые он ждет ответ. Ответа пока нет. До сих пор я не получил на руки никакого официального документа о запрете или более подробного объяснения, чем этот запрет вызван. Я слышу только оскорбления, при чем на разном уровне, в том числе и от имени весьма влиятельных политиков и официальных лиц Украины. Они соревнуются в этих оскорблениях. Такое ощущение, что сами себя пытаются убедить и украинскую общественность.
Помимо прочих мер, которые, я уверен, будет предпринимать государство, я буду опротестовывать эти решения в украинских судах. Мои адвокаты сейчас готовятся к тому, чтобы подать сразу несколько исков: о защите чести и достоинства в связи с оскорблениями и напраслиной, которая на меня возводилась и об отмене решения Службы Безопасности Украины, которая его приняла, опираясь на закон о правовом положении иностранцев. Этот закон, как говорят юристы, оставляет возможность оспаривать решения в украинских судах. Но трудность с оспариванием этого решения в украинском суде состоит в том, что оно официально мне не вручено и фактически я знаю обо всем только понаслышке – по сообщениям Интернет-изданий и газетным публикациям. Никакого документа, который требуется в суде для того, чтобы начать дело, вменить иск, у меня нет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |