Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.08.2006. Деловая неделя, Казахстан
Юрий Сигов (Вашингтон)
Пока только на словах и до окончания расследования андижанских событий
Когда в середине июля я встречался с заместителем госсекретаря США по странам Южной Азии Ричардом Баучером (а под его кураторством в госдепе находятся и все центральноазиатские республики СНГ), то он в беседе со мной практически ничего не упоминал об Узбекистане, но зато высоким стихом прошелся по Казахстану и Таджикистану. Как настоящий дипломат господин Баучер лишь пожаловался на то, что вроде бы всем хорош регион Центральной Азии (а Казахстан - так в особенности), только вот очень уж далеко он от Вашингтона расположен географически. А посему не налетаешься туда каждый месяц.
Однако на поверку лететь Баучеру в дальние центральноазиатские края все же пришлось - и именно в Узбекистан, о котором в последний год в политических кулуарах госдепа и Белого дома говорить было принято только с обидой, недовольством и явным раздражением. Как оказалось, заместитель госсекретаря США Ричард Баучер включил в это свое очередное турне по среднеазиатским странам СНГ Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, объехав стороной столь любимый им Казахстан.
С самого начала наиболее интригующим пунктом на этом дипломатическом маршруте был визит американского высокопоставленного чиновника в Ташкент. Ведь фактически Баучер стал первым представителем администрации США на столь представительном уровне, который посетил узбекскую столицу после событий в Андижане 13 мая 2005 года, и последовавшего за этим дипломатической размолвки между Вашингтоном и Ташкентом, закончившейся выдворением американской военной базы с территории Узбекистана.
Тогда практически в унисон Вашингтон и ведущие европейские столицы резко осудили Ташкент за жесткость и "непропорциональное событиям применение силы" при подавлении вооруженного выступления в Андижане. Согласно данным правозащитных организаций, в те дни в Андижане погибло около 200 человек, а, по неофициальным данным, эта цифра достигла 800 жертв. В начале нынешнего года, видя, что Узбекистан и не думает допускать иностранных наблюдателей для расследования андижанских событий, Евросоюз ввел экономические и гуманитарные санкции против Ташкента, которые предусматривают запрет на въезд в страны ЕС 12 ключевых представителей узбекского руководства.
Во многом, как считают эксперты, именно поэтому (а политическая и дипломатическая блокада Ташкента продолжалась целый год) с должности министра иностранных дел Узбекистана был снят г-н Ганиев, которого сменил на этом посту бывший посол Узбекистана в Германии Владимир Норов.
Именно с ним и пришлось наводить в первую очередь "дипломатические мосты" в Ташкенте Баучеру, после чего он посетил загородную резиденцию президента Узбекистана "Дурмень" и побеседовал с ее хозяином Исламом Каримовым.
Судя по оценкам экспертов в Вашингтоне, нынешний визит в Узбекистан Баучера вряд ли можно назвать эпохальным или событием, которое приведет к резкому потеплению в американо-узбекских отношениях. С большей уверенностью в этом случае можно говорить лишь о том, что и Ташкент, и Вашингтон при наличии массы других проблем решили все-таки вновь навести мосты к взаимопониманию и отодвинуть - хотя бы на время - то, что обе страны серьезно разделяет.
Ранее и вице-президент Чейни, и особенно министр обороны США Рамсфелд уже проявляли заинтересованность в возобновлении диалога с Ташкентом. А Кондолиза Райс, госсекретарь США, неодократно давала понять, что как только Соединенные Штаты уйдут из этого региона, и конкретно - из того же Узбекистана, то на их место тут же придут Россия и Китай. Особенно явно это стало заметно после вывода американской авиабазы в Ханабаде. Ведь Ташкент практически сразу же после этого активизировал свои связи с Шанхайской организацией по сотрудничеству (ШОС), а также решил вернуться в возглавляемую Россией Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Интересно, что Р. Баучер после обмена мнениями с главой МИД Узбекистана Норовым около двух с половиной часов беседовал с президентом страны Каримовым. Как заявил сам Баучер, на встрече с президентом Узбекистана обсуждались практические действия по восстановлению доверия между Вашингтоном и Ташкентом. При этом, несмотря на существующие серьезные разногласия в вопросах соблюдения прав человека и по оценке событий, происшедших в мае прошлого года в Андижане, Соединенные Штаты решили все же восстановить сотрудничество с Узбекистаном, по крайней мере на уровне прямого диалога с его руководством.
При этом американский дипломат донес до своих узбекских собеседников, что Соединенные Штаты по-прежнему серьезно озабочены ситуацией с правами человека в Узбекистане, узбекское правительство хорошо знает об этой принципиальной позиции Вашингтона, и проблема лишь в том, смогут ли, несмотря на расхождения по вопросу Андижана США и Узбекистан двигаться вперед, продолжая диалог, или в скором времени все вновь вернется на путь конфронтации и двустороннего недопонимания.
Как и в отношениях с Казахстаном, Баучер в Ташкенте фактически подтвердил курс администрации Белого дома на предоставление Узбекистану широты выбора партнеров и союзников, не требуя от него каких-то особых, проамериканских преференций. Что касается существенно улучшившихся в последнее время отношений между Ташкентом и Москвой, то американский дипломат отметил, что США не намерены в этом регионе ни с кем соперничать. Америка выступает за то, чтобы Узбекистан имел хорошие связи и с Россией, и с Китаем, и с Турцией, и соседями по Центрально-Азиатскому региону.
Что же касается дальнейшего развития американско-узбекских отношений, то, по словам заместителя госсекретаря США, они будут развиваться в соответствии с Декларацией о стратегическом сотрудничестве между Соединенными Штатами и Узбекистаном, которая была подписана еще в начале 2002 года. Этот документ предусматривает укрепление двустороннего сотрудничества в борьбе против международного терроризма, торговли и сбыта наркотиков, распространения оружия массового уничтожения, а также сотрудничество в области развития частного бизнеса в Узбекистане.
Однако делать далеко идущие выводы о том, что Ислам Каримов все-таки переиграл в своем "восточном терпении" настойчивых, но несколько прямолинейных американцев, явно не стоит. Как не покажется кому-то странным, но шагу навстречу Ташкенту, который в данный момент решил сделать Вашингтон, очень даже способствовали последние события в... Ираке, Афганистане и обострение ситуации на Ближнем Востоке. Видя, какой, мягко говоря, бардак царит во всех вышеупомянутых государствах и регионах, насколько неконтролируемой остается ситуация во всей Южной и Передней Азии (добавьте сюда еще Иран, Пакистан, Сирию), станет понятным: США решили, что лучше иметь в партнерах такие жесткие авторитарные режимы, как узбекский, но которые, по крайней мере, худо-бедно контролируют ситуацию у себя дома и не допускают возникновения полномасштабной гражданской войны.
Конечно, подобный дипломатический реверанс Вашингтона в сторону Ташкента не означает, что в Америке забудут о соблюдении прав человека в Узбекистане, перестанут пытаться присылать и в Узбекистан, и в окрестные с ним республики толпы своих "неправительственных" персонажей (о реальном, а не "сельскохозяйственном" или "гуманитарном" месте работы которых у того же господина Каримова нет никаких иллюзий) или на расстоянии прекратят поучать узбекских лидеров при любом случае подавления инакомыслия.
Все это американцы будут делать и дальше, однако подобные вопросы, как показал визит Баучера, отныне для Вашингтона все же не будут являться ключевыми в формировании двухсторонних отношений в регионе Центральной Азии (кстати, это же надо учесть на будущее и представителям правозащитных организаций в Казахстане, которые чересчур наивно надеются на помощь и поддержку из Вашингтона).
С Бишкеком Америка тоже помирилась.Вроде бы
Как известно, после непростых переговоров в Ташкенте Баучер посетил Кыргызстан, где теперь уже на новых финансовых условиях продолжает действовать единственная оставшаяся в Центральной Азии американская военная база. Окончательное завершение переговоров с Кыргызстаном об условиях пребывания этой базы на аэродроме Манас в Бишкеке и было одной из ключевых тем бесед заместителя госсекретаря США.
До этого после нескольких раундов непростых переговоров Соединенные Штаты согласились платить кыргызской стороне по 150 млн долл. ежегодно (в том числе около 50 млн. долларов наличными) за пользование всей военной инфраструктурой аэропорта Манас. Однако недавно американско-кыргызские отношения вдруг оказались существенно подпорченными так называемым "шпионским скандалом", которые обычно случаются у Америки с Россией, Израилем, Китаем, но никак не с центральноазиатскими государствами.
Как известно, кыргызские власти выдворили из страны 12 июля двух сотрудников посольства Соединенных Штатов, обвинив их в подрывных действиях против Кыргызстана, а фактически - в шпионской деятельности. Вашингтон не мог снести такого дипломатического оскорбления от страны, которой Америка оказала ранее помощь на сотни миллионов долларов, и отправил двух кыргызских дипломатов из столицы США домой, дав на сборы 30 дней. И это при том, что нынешний посол Кыргызстана - госпожа Сыздыкова - привезла с собой в Америку в посольство на работу некоторых своих бывших подчиненных-журналисток, которые на пронырливых шпионок даже при всем воображении агентов ФБР ну никак не походят.
Тогда же "за компанию" были также отосланы из Соединенных Штатов несколько кыргызских офицеров, которых по иронии судьбы сами же американцы пригласили к себе на стажировку. Ясно, что все эти "шпионские страсти" не имели под собой особой подоплеки (ведь Америка по праву сильного государства на ближайшую перспективу наверняка будет держать в Кыргызстане десятки своих агентов - как "чистых" дипломатов, так и действующих под прикрытием, и кыргызское руководство прекрасно это понимает), но они могут подпортить общий фон "взаимопонимания и дружбы", на которую все же надеется Вашингтон в отношениях с этой республикой.
В результате после встреч в Бишкеке Баучера с президентом Кыргызстана Бакиевым, премьер-министром республики Куловым, а также главой местного МИДа Джекшенкуловым стало ясно, что "буря в стакане воды" в двусторонних отношениях так же быстро улеглась, как и возникла. По окончании переговоров в Бишкеке обе стороны констатировали, что теперь у них "все хорошо", все спорные моменты улажены, никто никого на обозримую перспективу высылать больше не станет, а сам Кыргызстан от сотрудничества с Америкой, в том числе в военной сфере, будет только выигрывать.
При этом и Вашингтон, и Бишкек подтвердили факт дальнейшего функционирования американской военно-воздушной базы в Манасе (правда, в США ее сейчас больше принято называть "вспомогательным транспортным узлом НАТО и войск коалиции, ведущей операцию в Афганистане"), а также принципиальное желание Кыргызстана продолжать подобное сотрудничество и с Россией (база российской авиации в Канте находится всего в 20 километрах от аналогичной американской базы).
Совершенно очевидно, что в Бишкеке, так же как и в Ташкенте, сделали для себя правильный вывод из сотрудничества с "большими и сильными": лучше дружить и с теми, и с другими, и по возможности выбивать и из Москвы, и из Вашингтона по максимуму все, что можно - живые деньги, экономическую помощь, кредиты и инвестции. При этом как только один из "старших братьев" начинает прижимать к себе крепче ту или иную республику Центральной Азии (а ведь есть еще не менее "близкий друг", объятия которого могут так просто задушить - Китай), так у руководства этих республик появляется прекрасный шанс чуть оттолкнуть "напрашиваюшегося на дружбу", и напротив - сделать реверанс в сторону того, кто еще вчера стоял в очереди на "братские отношения" где-то поодаль.
Подождите: дойдет очередь и до Душанбе
Что же касается Таджикистана, то у Соединенных Штатов последнее время в отношении этой республики появились весьма заманчивые виды. Прежде всего, по информации из Пентагона, таджикский президент Рахмонов вроде бы не прочь сдать одну из своих военных баз американцам в аренду. Когда в республике гостил недавно министр обороны Соединенных Штатов Рамсфелд, то ему, как говорят, очень понравилась прямота, с которой таджикский президент дал понять шефу Пентагона: будете хорошо платить, то почему бы нам и не посотрудничать?
Главное в этом сотрудничестве, как считают в Вашингтоне, - найти взаимоприемлемую форму (та же операция войск коалиции в Афганистане, к примеру), чтобы никому из соседей (тому же Китаю, скажем, или России) не было резона поднимать волну критики и пугать обывателей "американской военной угрозой" в регионе.
Оживились на таджикском направлении и американские бизнесмены. Связано это, прежде всего, с тем, что в Таджикистане пока очень незначительно влияние России и Китая, зато все больше расширяет свое деловое присутствие в этой республике Иран. Вот и предлагают сейчас прежде всего энергетические компании США Таджикистану кредиты и оборудование для восстановления местной энергосистемы.
Что же касается дипломатической поддержки, то госдепартамент США, по словам Баучера, готов ее американскому бизнесу предоставить в полном объеме. И если пока Соединенные Штаты в Таджикистане только разворачиваются, то только потому, что по-настоящему у Вашингтона до Душанбе просто пока руки не дошли. Но заметьте: господин Рамсфелд далеко не в каждую страну за тридевять земель от Америки катается и далеко не каждому президенту он в личной беседе на что-то прозрачно намекает. Так что об "укреплении американо-таджикской дружбы" мы еще услышим - и очень скоро.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |