Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
Центральным событием внутриполитической жизни Белоруссии второй половины сентября стала пресс-конференция Александра Лукашенко (17.09.2002 г.), посвященная годовщине его избрания на второй президентский срок. Как и предполагалось, красной нитью в выступлении А.Г. Лукашенко проходила тема белорусско-российских отношений. Президент Белоруссии неоднократно подчеркивал свою приверженность существующему Договору о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Александр Лукашенко продолжает настаивать на том, чтобы процессы белорусско-российского воссоединения проходили исключительно по схеме: «конституционный акт (конституция) – парламент - союзная исполнительная власть (президент, правительство), а не на принципах выдвинутых российским президентом: парламент – проект конституции – референдум – президент, правительство.
Если подойти к двум предложенным схемам чисто формально, то можно и не увидеть принципиальной разницы между белорусским и российским подходами. На деле же существует
коренное отличие. Лукашенко настаивает на такой объединительной схеме, которая позволила бы в будущем фактически навязывать российской политической элите волю той политической группы в Белоруссии, которая последовательно превращает республику в вотчину «узкого круга влиятельных лиц».
Собственно говоря, белорусский лидер хотел бы повторить на союзном уровне тот же политический маневр, который был успешно осуществлен в ходе конституционной реформы 1996 года. Тогда, по сути авторитарная конституция была безоговорочно принята белорусским обществом вследствие, в том числе и того, что содержала норму государственного белорусско-русского двуязычия. В юридические тонкости большинство избирателей не вдавалось, но белорусские граждане хотели свободно говорить и получать образование на русском языке и полностью устранить угрозу языковой дискриминации.
Нечто подробное белорусские власти хотели бы реализовать и в ходе союзного государственного строительства. В начале провести келейную разработку конституционного акта или конституции, которая отвечала бы сугубо личным интересам правящей группы в Белоруссии и некоторых политических кругов в России, а затем, используя стремление белорусов и великороссов к общерусскому единству и неискушенность рядового избирателя в юридической казуистике, утвердить практически нежизнеспособную модель союзной государственности на референдуме. В данном случае, речь вряд ли может идти о рациональном устройстве общего государства, что неизбежно повлечет за собой внутрисоюзные противоречия и кризисы, которые, в итоге, или приведут к распаду белорусско-российской государственности (что просто не допустимо) или потребуют коренного преобразования союзного государства в сторону его централизации. Таким образом, белорусская сторона предлагает пойти по заведомо проигрышному пути, что, естественно, вызывает возражения у российской стороны. Владимир Путин, со своей стороны, видит иную и, как представляется, более рациональную последовательность воссоздания общей белорусско - российской государственности. По его мнению, первым шагом должны стать выборы в союзный парламент с одной единственной целью – разработать и вынести на общесоюзное всенародное голосование проект конституции общего государства Белоруссии и России.
Такой путь, без сомнения, является более целесообразным, так как позволяет выработать наиболее оптимальную модель основного закона нового общерусского государства. Однако, подобный вариант не устраивает (по крайней мере в настоящее время) белорусское руководство, так как в значительной степени ограничивает возможности администрации президента РБ непосредственно контролировать ход разработки союзной конституции вследствие большой степени независимости депутатов союзного парламента от исполнительных властей как России, так и Белоруссии.
Кроме этого, высшие белорусские власти всерьез опасаются, что депутаты от Белоруссии могут попасть под «демократическое» влияние своих российских коллег и станут не управляемыми и, в результате, на суд граждан обоих государств будет вынесен не устраивающий руководство Белоруссии вариант конституции.
В то же время, произошло некоторое смягчение «незалежнической» риторики белорусского президента, которая была присуща ему в последнее время. В своем выступлении Александр Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «мы жили в одной стране, у нас большие традиции, общая культура, мы – народы Беларуси и России, россияне, абсолютно похожие народы». При этом президент Белоруссии, в принципе, не отрицал своей заинтересованности в освоении российского политического пространства уже в качестве равноправного игрока.
Но это одна сторона медали. С другой стороны, белорусское руководство предпринимает непрекращающиеся попытки наладить сколь либо серьезные отношения с западными странами, в первую очередь, с США. Вполне вероятно, что именно эти намерения объясняют демонстративные заявления А. Г. Лукашенко о «святости и неприкосновенности» суверенитета. Ведь той же Абхазии США совсем недавно сулили любую материальную поддержку в обмен за отказ от стремления войти в состав российского государства. В любом случае, уже в ближайшее время послом в Соединенные Штаты отправится (согласие американской стороны уже получено) один из самых влиятельных прозападно настроенных чиновников нынешний глава администрации президента РБ Урал Латыпов. На него возлагаются большие надежды на осуществление разрекламированного «прорыва в западном направлении».
Вот, что заявил по этому поводу в ходе пресс-конференции белорусский президент: «Те тенденции, которые сегодня идут, приведут к тому, что мы будем иметь большую поддержку от западных государств, нежели сейчас. В том числе и от США. Я думаю, прежде всего, они нас поддержат в области финансовой». По всей видимости, игра с Соединенными Штатами затевается, в том, числе и для того, чтобы банально шантажировать российскую сторону, принуждая ее идти на односторонние политические и экономические уступки.
Недавно Институтом социально-политических исследований при администрации президента РБ (ИСПИ) была разработана и предложена в качестве руководства к действию во взаимоотношениях с РФ т.н. «стратегия открытой архитектуры», которая, по мнению авторов, «может снизить амбиции Кремля, направленные на установление экономического и политического контроля над белорусской территорией». Главные положения этой «стратегии» были обнародованы в правительственной газете «Республика» 6 сентября текущего года. В публикации, в частности, утверждается, что «основным противовесом российскому стремлению доминировать на белорусском поле может выступать Польша, которая входит в сферу интересов Вашингтона. Даже потенциальная возможность создания мощного буферного пояса между Германией и Россией в виде Балто-Черноморского союза потребует от Кремля большей гибкости и сговорчивости в отношениях с Беларусью. В том числе и в борьбе за обеспечение российского контроля над трубопроводами, проходящими через белорусскую территорию».
Таким образом, кое-кто из нынешних политических советников белорусского президента целенаправленно подталкивает его на губительный для республики и лично для А.Г. Лукашенко путь обмана и конфронтации с единственным реальным союзником и покровителем Белоруссии Российской Федерацией. Ведь очевидно, что глупо и абсолютно бесперспективно пытаться, в настоящее время, реанимировать архаичную идею Антанты и Юзефа Пилсудского о «санитарном кордоне» между Россией и Германией. Время ее безвозвратно ушло. Однако, авторы «открытой архитектуры» по видимому отдают себе отчет в том, что даже попытка реализации этой провокационной «стратегии» приведет, в конечном итоге, к полной политической изоляции республики и экономическому коллапсу. Т.е., по большому счету, ИСПИ разработал «стратегию» нанесения удара по собственному президенту и белорусскому государству.
Как бы там ни было, но государственные средства массовой информации уже начали обрабатывать население соответствующим образом. Вот, что пишет на этот счет орган администрации президента РБ газета «Советская Белоруссия» (17.09 2002 г.): « Поначалу будет трудно. В жесткой ситуации определится не только высокая цена независимости, но и, грубо говоря, цена каждого из нас. Одно дело – вдохновенно говорить о патриотизме, другое – отказаться от евроремонта в доме, вояжа на Канары, новой машины. Если сможем отбросить распри, затянуть пояса, терпеть и жертвовать, работать до седьмого пота, если решим свои проблемы сами - все станет на свои места. В итоге все может сложиться к лучшему».
Как видим, белорусским гражданам (в откровенно издевательской форме) предлагается готовиться к трудностям и терпеть. Только вот вопрос: а во имя, собственно, чего?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |