Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15. 08.2006, http://www.apn.ru
Эдуард Корнеев
В минувшую пятницу в Алматы состоялась конференция русских и славянских общественных организаций Казахстана, посвящённая обсуждению подписанной недавно Президентом России В.В. Путиным Программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Организаторами конференции выступили Русская община Казахстана, Славянское движение «Лад», Союз казаков Семиречья и Союз казаков Степного края. Как отметил глава Русской общины Юрий Бунаков, к этой объединительной конференции русские организации шли больше 10 лет. В конференции приняли участие свыше ста делегатов из разных областей Казахстана.
На этом форуме обсуждалась не только запоздалая инициатива российских властей по привлечению на историческую родину тех, кто считает таковой Россию. Как уже отмечалось, Программа содействия переселению вызывает множество вопросов относительно способов и возможных результатов её осуществления. Конференция, если отбросить дежурные дифирамбы в адрес указа Президента РФ, выразила однозначно негативное отношение к Программе содействия переселению. В резолюции, принятой на конференции, представители русской общественности Казахстана заявляют прямо: «Мы, если власть нас услышит, будем проводить агитацию против миграции трудоспособного населения с целью сохранения темпов экономического развития Казахстана [выделено нами - Ред.], и, в зависимости от того, насколько будут обеспечены правовые гарантии русскому населению, мы окончательно определимся в своем отношении к нашему будущему в Казахстане». Таким образом, организованная русская общественность Казахстана связывает своё будущее именно с Казахстаном, а не с возможной миграцией в РФ.
Важнейшим фактором, способствующим укоренению такого рода настроений, является, без сомнения, благоприятная атмосфера межнациональных отношений в Казахстане, выгодно отличающая эту страну от всех бывших советских республик (за исключением разве одной Беларуси). Нельзя считать только лишь изъявлением официальной вежливости слова той же резолюции о том, что русские организации не видят альтернативы Президенту РК Нурсултану Назарбаеву и проводимому им курсу. Прошлогодняя поддержка, оказанная большинством русских организаций Назарбаеву в ходе предвыборной кампании, была обусловлена сознанием того, что действующий Президент Казахстана является сейчас единственным гарантом сохранения межнационального согласия в республике, только при котором и возможно демократическое решение национальных вопросов и создание гарантий соблюдения прав русского меньшинства.
На состоявшейся на следующий день тоже в Алматы конференции «Русский язык – фактор интеграции народов России и Казахстана» первый заместитель главы Русской общины республики, руководитель фонда «Благовест» Юрий Захаров заявил, что России имеет смысл часть средств, которые она собирается потратить на обеспечение переселения соотечественников, направить на поддержание, укрепление и расширение влияния русских диаспор, в частности, в Казахстане. В этом, как считает Захаров, заинтересован и Казахстан, так как русское население может стать заслоном на пути китайской миграции в республику.
Что касается китайской миграции, то на разных уровнях уже высказывались суждения, будто главной целью нового мероприятия Кремля является необходимость заселить стремительно пустеющие пространства российского Дальнего Востока и Сибири. Так что противодействие китайской экспансии – насущная задача для России, и здесь интересы России и Казахстана могут как раз не совпадать. Российские чиновники вполне могут усматривать простейшее решение проблемы в перенацеливании китайского натиска на территории центральноазиатских стран. Конечно, такое решение – только временный паллиатив, и данная угроза потом снова встанет во весь рост перед Россией, только отражать её придётся уже в одиночку. Но кто обязал российскую бюрократию видеть дальше её собственного носа?
Однако вернёмся к проблемам русской общественности Казахстана. По звучавшим на конференции заявлениям и высказываниям, одним из наиболее волнующих её вопросов стал повсеместный перевод делопроизводства исключительно на казахский язык, каковой процесс планируется завершить в ближайшие года два. Это, считает Бунаков, является поспешной мерой и лишает языкового равноправия миллионы граждан Казахстана. Языковой вопрос был назван на конференции самым главным, в котором русская общественность хотела бы получить поддержку руководства республики. На алматинском форуме звучали и призывы придать русскому языку статус второго государственного. Это требование озвучил, в частности, председатель Славянского движения «Лад» Иван Климошенко. Напомним, что русские составляют 26 % населения республики, а русский язык, по некоторым оценкам, постоянно употребляют в быту и деловой жизни порядка 80 % населения Казахстана. К этому можно добавить известное экспертное мнение о том, что для части казахстанской элиты русский язык по-прежнему более актуален, нежели казахский.
Представители движения «Лад» на конференции выступили также за возвращение некоторых исторических русскоязычных наименований населённых пунктов, переименованных в начале 1990-х годов; в частности, за возвращение городу Атырау первоначального названия Гурьев. Однако, насколько можно судить, в итоговых документах форума это требование отражения не нашло.
Озабоченность русской общественности Казахстана проблемой статуса языка вызвана не только этническими интересами. Эта проблема – часть более широкой проблемы, касающейся всех без исключения граждан Казахстана: проблемы построения демократического полиэтничного государства. По большому счёту, речь идёт об успехе государственного строительства демократического Казахстана. Как ни аксиоматично это звучит, но, тем не менее: нельзя создать свободу одних на дискриминации других. Способность решить национальные вопросы на основе соблюдения законных прав этнических общин, по образцу современных многонациональных демократических государств, станет важнейшим показателем того, насколько оправданы претензии Казахстана встать вровень с передовыми странами мира.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |