Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
На пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации, 14 апреля 2006 года, по инициативе комиссии Палаты по вопросам толерантности и свободы совести, были рассмотрены и одобрены рекомендации на актуальную тему: «О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе». В мае этого года была издана брощюра, главы из которой будут опубликованы в этом и последующих выпусках нашего Бюллетеня.
«Общественная палата Российской Федерации», Москва 2006
Нетерпимость, экстремизм и основанное на них насилие представляют собой глобальную угрозу для мирной жизни человеческих сообществ и международной стабильности в целом. Распространенными проявлениями этого вызова являются этносепаратистские конфликты, дискриминация меньшинств, агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, деятельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движений и идеологии. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития. Нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению прав человека.
Многовековые усилия по утверждению цивилизованных взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и социально-политическом отношении людьми, общностями и государствами привели к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер, получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных законодательствах, международных договорах и декларациях. Одним из таких принципов является толерантность (терпимость), которая заключает в себе признание различий и отказ от насилия по отношению к иному.
Содержание и границы толерантности различаются в зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов. Терпимость есть приобретаемая и культивируемая личностная установка и коллективная позиция как условие существования сложных обществ. Это есть показатель зрелости и жизненности человеческих коллективов, государственных и политических образований. Терпимость — это не вседозволенность и всепрощение; она заключает в себе активное действие, особенно в отношении крайних форм нетерпимости. Таким образом, толерантность — это постоянное и направленное усилие на осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность — это когда личность культивирует в себе установку на согласие и сотрудничество и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и средства массовой информации.
Многие страны, особенно с демократическим общественным устройством, на протяжении длительного времени ведут борьбу против расовой дискриминации, против проявлений вражды на почве расизма, религиозной и этнической нетерпимости. Цель этой деятельности состоит, прежде всего, в сохранении демократического общественного устройства, основанною на равенстве прав человека и гражданина. Средством борьбы против расизма и ксенофобии является в первую очередь борьба против всего того, что может угрожать общественной безопасности, а именно возрождение идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрицание фундаментального принципа равенства всех людей. Во многих странах мира приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия этой угрозе. Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом этот опыт важен для России.
В ряде стран мира наблюдается рост неофашистских, расистских и ксенофобских проявлений наряду с насилием со стороны выходцев из мигрантских меньшинств и религиозных экстремистов. Тем не менее, действующие в Германии, Великобритании, Франции и в других странах законы против экстремизма, расизма и антисемитизма четко устанавливаю и различия между убеждениями, свобода выражения которых находится под зашитой, в том числе и свобода выражения мнений в СМИ, и провоцированием расовой ненависти, преступлениями против человечности, которые подлежат наказанию. Преступления расового и ксенофобского характера строго связываются с наказанием отдельных лип, но закон и общество также противодействуют формированию экстремистской идеологии, созданию сообществ, организаций и политических сил, для которых насильственные действия являются одним из способов самовыражения и которые поэтому представляют опасность для общества. В США, где существуют расизм, сохраняются антисемитизм и этническая дискриминация, тем не менее, представляют интерес опыт государственно-общественного мониторинга экстремистских проявлений, система профессиональной экспертизы и корректного обсуждения проблем в СМИ, механизмы утверждения общеамериканской идентичности и гражданской солидарности среди многорасового и многокультурного населения. Опыт толерантного существования многокультурных и многоконфессиональных обществ имеется в странах Азии. В Индии, где происходят вспышки масштабного насилия на почве межрелигиозной розни, конфликты преодолеваются через общинные миротворческие процедуры наряду с эффективной деятельностью полиции.
Ситуация в Российской Федерации
В России проживает сложное по этническому и религиозному составу население. Российский народ обладает историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и развития больших и малых культур. Россия не может быть отнесена к категории государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конституцией. В Российской Федерации обеспечиваются условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной национальности. В федеральных органах власти и в других общественных сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей. Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Российской Федерации. В России приняты законы, которые гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются международные конвенции в этой сфере.
В то же время в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, роет расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Это привело к многочисленным случаям погромов, избиениям сотен и убийствам десятков людей. Неприемлемым для страны, которая внесла решающим вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне, является появление неофашистской идеологии и деятельность профашистских групп, распространение фашистской символики и литературы, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через Интернет. Язык вражды и группы ненависти присутствуют главным образом среди молодежи, хотя идеологами и организаторами выступают взрослые люди, в том числе политики и интеллигенция.
Радикальный национализм проявляется также в узурпации власти и ресурсов в пользу представителей одной этнической группы, в попытках изменить состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», в сужении жизненных возможностей для так называемого «нетитульного» населения в ряде российских республик. Pегионом с наиболее выраженной русофобией являются республики Северного Кавказа, где произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшееся насилием и убийствами.
Толерантность и либерально-рыночные реформы оказались трудносовместимыми. Преуспевающие в бизнесе часто демонстрируют неспособность к самоограничению, гражданской солидарности и уважительности к другим. Получившие власть проявляют нетерпимость к своим предшественникам, личную алчность и нескромность. Освобожденная oт политического контроля культура и информация не смогли столь быстро сформировать этику самоограничения, терпимости и взаимного уважения, уступая штампам насилия и другим формам коммерческого примитива. Деструктивную роль играют средства массовой информации, не имеющие общепринятого этического кодекса, когда усилиями журналистов распространяются негативные этнические стереотипы, экстремистские взгляды и ксенофобия. Общегосударственные информационные и образовательные системы недостаточно отражают культурное многообразие населения России и установки на толерантное восприятие различных традиций и ценностей. Информационно-образовательные системы в ряде республик предпочли пропаганду местного национализма и отторжение общероссийских ценностей и русской культуры.
Общество и государство в России пока не смогли предложить адекватные ответы на вызовы радикального национализма и экстремизма. Принятый в 2002 году Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» пока действует слабо. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 гг.)» закончилась преимущественно методическими разработками и не переросла в общественную кампанию и в практическую деятельность. Предпринимаемые в некоторых регионах страны усилия и проводимые мероприятия в рамках политики многокультурности и по обеспечению этноконфессионального согласия не получают должного освещения и поддержки. Но самое главное — это провал правоприменительной практики по части быстрого реагирования и адекватной, в том числе и судебной, оценки индивидуальных и групповых форм проявлений экстремизма и насилия.
Сегодня Россия не может быть отнесена к странам, где имеют место притеснения свободы слова и интеллектуальной деятельности. Однако политическая либерализация столкнулась с проблемой политической нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничения, консенсуса, ответственного гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивную риторику и межличностную вражду в сфере политики. Недостаток терпимости в политике затрудняет строительство партийных коалиций и нормальное осуществление демократических процедур. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль политиков, включая коррупцию и правовые нарушения, только отчасти обусловлены прошлым наследием и недостаточным социальным уровнем жизни. Это также и результат недостатка просвещенности, низких морально-этических стандартов, правового нигилизма.
Что касается проблемы религиозного экстремизма, то его проявления не получили широкого распространения в России. Тем не менее, в некоторых регионах нашей страны религиозный фактор в его экстремистских формах используется в целях политической мобилизации и террористической деятельности. Вместе с тем, остается проблема возвращения достойного статуса Церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. И это одно из важных направлений утверждения гражданского согласия. Более того, все мировые религии и верования, а для России это, прежде всего православие и ислам, заключают в себе большой потенциал терпимости. В России именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе.
Таким образом, нетерпимость и экстремизм являются одним из основных препятствий на пути достижения гражданского согласия, утверждения демократических порядков и обеспечения безопасности в России. Все это обусловливает необходимость совместных усилий общества и государства по противодействию экстремизму и утверждению принципов толерантности в российском обществе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |