Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15.08.2006. Литер (Казахстан)
Наталия Пулина (Москва)
В последние годы президенты стран постсоветского пространства стали все чаще встречаться "без галстуков" и, как показывает опыт подобного формата, небезрезультатно. Недавний неформальный саммит глав СНГ, который проходил в Москве, например, продемонстрировал, что прогнозы скорой "кончины" Содружества оказались преувеличенными. Теперь на неформальную встречу в Сочи съехались президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, чтобы в непринужденной обстановке обсудить приоритеты сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Словом, белорусскому президенту Александру Лукашенко не надо было куда-либо ехать. В отличие от других глав государств, он в данный момент проводит в Краснодарском крае отпуск и уже находится в неформальной обстановке. Теперь к нему обещают присоединиться и другие лидеры государств Евразийского экономического сообщества. Согласно официальной информации, в повестке дня значатся вопросы, связанные с формированием Таможенного союза (ТС) и единого энергетического рынка ЕврАзЭС. Процесс создания ТС идет не так гладко, как планировалось, однако оптимисты от ЕврАзЭС убеждены, что Таможенный союз начнет работать уже в следующем году. Что касается единого энергорынка, то работа по его формированию ведется уже несколько лет, но ощутимых результатов пока так и не принесла.
Тем временем работу саммит начал с неожиданного сообщения, которое грозит стать не только большим сюрпризом, но и вывести эту организацию на новую стезю развития. Прежде всего, на это указывает появление в окружении высокопоставленных политиков на постсоветском пространстве Генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николая Бордюжи. Иными словами, на сочинской встрече наблюдается интеграция экономических проблем с сугубо военно-политическими. Не исключено, что такое сотрудничество продиктовано желанием Генерального секретаря ОДКБ придать этой структуре безопасности более универсальные формы. Однако куда больше политических и экономических дивидендов сулит появление на "встрече без галстуков" нового главы украинского правительства Виктора Януковича. Напомним, что ранее украинский высокопоставленный чиновник заявлял о намерении разрешить пресловутую украинскую газовую проблему посредством сотрудничества в энергетической области с Туркменистаном, Узбекистаном, Казахстаном и Россией. Как нетрудно догадаться по географии новых стран-партнеров Украины, все они, за исключением солнечного Туркменистана, входят в состав ЕврАзЭС, а потому это позволяет экспертам строить геополитические планы на постсоветской карте, касающиеся долгосрочных приоритетов сотрудничества украинского правительства.
На первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что едва занявший пост главы правительства Украины Виктор Янукович поспешил с визитом в Россию. Ни для кого не секрет, что Москва делает ставку на лидера украинской Партии регионов и за лояльность украинского премьера Киеву могут простить многое. Поэтому Виктор Янукович не скрывает, что в ходе переговоров с руководством "Газпрома" попытается убедить российскую сторону в необходимости оптимизировать цены за "голубое" топливо в 2007 году. "Что касается цен на этот год, то мы, как минимум, зафиксируем нынешнюю цену", – уточнил украинский премьер. Он также рассказал о намерении к октябрю довести объемы "голубого" топлива в украинских хранилищах до 24,5 млрд кубометров, "а значит, в сутки нам нужно закачивать 130 миллионов кубометров". По подсчетам Януковича, для достижения этой цели необходимо в сутки закачивать 130 млн кубометров газа, поэтому перед правительством Украины стоит задача увеличить поставки туркменского "голубого" топлива. Это станет возможным за счет реконструкции газопроводов на узбекской территории, в процессе которой Украина хочет участвовать. Об этом, а также о проектах с участием Киева в разработке месторождений на территории Узбекистана Виктор Янукович планирует поговорить с Исламом Каримовым. У нового украинского премьера амбициозная экономическая программа, в которой центральное место отводится сотрудничеству со странами ЕврАзЭС. Украина планирует стать участником разработки месторождений не только в Узбекистане, но и в Казахстане и России.
Тем не менее нельзя забывать о том, что Украина не является членом ЕврАзЭС, ограничиваясь лишь статусом наблюдателя в этой организации, зато вместе с Беларусью, Казахстаном и Россией участвует в проекте Единого экономического пространства (ЕЭП). Процесс формирования ЕЭП затормозился после победы "оранжевой" революции. С приходом в премьерское кресло Януковича, считают аналитики, ЕЭП может начать возрождаться в той или иной форме. Премьер никогда не скрывал, что единственный реальный путь разрешения экономического кризиса в Украине – это создание в рамках ЕЭП программы эффективной энергетической политики. Кроме того, Украина – транзитное государство, заинтересованное в унификации транспортной и таможенной политики. Практически речь идет о тех вопросах, которые стоят приоритетными в проблеме формирования ЕврАзЭС. В этой связи эксперты осторожно высказываются в том смысле, что в ходе неформальных бесед с Владимиром Путиным Виктор Янукович "закинет удочку" на предмет трансформации в ЕврАзЭС очередного, вслед за ОЦАС, объединения. Ведь цели и задачи у Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства по большому счету одинаковые, только количество участников разное.
Правда, как предупреждают сегодня эксперты, попытка дезориентировать Киев с Запада на Восток чревата своими последствиями. Прежде всего, не стоит забывать, что в самостийной Украине продолжает существовать та часть общества, которая продолжает связывать высокие ожидания с интеграцией в Евросоюз. А потому в случае смены кабинета министров Москва снова может оказаться у "разбитого корыта", как это имело место два года назад. Склонив Украину выгодными соглашениями и договоренностями, российская сторона может получить далеко не дружелюбного партнера с широкими экономическими преференциями. Нетрудно догадаться, что в таком случае "Газпром" недополучит сверхприбыль, а Москва в очередной раз испытает неприятное чувство дежа вю.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |