Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
(Фрагмент из статьи-интервью «Формула любви к жизни» Г.Улитенок, "СБ", №220,2002,17.09.)
- Удовлетворены ли Вы тем, как процессы религиозной жизни страны отражаются в белорусском законодательстве?
Ответ Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета(Вахромеева): Действующий Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" был принят в декабре 1992 года, когда мы еще не имели представления о таком явлении, как современное сектантство в его подлинном обличье. Многим тогда казалось, что оно не представит большой общественной опасности.
К сожалению, получилось иначе. Сегодня последователями неокультов становятся в первую очередь молодые люди, находящиеся в состоянии духовного поиска. В условиях прерванности нашей духовной традиции, религиозной неграмотности, а также повышенного интереса современного человека к неизведанным "знаниям", ощущениям и приключениям это приводит его в итоге в какое-нибудь экзотическое сообщество.
Закон 1992 года уже не вполне учитывает реально сложившуюся в обществе ситуацию. Он, с нашей точки зрения, уступает европейскому законодательству, особенно в деле защиты и сохранения духовного и культурного наследия народа. Если в европейских государствах существует понятие традиционной религии, церкви большинства либо даже государственной церкви, то в отечественном законодательстве бытует недифференцированный подход к вероисповеданиям.
Закон 1992 года не отражает изменений, произошедших в Конституции в 1996 году. Поэтому логичным явилось начало нового обсуждения проекта закона осенью минувшего года.
Законопроект содержит преамбулу, в которой констатируется роль пяти традиционных религий в истории и культуре Беларуси. Не в последнюю очередь это явилось причиной неудовольствия со стороны новых религиозных движений, появившихся у нас за последние 10 - 15 лет. Но чего им бояться, если в их деятельности нет ничего противозаконного? А тот факт, что они создают атмосферу нервозности вокруг нового законопроекта, наводит на мысль о том, что стремление к религиозному миру не простирается далее заявлений и деклараций.
В целом законопроект не только не ущемляет прав верующих, но, напротив, дает достаточные возможности для исповедания веры гражданами. При этом предполагается больше гарантий духовной безопасности детей, защиты от вторжения в личную жизнь граждан со стороны ряда неокультов. По свидетельству специалистов, проект сможет значительно приблизить белорусское законодательство о религии к европейским нормам.
Все традиционные конфессии в целом положительно относятся к законопроекту и одобрили его, так же, как и клирики и миряне Православной церкви.
- Для новых храмов и приходов требуются кадры священников. Что происходит в этой сфере?
- Неплохо работают духовные семинария и академия в Жировичах. Но мы озабочены тем, чтобы наша высшая школа - академия - находилась в столице, где больше доступ к другим научным, общественным и учебным центрам, библиотекам.
Для будущего православного духовного центра имени святителя Кирилла Туровского в Минске уже переданы строения рядом с кафедральным собором.
- Духовный центр - самое большое строительство?..
- Я бы сказал, самое трудное строительство, потому что там мы имеем дело с историко-архитектурным наследием.
- А как вообще складываются дела с возвратом Церкви ее прежнего имущества - памятников архитектуры, истории и искусства?
- Нам вернули многое. Хотя, конечно, бывают разные ситуации... Но и они решаются, не без трудностей, но решаются. Здесь нет каких-то непреодолимых препятствий ни с той, ни с другой стороны. Мы тоже понимаем возникающие сложности, и потому, например, три года ждали, пока консерватория освободит дом при соборе. Терпеливо ждали уже после того, как было принято решение о передаче.
- Что Вы можете рассказать о внешних связях Белорусского Экзархата?
- Мы являемся Церковью Московского Патриархата, но Белорусский Экзархат имеет определенное самостоятельное положение, что зафиксировано в соответствующих документах. Я, естественно, докладываю о нашей деятельности Святейшему Патриарху, на какие-то мероприятия беру благословение, но в целом действуем самостоятельно. И среди католиков, и среди евангеликов Германии, да и в Соединенных Штатах Америки у нас очень много добрых хороших друзей.
- Празднование двухтысячелетия Рождества Христова вызвало религиозный подъем в мире. Имеет ли он своим следствием реальное сближение позиций православия и католицизма?
- События, последовавшие сразу же за торжествами, разворачивались таким образом, что искренние души не могли понять происходящее: только что отпраздновали Рождество Христово - 2000 лет! - а у церквей опять начинается соперничество. Причиной тому - новая наступательная политика Ватикана на православный Восток, отнюдь не братские решения и поступки, нежелание советоваться и согласовывать свои действия. Договорились ведь когда-то Константинопольский Патриарх и Римский папа о так называемом "диалоге любви Церквей-сестер". Но сейчас в лоне Ватикана появился специальный документ, в котором пересматривается само понятие "Церкви-сестры". А это - шаг назад от достигнутых соглашений. Я откровенно говорю нашим инославным гостям о своем несогласии с политикой Ватикана. Но мы не должны терять нормальных человеческих христианских отношений на нашем уровне православно-католического общения. И потому будем продолжать диалог с инославием.
- Нынче очень много говорят о религиозном фанатизме как источнике конфронтации во всем мире. Что Вы вкладываете в понятие "религиозный фанатизм"? Существует ли оно для Вас вообще?
- Конечно, существует. Все грешат им, и православные в том числе. А как различить фанатизм и здоровый энтузиазм? Порою это трудно определить, а порою все совершенно очевидно. Фанатизм - отсутствие любви, той любви, которая движет нашей жизнью, жизнью всего мира. "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", - гласит христианский закон (Мф. 7: 12).
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |