Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Узбекистан вернулся в ОДКБ

23 - 29 августа 2006. Военно-промышленный курьер

Сергей Михайлов

Каримов подтвердил, что не намерен менять политику, ориентированную на Москву

Владимир Путин в очередной раз доказал, что искусство дипломатии - достигать возможного при невозможном - существует. Для этого, оказалось, достаточно снять галстуки. То есть объявить встречу неформальной, что и произошло в Сочи, куда съехались главы союзных России государств из СНГ. И тогда уже никого не удивляет, что на саммите, заявленном как ЕврАзЭС, рассматриваются вопросы пусть на 95% аналогичной по составу, но все же другой организации - ОДКБ. И тут же приезжает премьер-министр Украины - государства, не входящего ни в одну из названных структур, с которым "случайно" встречаются президенты. Впрочем, сегодня эти политические нюансы уже мало кого интересуют. Главное внимание - итогам встречи. А они явно не формальны. В военно-политической сфере наиболее значимо, безусловно, подписание Протокола о восстановлении членства Республики Узбекистан в Организации Договора о коллективной безопасности.

Напомним, это уже второе официальное возвращение Узбекистана в "братскую семью" Организации Договора о коллективной безопасности. Первое состоялось почти 60 дней тому назад в Минске. Именно там, на саммите ОДКБ, главы государств-союзников подписали решение "о восстановлении членства Республики Узбекистан в Организации Договора о коллективной безопасности". О том, что "восстановить членство" в Организации, в которую Ташкент никогда не входил (ОДКБ создана в 2002 г., а в сентябре 2003 г. была завершена ратификация основополагающих документов новой структуры), юридически невозможно, тогда, похоже, никто не думал. Главным было политическое решение. Поэтому и решено было провести процедуру повторного оформления отношений.

Подписанный в Сочи Протокол, как пояснили нам в секретариате ОДКБ, предполагает начало именно юридической процедуры.

Документ предусматривает, что Республика Узбекистан принимает на себя все права и обязательства, вытекающие из членства в ОДКБ, и присоединяется к международным договорам и решениям, принятым в рамках Организации. Отметим, что таких договоров и решений очень много - только их список занимает почти десять страниц. Это, в частности, Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (тот самый, который Ташкент не подписал в апреле 1999 г.), основополагающие документы ОДКБ - Устав и Соглашение о правовом статусе Организации. Непосредственно в военной сфере - это соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности; об основных принципах военно-технического сотрудничества; об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов инфраструктуры; о подготовке военных кадров: И еще порядка семидесяти документов. И все они требует ратификации.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

По информации из секретариата ОДКБ, на процедуру правового оформления "возвращения блудного Узбекистана" Ташкенту выделили полтора года: до 1 января 2008 г. Впрочем, и до истечения этого срока будет считаться, что Узбекистан обязан исполнять все вышеназванные договоры и соглашения, так как они являются "неотъемлемой частью" вышеназванного Протокола, который, хотя и подлежит ратификации в Ташкенте, но "применяется с даты подписания". А сам факт подписания Протокола эксперты государств-членов ОДКБ признали значимым и положительным. "Возобновление членства Узбекистана в ОДКБ усилит роль этой организации в Центрально-Азиатском регионе, а также активизирует ее деятельность", - отметил заместитель директора Центра стратегических исследований Таджикистана Сайфулло Сафаров. По мнению политолога, возвращение Узбекистана в ОДКБ также укрепит таджикско-российское сотрудничество, а в перспективе улучшатся и таджикско-узбекские отношения.

"Организация Договора о коллективной безопасности становится важным военно-политическим образованием, с которым будут считаться другие государства и геополитические центры. ОДКБ на сегодняшний день объединяет важные страны на постсоветском пространстве. ОДКБ становится мощным игроком на военно-политической арене", - заявил помощник президента Республики Беларусь Валентин Рыбаков.

"ВОСТРЕБОВАННАЯ СТРУКТУРА"

Теперь о том, для чего самому Узбекистану потребовалось возвращение в ОДКБ. Совершенно очевидно, что, подписав Протокол, президент Ислам Каримов дал понять, что не намерен менять новый вектор своей политики, ориентированный на Москву. Это подтверждают и кадровые перестановки в правительстве республики. В конце прошлого года, напомним, поста министра обороны лишился Кадыр Гулямов, который военную политику государства ориентировал прежде всего на партнерские отношения с США и другими странами, входящими в НАТО. Именно при его активном участии на авиабазе Ханабад комфортно и практически бесплатно квартировались американские военные. А недавно в Ташкенте появился и новый глава внешеполитического ведомства: на смену Эльеру Ганиеву, также ориентировавшемуся на Запад, пришел Владимир Норов.

Сам Ислам Каримов объяснил свою новую политику так: "ОДКБ - востребованная структура". Свернуть с намеченного пути президента Узбекистана не смог уговорить и весьма известный переговорщик - заместитель госсекретаря США Ричард Баучер, побывавший в Ташкенте за неделю до сочинского саммита. Стоит отметить, что поездка американского дипломата в Узбекистан и Киргизию вызвала настороженность в российских политических кругах. В Москве опасались, что заместитель Кондолизы Райс сможет уговорить Ислама Каримова не форсировать юридическое оформление возвращения в ОДКБ, а остановиться на минском "протоколе о намерениях".

Но, кроме признания "востребованности" ОДКБ, у политики Ташкента есть и более весомые аргументы. Например, полноправное нахождение в рядах коллективной безопасности позволит Ташкенту приобретать вооружение и военную технику у государств-членов ОДКБ, прежде всего России, по льготным ценам. А это весьма серьезный аргумент для республики. На территории последней к моменту распада СССР находились весьма солидные склады Туркестанского военного округа. Но за прошедшие пятнадцать лет это вооружение поизносилось и устарело. А на перевооружение собственных сил, точнее средств, не хватает. Даже при том что сегодня Узбекистан - лидер на постсоветском пространстве по военным расходам - 15% ВВП. В СНГ выше пятипроцентной планки еще никто не поднимался. Да и в прямых цифрах Ташкент в тройке призеров СНГ - после России и Украины, он первенствует в Центрально-Азиатском регионе.

Значительные преференции узбекской армии даст и участие в Соглашении о льготной подготовке военных кадров, действующее в формате ОДКБ. Заметим, предыдущую определенную настороженность в отношениях с Москвой Ташкент никогда не распространял на сферу подготовки военных кадров. Только за последние пять лет в России было подготовлено почти 230 офицеров для узбекской армии, в том числе около семидесяти получили высшее военное образование в академиях Минобороны РФ. Понятно, что до сегодняшнего дня за их образование приходилось платить валютой.

А если приплюсовать к этому совместную деятельность государств-членов ОДКБ в сфере противодействия терроризму, наркотрафику, нелегальной миграции и ту же льготную подготовку сотрудников правоохранительных органов, то легко понять, что система коллективной безопасности для Ташкента действительно востребована.

ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ

А что получает ОДКБ с вступлением Узбекистана? "Без Узбекистана создать надежную, действенную систему коллективной безопасности в Центральной Азии невозможно", - считает генеральный секретарь Организации Николай Бордюжа. С этой позицией трудно спорить. Кроме того, у каждого государства-члена Организации и свои виды на отношения с Ташкентом. Для России, совершенно очевидно, возвращение Узбекистана в "братскую семью" - наглядное подтверждение выдавливания США из региона и демонстрация своей азиатской политики, направленной на восстановление российского авторитета и влияния. Для всех азиатских союзников Москвы вступление Узбекистана в ОДКБ - реальная возможность урегулировать пограничные вопросы. Сегодня узбекская граница для Казахстана, Киргизии и Таджикистана - далеко не добрососедская. А у последнего и вовсе напоминает линию фронта, так как обозначена минными полями. Плюс к этому каждое из государств хотело бы решить некоторые частные вопросы с Ташкентом. Для Киргизии это вопрос Ферганской долины и, главное, водных ресурсов. Для Таджикистана - проблема полковника Худайбердыева, который после неудавшегося мятежа, по мнению ряда источников, скрывается на узбекской территории.

В военном плане ОДКБ получает достаточно боеспособную армию, стоящую по уровню значительно выше киргизской и таджикской. Это значит, что центрально-азиатская группировка войск, о необходимости создания которой в ОДКБ говорят уже не один месяц, будет держаться не только на российских и казахстанских штыках. Усилят узбекские военнослужащие и имеющиеся сейчас в регионе Коллективные силы быстрого развертывания. По словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, Ташкент готов выделить в состав КСБР 2-3 элитных батальона.

ТАШКЕНТ ПРОСИТ ДОЛЖНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЕНСЕКА

Ждут организационные изменения и структуры ОДКБ. Как удалость выяснить "ВПК", увеличение их штатов составит порядка десяти человек. (Сегодня в штате секретариата ОДКБ 40 человек и в Объединенном штабе ОДКБ - 55 человек). Узбекистан претендует на должность заместителя генерального секретаря ОДКБ и на четыре должности в Объединенном штабе.

Планируются изменения и в финансовой сфере. Как известно, сегодня бюджет ОДКБ формируется по принципу: половину средств вносит Россия и по 10% каждое другое государство. В связи с увеличением числа государств, предполагается снижение процентного уровня взносов: Россия - 47,2%, остальные - по 8,8%. Однако фактический размер взносов не изменится. Просто вырастет бюджет Организации. И это понятно: возрастет не только "бумагооборот", но и количество командировок, изменится штатное расписание, потребуются новые служебные помещения. Можно предвидеть, что новым сотрудникам ОДКБ без работы сидеть не придется: Минская Декларация о развитии Организации в многофункциональную (с созданием миротворческого контингента, специальных сил реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного уровня) потребует напряженной работы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ