Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
28.08.2006. Единая Россия
Арина Павлова
«Абхазское правительство» Саакашвили вызывает огонь на себя
Михаил Саакашвили отдал распоряжение создать в Кодоре необходимую инфраструктуру (дороги, дома и даже аэродром). Но параллельно официальный Тбилиси нагнетает обстановку вокруг «горячей» территории. Так, намеченный на 20 августа международный мониторинг Кодорского ущелья был отложен из-за нежелания Грузии допускать к патрулированию российских миротворцев. Между тем МИД Абхазии настаивает на участии в этой проверке коллективных сил СНГ по поддержанию мира.
Особое мнение о ситуации специально для «ЕР» высказал директор Института стран СНГ, депутат ГД Константин ЗАТУЛИН:
— Грузинское руководство продолжает раскручивать кодорский сценарий, изобретая все новые провокации. И сейчас работает в этом направлении весьма продуктивно. Логика правительства Ногаидели совершенно не та, к которой привыкли наши дипломаты, отслужившие свой карьерный срок где-нибудь в Старой Европе. Она состоит в том, чтобы добиваться от нас уступок, а те обязательства, которые взамен берут на себя, никогда не выполнять. Ситуацию в Кодорском ущелье Саакашвили использует как предлог для бесконечного изматывания российской и абхазской сторон. Грузинские вооруженные силы, размещенные в этом районе, официально названы «полицейскими». Спрашивается, чем эти полицейские отличаются от спецназа или от просто военных? Новый сюжет в сценарии Саакашвили — перевод в Кодорское ущелье с тбилисского проспекта Руставели так называемого легитимного правительства Абхазии в изгнании. И хотя это «правительство» непосредственной угрозы непризнанной республике на данный момент не представляет, его появление очень нервирует и политические круги, и всю общественность Абхазии. Раздаются голоса, которые требуют немедленно пойти вверх по Кодеру и вышвырнуть оттуда «дубль-правительство». Собственно, на это, как мне кажется, Саакашвили и рассчитывал. К большому сожалению, я вижу, что мы со своей стороны опаздываем с реакцией. Нам давно уже нужно было провести несколько демонстративных ответных акций. Хорошим решением было бы, например, в связи с отказом Грузии от мониторинга с участием наших представителей просто увеличить контингент российских миротворцев в зоне конфликта. Сейчас он представлен в сокращенном варианте (2100 человек), а по соглашению, подписанному в 1994 году, их может быть три тысячи. Сегодня наши миротворцы размещены в Галльском районе, и Кодорское ущелье фактически остается без серьезного прикрытия. Можно было бы демонстративно направить еще 900 военнослужащих в зону конфликта. Конечно, это повлечет за собой протесты официального Тбилиси. Но действующее Московское соглашение 1994 года подтверждает законность подобных действий со стороны России.
И этим можно не ограничиваться. Если сегодня Саакашвили намерен чуть ли не аэропорт в Кодоре строить (хотя это, конечно, блеф!), давайте сделаем вид, что мы поверили, и предпримем симметричный шаг. Возобновим деятельность абхазских аэропортов: военного «Бомбора» — на западной окраине Гудауты и гражданского — «Бабушеры» в Сухуми. Это воздушное пространство можно будет использовать как для доставки гуманитарных грузов соотечественникам в Абхазию, так и в военном плане, чтобы обслуживать наш миротворческий контингент.
Вот пример двух реальных эффективных политических актов со стороны России, которые мы без особых препятствий могли бы сейчас предпринять. Этого достаточно, чтобы дать понять, что мы не просто так наблюдаем за происходящим. Если же мы ничего не будем предпринимать, то, боюсь, уже месяца через полтора возникнет конфликт. Возрастет внутреннее напряжение в самой Абхазии. Оппозиция там уже сейчас кричит, что официальный Сухуми не проявляет достаточной твердости по отношению к грузинской стороне. Ситуация осложняется тем, что абхазские власти четко выполняют обязательства перед Россией — не предпринимать никаких радикальных действий в этом районе. То есть фактически мы сами связали их по рукам и ногам. Зато Саакашвили ведет себя так, как считает нужным.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |