Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.08.2006. Трибуна
Александр Сидоров
Грандиозная драка на Бахчисарайском рынке между крымскими татарами и представителями других этнических групп вновь обратила внимание политиков на будущее Крыма. А оно может оказаться далеко не безоблачным, когда на полуострове накопился конфликтный потенциал межэтнического и межконфессионального свойства.
Власти Крыма все-таки пошли на уступки меджлису (незаконный этнический парламент крымских татар) и приняли решение убрать до 25 августа с территории рынка контейнеры, ларьки и навесы, а до 12 сентября полностью ликвидировать славянский рынок. Напомним, что он никому не мешал почти 30 лет, до тех пор, пока крымские татары не потребовали его ликвидации из-за близости к бывшему погребению мусульман. Многие из них поклялись на Коране, что не допустят торговли на месте мусульманских святынь.
Буквально накануне столкновения премьер-министр Виктор Янукович посетил полуостров, где обсуждал в том числе и эту проблему. В частности, он пообещал лидеру меджлиса Мустафе Джемилеву предусмотреть в бюджете на 2007 год средства на строительство крымско-татарского музея на территории славянского рынка. А предпринимателей заверили, что в течение года будет построен новый рынок. Главное, чтобы он опять не оказался на месте мусульманских святынь.
Казалось бы, конфликт исчерпан. Но земельный вопрос на полуострове всех окончательно испортил. Земли захватывают все кому не лень – татары, славяне, греки, представители других национальностей. Дело дошло до того, что татары захватили даже территории бывших артиллерийских складов Южного оперативного командования, которыми военные после расформирования части еще не успели распорядиться. На сегодня, по данным Государственной земельной инспекции Автономной Республики Крым, общая площадь самовольно захваченных земельных участков составляет порядка 28 тыс. гектаров. При этом доля крымско-татарских захватов составляет треть от общего беспредела.
Катализатором такому процессу служит, как ни странно, развитие местного самоуправления. Сегодня поселковый голова получил право, ни на кого не оглядываясь, раздавать земли направо и налево. Правда, не так давно президент Виктор Ющенко признал необходимость принятия закона об уголовной ответственности за самозахват земель.
Но если бы вопрос ограничивался только землей. Еще в далеком 1991 году меджлис принял Декларацию о национальной государственности крымско-татарского народа. Президент Виктор Ющенко как-то заявил о неприемлемости положений этого документа, понимая, что они, мягко говоря, не совсем соответствуют принципам унитарности и соборности украинского государства. Однако меджлис с такой позицией главы государства позволил себе не согласиться. По утверждению Мустафы Джемилева, крымские татары не ставят целью создание отдельного крымско-татарского государства, речь идет всего лишь о «воссоздании крымско-татарской автономной национальной республики в составе Украины». Кроме этого, меджлис настаивает на принятии законов «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» и «О статусе крымско-татарского народа в Украине». Речь здесь идет о получении крымскими татарами статуса коренного народа, что даст им возможность добиваться национального суверенитета. Ведь, по утверждению представителей меджлиса, только татары – «государствообразующая нация в Крыму, а все остальные этнические группы, даже если какаято национальность составляет 90 процентов населения, являются диаспорой». Такая позиция обосновывается тем, что крымские татары являются продуктом этногенеза, начавшегося еще во времена, когда в Крыму жили тавры, и именно поэтому они являются потомками практически всех этносов, населявших полуостров до его перехода под корону Российской империи.
Со временем у переселенцев появились новые требования. Так, активисты меджлиса настаивают на «освобождении всех домов и имущества, отнятых у крымских татар при депортации, а также компенсации морального ущерба». Одновременно на полуострове продолжается процесс укоренения исламских экстремистских организаций – пантюркистской организации «Серые волки», нелегальных формирований «Исламской партии Крыма». Кроме того, на территории Крыма открыто действует запрещенная во многих странах мира религиозно-политическая организация «Хизб-ут-Тахрир».
15 августа в Крыму объявлено о возрождении националистической партии крымских татар «Милли Фирка», которая существовала на полуострове в 20-х годах прошлого столетия. Среди стратегических целей – восстановление на полуострове крымско-татарской государственности, интеграция крымских татар с тюркским миром на основе исламского мировоззрения.
Конечно, «архитекторы» партии успокаивают: мол, все эти процессы будут происходить в условиях «обеспечения мира и согласия в Крыму». Но опытные политики предупреждают, что если позволить событиям развиваться самим по себе, то к 2020 году это может привести к непредсказуемым последствиям. Таким, например, как образование в АРК крымско-татарской автономии, провозглашение независимости и обращение к турецким властям с просьбой поддержать вхождение Крымского государства в состав Турции (там, кстати, проживают пять миллионов татар).
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Идеология современного крайне агрессивного крымско-татарского национализма базируется на постулате «Крым – татарская земля». Насколько это соответствует действительности? Первый из известных авторов – греческий историк Геродот писал, что проживали там киммерийцы, скифы и тавры. Именно эти племена он перечислил в своей книге «История» (V век до н.э.). Таврика, Таврида – исторические наименования Крыма, своеобразный след тавров в истории.
В VI в. до н. э. на полуострове появились греки, основавшие на морском побережье свои поселения-колонии (Керкенитида, Феодосия, Пантикапей и другие). Потомки греческих поселенцев сумели сохранить национальную идентичность до нашей эпохи.
В первые столетия нашей эры Крым попадает под контроль Римской империи, затем приморская его часть контролируется Византией (Восточная Римская империя). В этот период на полуострове зафиксировано возникновение новой общины – еврейской.
После разгрома киевскими князьями хазар и печенегов в Крыму все более заметным становится восточно-славянское присутствие. Захват князем Владимиром (Красное Солнышко) Херсонеса стал своеобразным прологом к принятию христианства как государственной религии Киевской Руси.
В XIII веке на полуострове в степную и предгорную части проникают кочевники, в письменных источниках именуемые «монголами» и «татарами». Образовавшийся Крымский улус стал частью Золотой Орды.
По мере распада Золотой Орды появляется новое государство – Крымское ханство. В течение многих столетий главным занятием этого уникального разбойничьего государственного образования стали набеги на Московию. Неоднократные попытки московских царей избавить своих подданных от постоянной опасности увенчались успехом лишь в 1783 году, когда Крым вошел в состав Российской империи.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ, депутат Государственной Думы:
– Ситуация с крымскими татарами сегодня достаточно непростая для Украины. В этом во многом виновато руководство страны. В течение последних 15 лет в решении «татарского» вопроса власти Украины регулярно совершали ошибки, это был скорее период подавления проблемы, а не ее разрешения. Происходило это потому, что на Украине подозрительно относились к самоуправлению Крыма, всячески пытались его демонтировать и рассматривали полуостров как «подозрительную» территорию, население которой стремится в Россию. Далее по принципу «враг моего врага – мой друг» некоторые политические силы поддерживали неумеренные амбиции наиболее радикальной части крымских татар – крымско-татарского меджлиса. И с течением времени своим попустительством привели к тому, что других представителей крымско-татарского народа на политической сцене практически не оказалось. Сегодня эта проблема переходит в открытое противостояние с властью.
Став премьером, Виктор Янукович пытается наладить диалог с крымскими татарами, во всяком случае, мне кажется, именно этим объясняется его решение пойти на закрытие городского рынка в Бахчисарае. В пользу этого говорят также и появившиеся недавно в некоторых интернет-изданиях сведения о намерении нового премьер-министра Украины пригласить к себе в советники всем известного главу крымско-татарского меджлиса, депутата Верховной Рады от «Нашей Украины» Мустафу Джемилева. Я думаю, если Янукович, имея репутацию человека, за которого голосовали русские избиратели Крыма, делает такой жест, то он тем самым пытается сгладить впечатление у крымских татар от прихода своего правительства, которое они могли расценить и, безусловно, расценивают как враждебное. Однако, поступая так, он, на мой взгляд, совершает очередную ошибку, которая связана с характером противостояния на крымской земле. Дело в том, что крымско-татарский меджлис – это не та организация, которая ценит уступки и отвечает на них благодарностью. Это упорствующая в своих категоричных требованиях, кстати, абсолютно незаконная с точки зрения законодательства Украины организация, которая рассматривает любые соглашения с любыми украинскими политиками как этап для достижения своих целей. И с этой точки зрения гораздо более важным было бы разглядеть других представителей крымско-татарского народа и прекратить попустительствовать экстремистским действиям со стороны крымских татар. Я убежден, что в данном случае шаги нового украинского правительства, хотя оно и исходит из лучших побуждений, могли бы быть иными. Приглашение советником Мустафы Джемилева – это грубая политическая ошибка, которая просто оттолкнет от Партии регионов ее избирателей.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |